« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
методическая разработка (1 класс) по теме
Актуальность проблемы:
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между людьми. К.Д.Ушинский особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Достичь этого можно, работая по программе «Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта « Человек и люди вокруг него», в котором поднимаются волнующие вопросы, как для молодого начинающего учителя, так и для учеников общеобразовательных школ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов»
в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
Актуальность проблемы:
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между людьми. К.Д.Ушинский особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Достичь этого можно, работая по программе «Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта « Человек и люди вокруг него», в котором поднимаются волнующие вопросы, как для молодого начинающего учителя, так и для учеников общеобразовательных школ.
Цель данного исследования: Развивать личные навыки толерантного общения, повышать внутригруппое доверие между студентами, учащимися, формировать собственные жизненные установки. Обучать социальным навыкам: решение сложных жизненных ситуаций путём нравственного выбора.
Задачи:
1.Помочь учащимся познать природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
2.Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
3.Развить общую культуру, как студента, так и школьника.
Содержание воспитательной работы учителя – практиканта по формированию нравственной культуры учащихся составляет формирование определённых групп отношений:
1.Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи, требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.
А) Родным и близким. Проведены занятия на темы:
- Любовь - огромная страна и только в ней бывает счастье
- Важней всего погода в доме
- Мой дом - моя крепость
- Семья-7-я
- Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить.
- Нет ничего дороже слова Мать!
- Мама - самый лучший, надёжный друг
- Мама лучше всех моя.
- Вот она какая-мамочка моя родная.
Б) Друзьям. Проведены занятия на темы:
- В дружбе -сила.
- Помни о других – ты не один!
- Кого можно назвать настоящим другом.
- Путешествие на планету дружбы
- Нам без дружбы не прожить, нужно дружбой дорожить
В) Окружающим людям другой расы и национальности.
- Я среди людей
- Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
- Знакомство с Республиками Коми и Бурятии, нахождение своеобразия и единства
- Расы людей
- Знакомство с праздником народов мира - Новый год.
- Мы разные, мы вместе
- Праздники народов мира
- В гости к соседям
- Путешествие в англоязычные страны: Великобританию и Австралию.
2.Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости.
- Что такое этикет?
- Роль мимики и жестов в общении
- Вежлив ли ты?
- Правила хорошего тона
- Правила общения по телефону
- Знаешь ли ты свой город Санкт-Петербург?
3.Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.
- Все профессии нужны - все профессии важны.
- Кем я хочу стать? Мужские и женские профессии
- Школа - мой второй дом
4.Отношение к природе требует бережного отношения к её богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.
Таким образом, содержание и формы нравственного образования и воспитания во I-IV классах были следующими:
- Мир добрых дел - выявление, определение, рассмотрение, добрых поступков; выявление доброго или недоброго отношения людей к животным; определение понятия «преданность».
- Люди среди людей - определение понятия «отношения»,выделение основных связей между людьми, исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения добрых отношений между людьми.
- Дружба и привязанность- определение понятий «дружба»; выявление основных качеств настоящего друга; проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.
- Коллектив- рассмотрение отношений в классе, определение понятий « коллектив».
Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе.
- Семья и семейные традиции - определение понятия «семья», « традиции»; выражение своего отношения к родным, к дому; рассказ детей о проведении праздников в семье.
- Любовь- выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь», выявление любящих и любимых детьми людей.
- Моё место в жизни - выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий.
Объём исследуемого материала
Во втором классе на внеклассном занятии «Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить» в конце занятия детям (20 человек) предлагалось построить лестницу счастья. Вот что из этого получилось:
ТВОРЮ:
-добро-90%;
-заботу, нежность, уважение по 30%;
- любовь-25%; ласку-20%;
-радость-15%;
-внимание, помощь, счастье по 10%;
-хорошие поступки, зло по 5%.
ОБЩАЮСЬ:
-с уважением-50%
- с семьёй-50%
- с любовью-40%
- с лаской-35%
-с вниманием-25%
- с добротой-10%
- с интересом, удовольствием, пониманием - по 5%
ИМЕЮ:
-родителей-100%
-друзей-100%
-родственников-35%
-животных-55%
-заботу-25%
-дружбу-25%
-любовь-15%
-уважение-10%
-счастье-5%
ЖИВУ:
-с уважением-45%
-с интересом, с лаской, заботой-40%
-с любовью-25%
-с радостью, хорошо, мамой, родителями, счастливо- 20%
- с бескорыстием, замечательно, пониманием, умением прощать-5%
Внеклассное занятие по теме: « Я, ты, он, она - вместе дружная семья» в 4ом классе было посвящено интернациональным семьям, ведь в бывший СССР входило 15 республик. В конце занятия учащимся (17 человек) необходимо было ответить на следующие вопросы:
- Любимое блюдо вашей семьи?
Суши – 23,5%; салат – 11,7% , пицца – 11,7%; форель-5,8% ,еврейские котлеты-5,8%; пюре с котлетами-5,8%; картошка с мясом -5,8%; манная каша-5,8%;
куриные бифштексы-5,8%; печёная курица-5,8%; макароны по флотски-5,8%.
- Чем родители увлекались в детстве? – не ответили – 35,2%; спорт – 17,6%;, рисование – 11,7%; учёба – 11,7%; конструирование – 11,7% ; музыка – 5,8%; коллекционирование – 5,8%.
- Ваш любимый семейный праздник, как вы его отмечаете?
- Новый год – 88,3%
День рождения – 11,7%
- Как вы в семье называете друг друга? – по имени – 41,1%; мама, папа – 29,4%; зайка, солнышко – 17,6%; по – разному – 11,7% ; мамуля, папуля – 5,8%; не ответили – 5,8%.
- Какой предмет в школе любили родители? – математика – 58,8%; русский язык – 17,6% ; труд – 5,8%; физкультура – 5,8%; литература– 5,8%; рисование – 5,8% ; музыка – 5,8%; не ответили – 11,7%.
- Что может обрадовать маму, папу? – мытьё посуды, уборка комнаты, хорошие оценки – 82,3%; поделка, сделанная своими руками – 5,8%; подарок – 11,7%; не ответили – 5,8%.
- Как познакомились родители? - не ответили – 58,8%; в гостях – 17,6%; в кафе – 11,7%; вместе учились – 5,8%; на улице – 5,8%.
- Как вы отдыхаете летом? – дача – 29,4%; море – 23,5%; за границей – 23,5%; не ответили – 11,7%; деревня – 5,8%; дом отдыха – 5,8%.
- Кто дал имя ребёнку, были ли другие варианты? – мама– 29,4%, оба родителя – 17,6%, папа – 17,6%, не ответили – 17,6%, дедушка – 5,8% бабушка – 5,8%.
- Есть ли домашние животные? – Да – 70,5%; Нет – 29,5%
- Какую передачу вы смотрите всей семьёй? – не ответили – 29,4% ; сериалы –23,5% ; Минута славы – 11,7%; новости – 5,8% ; Большие гонки – 5,8%; Большая разница – 5,8%; Что? Где? Когда? – 5,8%;Последний герой -5,8%; Комедии-5,8%.
На внеклассном занятии в 3ем классе по теме: «Кого можно назвать настоящим другом?» детям (14 человек) предлагалось составить ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
- Уметь поддерживать, помогать другу в трудную минуту- 85,7%
- Уважать - 42,8%
- Понимать друга -35,7%
- Прощать друга -35,7%
- Ценить -28,5%
- Любить друга- 21,4%
- Не обижать -14,2%
- Не предавать друга -14,2%
- Не выбирать друга по успеваемости-7,1%
- Делать другу добро-7,1%
- Защищать-7,1%
- Не обижать -7,1%
На подобных занятиях младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность.
На предложенных занятиях используются доверительные беседы, обсуждение проблем, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсиях, наблюдениях, обмен впечатлениями, тестирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШ...
Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты моей деятельности по формированию коммуника...
План проекта: «Семья и духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов»
Формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание...
Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов
Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов могут...
Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....