Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ
статья (4 класс) по теме
Использование национально-регионального компонента во внеурочной деятельности способствует формированию целостных знаний о Донском крае, развитию творческих и исследовательских умений учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ»
« Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.
Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» Академик Лихачев
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Отправной точкой по переходу обычной средней общеобразовательной школы в статус казачьей стало создание программы развития под
названием : « Развитие гражданственности и патриотизма у учащихся через постижение духовной казачьей культуры, возрождения истории казачества и его традиций».
В процессе внедрения данной программы были внесены изменения в учебный план школы. В ходе реализации регионального компонента « история возрождения казачества» в 4 класс введен факультатив « Сказки Тихого Дона».
Целью которого стало формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Задачи курса:
- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;
-совершенствование физического и психологического здоровья учащихся,
- изучение православных традиций;
- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Приоритетными направлениями является формирование нравственной культуры школьников посредством введения во внеурочную деятельность методов работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии духовно-нравственных ценностей обучающихся.
На собственном опыте я убедилась, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе в начальной школе способствует стимулированию интереса школьников к изучению истории казачества.
В своей работе я использую материалы о родном крае. Много интересного и полезного об его истории узнают ребята на внеклассных занятиях. Были проведены следующие мероприятия: «Кто мы, откуда. Где наши корни?»
В ходе реализации внеурочной деятельности были выявлены учащиеся, у которых дедушки были казаками.
В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии. Учащиеся решили продолжить начатую работу оформить альбом, посвященный нашим землякам.
Одним из мероприятий ,которое увлекло моих детей в интересный и красивый мир истории, культуры, самобытности казачьих традиций Донского края, стало : «Казачий быт», «Казачий костюм».
Для подготовки я использовала следующие направления:
-иллюстрирование национальных костюмов казака и казачки;
- технику работы с пластилином: изготовление макета « Казачий городок»
В рамках проведения мероприятий я широко использую организационно-деятельностные игры, викторины, конкурсы, праздники, совершаем с учащимися экскурсии. Такие формы работы не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
Мои дети посетили центр сохранения казачества: краеведческий музей г. Новочеркасска. Где была представлена интересная экспозиция «Казаки-защитники Родины», на которой можно увидеть одежду, оружие, фотоматериалы. Взгляду учащихся открылось славное прошлое их предков, они по-новому увидели свой родной край.
Итогом проведения экскурсии стала исследовательская деятельность: создание презентации, что явилось своеобразным отчетом о посещении музея.
Дети активно принялись за работу, дружно разрабатывали тексты слайдов презентации, предлагая различные варианты оформления работы.
Учащимися класса был организован сбор казачьей утвари, для оформления уголка « Казачий уклад ».
Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание личности проходит через исследовательскую деятельность, которая основана на традициях Донского казачества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе
Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...
«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...
Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания
Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулировани...
Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников.
Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников.Подготовила Подгайная Ирина Николаевна, учи...
СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"
СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"...
«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
В рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» 27.04.2021г. прошел семинар «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры».В ходе семинара расс...