Итоговая работа Кротовой И.С. Курсы «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кротова Ирина Сергеевна

Конспект урока "Золотое правило этики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Итоговая работа Кротовой И.С.

   Курсы   «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса           «Основы православной культуры»

Конспект урока по программе УМК «Школа России»  для 4 класса  по ОРКСЭ,

учитель МБОУ «СОШ№13» г. Великие Луки

Кротовой И.С.

   Тема учебного занятия: Золотое правило этики.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о этике.

           Задачи урока:

 • Создать ситуацию для дискуссии о золотом правиле этики;        

•        Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о этике;

•        Использовать толковый словарь, учебник.

             1.Образовательные:

- Познакомить учащихся с  понятием этика;

2.Развивающие:

- Развивать  культуру речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Технологии: 

- Проблемный диалог

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование : учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы.

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия : этика, христианская этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, раскаяние, «золотое правило этики» , неосуждение.

Ход урока :

  1. Организационный момент.

Учитель: Мы начинаем наш урок

                 И пусть сегодня

                Он пойдёт нам впрок.

II. Выявление восприятия, мотивация.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

III . Работа с новыми понятиями.

Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.)

В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.

Сформулируйте свое определение «нравственности».

Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Беседа.

-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»?                                

  -Чем отличаются?

Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

Этика и этикет – родственные слова. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где- либо , например : школьный этикет, дипломатический этикет .

Предположите : каково же «золотое правило этики» ?

IV. Золотое правило этики.

. Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Работа с репродукцией В.Д. Поленова «Христос и грешница».

- Рассмотрите картину.      

-Что вы видите на картине ?

-Где происходит действие ?

-Как выглядят люди ?      

-Что это за собрание ?

-Кто в роли преступника на суде ?

-Кто в роли судьи ?

-Кто такой Бог ?

 -Как Христос защитил женщину?    

-Как бы вы назвали эту картину ?                                                                                  

Слова Христа из Евангелия.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Работа по учебнику.

Исследовательская работа с текстом учебника.

Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.

-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

  «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

-А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.Прощайте, и прощены будете».

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Выпишите предложения, которые говорят об осуждении  и не осуждении поступков человека.

VII. Первичное закрепление.

  1. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

Великий пример не осуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.  

- Почему так поступил Серафим Саровский?

VIII. Работа в группах.

Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.

-- Что чувствует человек, которому причинили боль ?

-- А как чувствует себя тот, кто причинил боль ?

--Приходилось ли вам наблюдать со стороны , как один человек обижает другого человека ?

--Что вы при этом чувствовали ?

--Было ли у вас желание вмешаться ?

Создание проблемной ситуации.

--Нужно ли прощать ?

-- Легко ли это делать ?

I X. Обобщение.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

   1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;:

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

   2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

3. Ответьте на вопросы.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?

- Как развести (разделить, постараться увидеть ) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке ?

- Приведите примеры такого отношения твоих родителей , учителя, собственного отношения к людям.

X.Домашнее задание.

Читать стр. 46 – 47.

Составить свои правила этики.

Подобрать стихотворения, пословицы о доброте.

Провести интервью с членами семьи по вопросу : Как взрослые понимают «золотое правило этики».

Написать мини – эссе на тему : Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.

Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...

Становление у младших школьников установки поступать по совести в процессе изучения модуля "Основы православной культуры"

В презентации представлена авторская модель становления у младших школьников установки поступать по совести....

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....

Рабочая программа по учебному курсу "Основы духовно- нравственной культуры" (Модуль «Основы православной культуры») для 4-х классов

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа..На основании письма Минобрнауки России от31.03.2015 № 08-461  «О направлении регламента выбора кур...