- Сейчас 2 ученика будут работать возле доски. Ваша задача - вставить в слова пропущенные буквы. - Пока ребята работают у доски, мы вспомним написание слов с непроверяемыми орфограммами. Поиграем в игру «Прятки» - Найдите по прилагательным имя существительное – словарное слово, запишите его, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Прекрасная, солнечная, морская … Сладкий, яблочный, горячий … Голубое, легкое, быстрое … Свежая, интересная, утренняя … Новое, модное, теплое … (В тетради дети записывают: погода, пирог, облако, газета, пальто). - Назовите непроверяемую орфограмму в этих словах. - Прочтите слова с безударной гласной -а-, -и-, -о-. - В каждом из этих слов спряталось еще слово. Найдите его и подчеркните. - Чем похожи все найденные вами слова. Составьте дома такую же игру сами. На доске открывается работа учеников, которые вставляли в слова пропущенные буквы. искуство искусство антенна антена одинадцать одинадцать аллея алея дрожи дрожжи - Проверяем работу ребят. - Коля написал слово искусство с 2 «с», а Оля с одной буквой «с». - Поднимите руки, кто согласен с Колей, кто с Олей. (Так проверяются все слова. Цель этой работы – показать разброс мнений детей о написании слов). - Какую работу выполняли ребята? (Вставляли пропущенные буквы) - Сколько же букв вставили дети в некоторые слова? (2 буквы) - Кто догадался, как называются такие согласные? (двойные) - В русском языке говорят и удвоенные согласные, т.е. согласная буква написана в слове 2 раза. - Ребята, что заметили из выполненной работы? Что вас удивило? - Задание было дано одно? - А сколько же в классе мнений? (Разные мнения. Все дети вставили буквы по-разному). - Почему же так получилось? (Не знаем, как писать такие слова). - Какой вопрос у нас возник? (Когда в наших словах надо писать удвоенные согласные, в каких нет, как это узнать). - Значит, какая задача стоит перед нами? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет). - Кто же назовёт тему урока? (Слова с двойными согласными). 3, 1, 2, 3
- Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, будет ли в корне слова удвоенная согласная или нет. Игра «Исследователи - лингвисты». 2, 5, 1,3,4, 3. - Предлагаю провести исследование ученых лингвистов (прочитать обозначение слова - лингвист из толкового словаря). Объектом исследования будут следующие слова: На доске: Жанна Анна Савва Васса - Прочитайте эти слова, назовите удвоенные согласные - Какие у вас есть предположения, гипотезы, почему эти слова написаны с удвоенными согласными? - Почему же в этих словах пишется удвоенная согласная буква? - Обратите внимание, какие это слова, что они называют. - Выскажите своё мнение. - Это всё имена, Савва и Васса – старинные имена. (Пишется удвоенная согласная только в именах- такую гипотезу выдвигают дети после небольшой подсказки учителя). - Кто согласен с этим мнением? - Есть ли другие слова, не имена, с удвоенными согласными? касса ванна масса (Дети называют такие слова, учитель несколько слов добавляет в первый столбик) - Значит, эта гипотеза правильная? (Нет).
- Какие ещё есть предположения о том, как узнать, когда надо писать две согласные буквы в слове. - Назовите удвоенные согласные (сс, нн, вв) - Что заметили? (Встречаются только эти двойные согласные) - Может быть, в словах пишутся только эти удвоенные согласные, других не бывает? - А может, кто-то назовёт слова с другими удвоенными согласными? сумма - А какие ещё имена с двойными согласными вы знаете? Алла - Значит, эта гипотеза подтверждается? Это предположение тоже неверно. - Какое ещё мнение есть? - Обратите внимание, какая часть речи эти слова (Существительные) - Какое предположение у вас возникло? (Только в существительных встречаются удвоенные согласные) - Кто согласен с этим мнением? - А может, кто-то знает другие части речи с удвоенными согласными? русский жужжать - Верна ли гипотеза? (Нет) - Какое ещё предположение у вас есть? А может, существует какое-то правило? - Давайте произнесём эти слова (Учитель интонирует долгий звук на месте удвоенной согласной). - Что заметили при произношении? (Есть в словах долгие согласные звуки, которые можно потянуть). - А есть ли специальные буквы, обозначающие длинные, долгие согласные звуки? (Нет) - Поэтому люди договорились долгие согласные звуки обозначать двумя буквами. - Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь надо обратить внимание, чтобы определить, есть в слове удвоенная согласная или нет? (Необходимо произнести слово. Если услышишь длинный согласный звук, то его на письме надо обозначить удвоенной согласной буквой). - Мы открыли первый способ, как узнавать, есть ли в слове удвоенная согласная. - Как же мы будем узнавать слова с удвоенными согласными? (Дети повторяют вывод) - Ребята, у нас ещё 2 столбика слов. - Прочитаем их про себя. - Мы уже знаем 1 способ определения в словах удвоенной согласной. Попробуем применить этот способ к этим словам. - Что мы должны проверить? (Слышится ли долгий согласный звук) Суббота Кристалл Суффикс Теннис Коллектив - Прочтите эти слова вслух. - Что заметили? (Не во всех словах слышится долгий согласный звук; кто-то не уверен, неясно, долгий звук в слове или нет). - Как же тогда быть? - Вы затруднились, и это не случайно, так как написание этих слов с удвоенной согласной никак нельзя объяснить. Большинство слов с удвоенной согласной в корне заимствовано из других языков – греческого, латинского, французского, итальянского. Написание двойной согласной в одном и том же слове в разных языках часто не совпадает, поэтому правописание данных слов необходимо запомнить. - Сейчас я покажу вам один из приемов запоминания слов. * Использование рифмовок Запомни! Дрожи, не дрожи, а пиши с одной «ж». *** Проста загадка и легка, Пишусь всегда через два к: И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я - … (хоккей) *** Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное Р содержит он И называется… (перрон) - Даю вам, дети, минутку времени, запомните любую рифмовку.
каменный рассвет лунный оттепель оттолкнуть осенний
- Ребята, у нас ещё есть третий столбик слов. - Прочтите эти слова. - Попробуйте объяснить, почему в этих словах пишется двойная согласная. - Как же будем действовать с этими словами? В чем особенность этих слов? - Какое есть предположение? - Попробуйте услышать в этих словах длинный согласный звук. - Обозначьте в словах части слова. - Что заметили? Объясните, что удалось понять? - Кто сделает вывод, как определить двойную согласную в этом столбике слов? (Сделать разбор слов по составу). - Значит, какой следующий способ узнавания в словах удвоенной согласной? (Разбор слова по составу) - Что необходимо нам хорошо уметь делать, чтобы использовать этот способ? (Разбирать слова по составу) Ребята, какая задача стояла перед нами? (Как определить, в каких словах пишется удвоенная согласная) - Со сколькими способами решения этой задачи мы познакомились? (3 способа). - Кто назовёт эти способы? - Давайте вернёмся к словам, в которых в начале урока два человека вставляли буквы. - Проверьте их написание. Где возможно, объясните написание. - Вы можете воспользоваться словарём, если в этом появится необходимость (Дети объясняют написание слов, по словарю проверяют слова «искусство, антенна, аллея»). - Вот видите, как легко мы решили проблему, использовав новое знание, открытое сегодня на уроке. - Чему будем учиться дальше? (Писать слова с удвоенной согласной) - Как будем действовать с каждым таким словом? * Как узнать, есть ли в слове удвоенная согласная буква? 1) Читаю слово, слушаю, если слышу долгий согласный звук - Пишу 2согласные буквы. 2) Сомневаюсь, есть ли в слове долгий согласный звук, – смотрю состав слова:
н н н н |
3) Если шаги 1-2 не помогли определить, есть ли в слове удвоенная согласная, – смотрю в словарь, спрашиваю у взрослых. - Чему будем дальше учиться на уроке? В су…оту гру…а девочек из нашего кла…а была в парке. Они шли по широким а…еям, любовались осе…им парком. В кла….е они составили ко…ективный ра…каз об этой прогулке. А А…а составила ко…екцию из осе…их листьев. - Прочтите текст про себя. - Давайте внимательно с текстом поработаем, чтобы не сделать ошибок, мы будем писать текст под диктовку. - Назовите слова с удвоенной согласной. Докажите, что в этих словах есть удвоенная согласная. ( По ходу работы с текстом учитель вставляет пропущенные буквы). - Чему учились, выполняя это упражнение? - Запись текста под диктовку. (Дети проверяют диктант, сверяя записи с доской). Физминутка – игра Я называю слова: если вы услышите слово с удвоенным согласным в корне (хлопок в ладоши с показом), если нет – то приседаете. Аллея, сумма, карандаш, Маша, бассейн, рассвет, телеграмма, Анна, лось, масса, касса, ролики.
Три балла – шумный бал. Тонна овощей – в споре не повышай тона. Заплатить в кассу – заплести ленту в косу. Прочитай словосочетания. - Что можете сказать об этих словосочетаниях? (В них есть слова, которые звучат или одинаково, или очень похоже, но пишутся по-разному). - Может ли быть такое? - В каком случае слово записано верно? Докажите. - Что обозначает слово балл в первом словосочетании? (Количество очков) - А во втором словосочетании? (Праздник) - Если бы вам сказали записать просто слово бал, как бы вы его записали? (По – разному, а скорее всего затруднились бы). - Значит, от чего зависит написание этих слов? (От значения) - И только в словосочетании или предложениях нам понятно, в каком значении употребляется слово и как необходимо это слово писать. - Выполнив это упражнение, как мы углубили свои знания об этой орфограмме? (Чтобы правильно написать слово с удвоенной или одной согласной, надо в отдельных случаях помнить ещё и о значении слова). |