Актуализация знаний (10 минут) | | - Ребята, скажите, до какого праздника осталось чуть меньше месяца? Верно, скоро Новый год и Дед Мороз приготовил нам послание. Внимание на экран. (Слайд 2) «Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает». - Как вы его понимаете? (В качестве примера можно привести сказку «Морозко».)
- Прежде чем начать трудиться, разомнем пальцы рук. Пальчиковая гимнастика: (Слайд 3) - «Мотор»
Заведи мотор скорей, И ладошки разогрей, Разгоняйся все быстрей, Сил, дружок мой, не жалей. Скорость после замедляем, Вот мы к дому подъезжаем. - Сжимание расслабление пальцев.
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.
- Ребята, открываем тетради. Пропускаем две строчки вниз, на третьей строке записываем число, месяц. - Продолжаем урок. Посмотрите на экран. Дед Мороз зашифровал слово. Чтобы его узнать, надо разгадать ребус. (Слайд 4)
- Какая буква стоит в конце этого слова? Докажите. Подберите проверочное слово. - Давайте пропишем узор с буквой З в тетрадях. Внимание на экран. Обратите внимание на нижнее и верхнее соединение. (Слайд 5)
- Какая еще орфограмма есть в слове мороз? Можем ли мы подобрать проверочное слово?
- Как легко запомнить, что в слове мороз непроверяемая безударная гласная О?
- Запишите с новой строки слово мороз. Обозначьте ударение. Выделите орфограмму зеленым цветом.
- Вспомните слова из словаря на букву З, которые мы уже проходили. Запишите. Обозначьте ударение. Выделите орфограмму зеленым цветом.
- Продолжаем урок. К нам так торопился Дед Мороз, чтобы сообщить тему урока, что по дороге растерял все подсказки. Давайте поможем ему. Отгадав загадки, узнаем подсказки. (Загадки появляются на экране. Отгадки на доске в виде карточек.) (Слайд 6) Стоит на крыше Домов всех выше. Волны принимает, Всё на свете знает. (Антенна) (Слайд 7) Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» — Там идет игра — … (Хоккей) (Слайд 8) В этот день нас ожидает Лишь домашняя работа. Моет, чистит, прибирает День по имени ... (Суббота) (Слайд 9) В самолете он летает, Ездит в поезде, в трамвае. Чтобы быть им много лет, Нужен не один билет! (Пассажир) (Слайд 10)
- Посмотрите на эти слова, что их объединяет? Как вы думаете, по какой теме мы будем сегодня работать? (Слайд 11) - Тема урока «Правописание слов с удвоенными согласными». (Слайд 12) - Чему мы должны научиться на этом уроке? (Слайд 13, 14)
- Физкультминутка (Слайд 15) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. | - До Нового года осталось чуть меньше месяца. - Один ученик читает пословицу. Все остальные читают про себя. - Если не хочешь замерзнуть, занимайся делом, трудись. Если будешь лениться, замерзнешь и ничего не узнаешь.
- Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом дети проговаривают слова.
- Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз. - Учащиеся открывают тетради, записывают число, месяц.
- Мороз.
- Последняя буква в слове мороз – З. Проверочное слово морозы.
- Учащиеся прописывают в тетрадях узор с буквой З.
- В слове мороз непроверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово подобрать не можем. Слово надо запомнить. - Чтобы легко запомнить, какую букву писать в слове мороз, подберем ассоциации.
- Один человек работает у доски, все остальные в тетрадях. Записывают слово, ставят ударение, выделяют орфограмму.
- Заяц, земляника. Один человек работает у доски, все остальные в тетрадях. Записывают слово, ставят ударение, выделяют орфограмму. - Учащиеся отгадывают загадки. Один ученик открывает карточки с ответами на доске.
- Антенна.
- Хоккей.
- Суббота.
- Пассажир.
- Во всех этих словах удвоенная согласная. Тема: слова с удвоенными согласными.
- Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными.
- Ученик проводит физкультминутку, учащиеся выполняют. |
Изучение новой темы (20 минут) | - Познавательные
- Личностные
- Коммуникативные
- Регулятивные
| - Дед Мороз прислал нам снежинки. Посмотрите, снежинки растаяли, а на их месте появились слова: Рассказ, Инна, интересный, читает. (Слайд 16) - Составьте из слов предложение. В каких словах встречается орфограмма удвоенная согласная? Запишите, выделите орфограммы. (Слайд 17)
- Какая еще орфограмма встречается в слове Инна?
- Ну а сейчас узнаем слова, в которых встречается удвоенная согласная. Откройте учебник на с.117. Найдите упражнение 188. Прочитайте слова по цепочке. (Слайд 18) - Значение, каких слов вам неизвестно? - Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем? (Учитель дает лексическое значение из толкового словаря и показывает иллюстрации.) Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов. (Слайд 19, 20) Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. (Слайд 21, 22) - Ребята, как проверить написание удвоенных согласных в слове? Проверим наши предположения, прочитав правило в учебнике на стр. 117.
- Сделайте вывод, что делать со словами, к которым нельзя подобрать проверочное слово?
- Приступим к выполнению упражнения 188. Спишите слова, выделите орфограмму зеленым цветом, разделите слова для переноса вертикальной чертой. Первый вариант записывает первую строчку, второй – вторую строчку. (Два человека работают у доски, остальные ученики в тетрадях.) - Сделайте вывод. Как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.
- Чтобы запомнить это правило, предлагаю выучить вот такой стих. У вас на партах лежат карточки с этим стихотворением. (Слайд 23) Эти буквы – близнецы – Удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А с другой ее начни.
- Музыкальная физкультминутка (Слайд 24) И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. - Игра «Наряди елку». Дед Мороз просит вас помочь нарядить елку. Впишите в слова, пропущенные удвоенные согласные. (Слайд 25, 26)
- Дополнительный материал. Рабочая тетрадь стр. 54 упр. 116, 117. |
- Инна читает интересный рассказ. В словах Инна и рассказ орфограмма – удвоенная согласная. - Имена, отчества и фамилии пишем с заглавной буквы. Один человек работает у доски. Все остальные ученики в тетрадях. Учащиеся записывают предложение, выделяют орфограмму зеленым цветом. - Учащиеся читают слова вслух по цепочке.
- Слова, значение которых нам неизвестно – перрон, вожжи. - Посмотреть в толковом словаре. - Учащиеся внимательно слушают. Задают вопросы учителю.
- Проверить слова с удвоенными согласными нельзя. Их надо запомнить. Один ученик читает правило вслух. - Слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить. - Учащиеся записывают слова, выделяют орфограмму, делят слова для переноса вертикальной чертой.
- При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится. - Учащиеся читают стих вместе с учителем.
- Учащиеся выполняют физкультминутку.
- Учащиеся работают в парах. Самопроверка.
- Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради. |
Закрепление (5 минут) | - Познавательные
- Личностные
- Регулятивные.
| - Физкультминутка, упражнение для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
- Дед Мороз хочет проверить, как вы запомнили слова с удвоенными согласными в слове. Я читаю слова. Если вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « - ». (Слайд 27) Класс, алый, тонна, сумка, полет, хоккей, суббота.
- Поменялись карточками. Проверяем друг друга. Встаньте те, у кого все верно. У кого есть ошибки, нужно запомнить слова с удвоенными согласными. | - Учащиеся выполняют упражнение. Снимают напряжение с глаз.
- Учащиеся заполняют таблицу на заранее подготовленных карточках. - Взаимопроверка. |
Контроль, итог, рефлексия (5 минут) | | - С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Слайд 28) - Как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Давайте повторим стих. (Слайд 29)
- Домашнее задание. Учебник стр. 117 упр. 189. (Слайд 30)
- Дед Мороз просит оценить свою работу. (Слайд 31) 1. У тебя всё получилось, раскрась все шарики на елке зеленым цветом. 2. Если у тебя были трудности, раскрась шарики синим цветом. 3. Если тебе нужна помощь, раскрась шарики красным цветом. | - Слова с удвоенными согласными. - При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится. - Ребята внимательно слушают домашнее задание. Задают вопросы, если возникли трудности. - Учащиеся оценивают свою проделанную работу на уроке, выбирая один из подходящих цветов.
|