Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника
статья на тему
Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, наносят вред процессу воспитания, приводят к формированию вредных привычек у детей.
Система работы по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, приобщение детей к искусству.
Эффективное взаимодействие семьи и школы и совокупность всех видов искусств может обеспечить становление человека, который будет сочетать в себе духовное начало, эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_protsesse_formirovaniya_dnk.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования
духовно-нравственной культуры младшего школьника
Семёнова Наталья Ивановна
МКОУ «СОШ №5» город Дзержинск Нижегородская область
Дети часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.
За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных передач, увлечение компьютерными играми, бесцельного времяпровождения на улицах наших городов. Сокращается посещение ими спортивных секций, художественных и творческих мастерских. У детей пропадает желание к чтению художественной литературы, к работе с книгами, посещению библиотек, выставок.
С точки зрения личности и семьи, ценностные ориентиры, присущие детскому сознанию, стали во многом разрушительны. Поэтому задача формирования духовно-нравственной культуры младших школьников в тесном взаимодействии семьи и школы имеет большую значимость.
Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.
Создание системы работы по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников является итогом восьмилетней работы, включающей в себя: сочетание учебной и внеклассной работы; развитие творческой деятельности учащихся; установление взаимодействия с родителями учащихся; тесный контакт с учреждениями дополнительного образования; активное применение новых педагогических технологий и направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, приобщение детей к искусству.
Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими средствами и материалами: литература – словом, музыка – звуками, изобразительное искусство – красками… Любой человек может понимать разные виды искусств, поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие детей лишь одним из них. Эффективное взаимодействие семьи и школы и совокупность всех видов искусств может обеспечить становление человека, который будет сочетать в себе духовное начало, эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Ребёнок должен расти и воспитываться в мире культуры, искусства, природы, человеческих отношений.
Систематическая работа по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников выходит за рамку урочной деятельности, включающей большой по объёму литературный, фольклорный, краеведческий материал. Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. В сотрудничестве с родителями организованы разнообразные формы внеурочной деятельности: факультативы, творческие мастерские и секции, экскурсии в музеи, выставочные залы и природные сообщества, фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, поездки и путешествия по Нижегородской стороне.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников и воспитывает их на основе диалога культур.
Одним из эффективных средств формирования духовно – нравственной культуры является декоративно – прикладное искусство. Учащиеся вместе с родителями посещают занятия «Творчество моей семьи» и занимаются в творческих мастерских ДДТ: «Ручная художественная вышивка», «Ручное художественное вязание». Художественная вышивка – яркое явление национальной культуры. Оно обогащает душу человека, доставляет радость общения с настоящим искусством. Русское вышивальное искусство поражает богатством орнаментов, многообразием технических приёмов, широтой сюжетной тематики. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает наших детей и их родителей заниматься этим увлекательным видом декоративно – прикладного искусства. На занятиях в творческих мастерских учащиеся и их родители получают знания, умения и навыки ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки, художественными промыслами России, с народными традициями и неповторимостью вышитых изделий. Большое внимание уделяется приобщению к национально – региональным особенностям, к знанию родного (Нижегородского) края. В мастерских изучаются народные традиции и региональные особенности в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. В программе мастерских - экскурсии в музеи, выставочные залы, где происходит знакомство с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства, с историей традиционных промыслов.
Результатом работы в творческих мастерских является выполнение коллективных творческих дел – тематических панно, отражающих быт русского народа, его традиции. Наша работа, совместно выполненная с родителями, была подарена детскому комбинату №100.
Погружая ребёнка в национальный быт, мы создаём ему естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями. Если учителю удастся разбудить в детской душе чувство уважения к своим истокам, то повзрослев, ребёнок всегда с теплотой и любовью будет вспоминать свои родные места с их историей и традициями.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаем на художественно – эстетическое воспитание. Красота природы, окружающих людей, вещей создают в ребёнке особые эмоциональные состояния. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Духовному развитию внутреннего мира ребёнка способствуют изобразительное творчество и музыка. На «хоровом пении» учащиеся знакомятся с фольклорным творчеством, воспитываются через личность композитора, через знакомство с классическими художественными образами. Музыкальные произведения подбираются с учётом исполнительских способностей.
Один раз в неделю в классе проходят занятия «Изотворчество». Дети совместно с присутствующими родителями знакомятся с нетрадиционными формами интеграции изобразительного искусства и художественного творчества, создавая неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером.
Базой для становления духовно – нравственной личности является семья. Поэтому взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно – нравственной культуры младшего школьника считаю обязательным.
Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Одним из необходимым условием формирования духовно – нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью.
Система работы по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников в тесном взаимодействии семьи и школы очень эффективна.
Результатом совместной работы стала заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, способны самостоятельно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию через диалог и договор, выполняют дружно общее поручение, активно помогают тому, кому нужна помощь и живут согласно урокам хороших манер. У детей возрос познавательный интерес к искусству, к самостоятельному поиску и творчеству. Результатом нашей работы стало массовое участие детей в мероприятиях и конкурсах разных уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка...
Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.
В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой, учителем и пути их осуществления....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный пе...
Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. На формирование г...
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника
Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"
Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями....