Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными" во 2 классе, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Швецова Светлана Алексеевна

Цель урока

Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.

Планируемый результат обучения

Учащиеся научатся правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.  

Познавательные УУД

Способствовать формированию умения слышать  и правильно обозначать на письме слова с удвоенными согласными.

Коммуникативные УУД

Содействовать развитию умений договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решений в паре.

Регулятивные УУД

Способствовать развитию умений грамотно и четко формулировать тему и цель урока, обобщать полученные знания.

Личностные УУД

Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, взаимопомощи и сознательной дисциплины на уроке.

Основные понятия темы

Орфограмма удвоенные согласные.

Межпредметные  связи

Окружающий мир.

Ресурсы

Учебные пособия, Интернет.

Методы обучения

Словесный метод, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации

Фронтальный опрос, индивидуальная и парная форма работы, беседа.

Средства обучения

Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами на доску, карточки для работы в паре, орфографический словарь, толковый словарь.

Вид урока

Изучение нового материала.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока начальных классов по ФГОС

Тема урока - «Слова с удвоенными согласными»  

Дата проведения - 05.12.2018 г.

Класс 2 «В»

Учитель - Швецова Светлана Алексеевна

МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов»

Образовательная система (УМК) - «Школа России»

Предмет – русский язык

Тип урока – изучение нового материала

Цель урока

Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.

Планируемый результат обучения

Учащиеся научатся правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.  

Познавательные УУД

Способствовать формированию умения слышать  и правильно обозначать на письме слова с удвоенными согласными.

Коммуникативные УУД

Содействовать развитию умений договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решений в паре.

Регулятивные УУД

Способствовать развитию умений грамотно и четко формулировать тему и цель урока, обобщать полученные знания.

Личностные УУД

Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля, взаимопомощи и сознательной дисциплины на уроке.

Основные понятия темы

Орфограмма удвоенные согласные.

Межпредметные  связи

Окружающий мир.

Ресурсы

Учебные пособия, Интернет.

Методы обучения

Словесный метод, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации

Фронтальный опрос, индивидуальная и парная форма работы, беседа.

Средства обучения

Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами на доску, карточки для работы в паре, орфографический словарь, толковый словарь.

Вид урока

Изучение нового материала.  

ХОД УРОКА

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

(5 минут)

  • Личностные

- Здравствуйте ребята, встали, подровнялись. Проверим готовность. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, зеленая и рабочая тетради. (Слайд 1)

- Пятиминутка «Жужжащее чтение». 

- Подготовка класса к уроку. Учащиеся проверяют свои инструменты и принадлежности, находящиеся у каждого на их рабочем месте (учебник, рабочая тетрадь, пенал).

- Каждый ученик читает свою книгу.

Актуализация знаний

(10 минут)

  • Личностные
  • Регулятивные

- Ребята, скажите, до какого праздника осталось чуть меньше месяца? Верно, скоро Новый год и Дед Мороз приготовил нам послание. Внимание на экран. (Слайд 2)

«Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает».

- Как вы его понимаете? (В качестве примера можно привести сказку «Морозко».)

- Прежде чем начать трудиться, разомнем пальцы рук. Пальчиковая гимнастика: (Слайд 3)

  1. «Мотор»

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

  1. Сжимание расслабление пальцев.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

- Ребята, открываем тетради. Пропускаем две строчки вниз, на третьей строке записываем число, месяц.

- Продолжаем урок. Посмотрите на экран. Дед Мороз зашифровал слово. Чтобы его узнать, надо разгадать ребус.  (Слайд 4)

- Какая буква стоит в конце этого слова? Докажите. Подберите проверочное слово. 

- Давайте пропишем узор с буквой З в тетрадях. Внимание на экран. Обратите внимание на нижнее и верхнее соединение.  (Слайд 5) 

- Какая еще орфограмма есть в слове мороз? Можем ли мы подобрать проверочное слово?

- Как легко запомнить, что в слове мороз непроверяемая безударная гласная О?

- Запишите с новой строки слово мороз. Обозначьте ударение. Выделите орфограмму зеленым цветом.

- Вспомните слова из словаря на букву З, которые мы уже проходили. Запишите. Обозначьте ударение. Выделите орфограмму зеленым цветом.

- Продолжаем урок. К нам так торопился Дед Мороз, чтобы сообщить тему урока, что по дороге растерял все подсказки. Давайте поможем ему. Отгадав загадки, узнаем подсказки. (Загадки появляются на экране. Отгадки на доске в виде карточек.) (Слайд 6)

Стоит на крыше

Домов всех выше.

Волны принимает,

Всё на свете знает.

(Антенна) (Слайд 7)

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Там идет игра — …
(Хоккей) (Слайд 8)

В этот день нас ожидает

Лишь домашняя работа.

Моет, чистит, прибирает

День по имени ...

(Суббота) (Слайд 9)

В самолете он летает,

Ездит в поезде, в трамвае.

Чтобы быть им много лет,

Нужен не один билет!  

(Пассажир) (Слайд 10)

- Посмотрите на эти слова, что их объединяет? Как вы думаете, по какой теме мы будем сегодня работать? (Слайд 11)

- Тема урока «Правописание слов с удвоенными согласными». (Слайд 12)

- Чему мы должны научиться на этом уроке? (Слайд 13, 14)

- Физкультминутка (Слайд 15)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем. 

- До Нового года осталось чуть меньше месяца.

-  Один ученик читает пословицу. Все остальные читают про себя.

- Если не хочешь замерзнуть, занимайся делом, трудись. Если будешь лениться, замерзнешь и ничего не узнаешь.

- Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом дети проговаривают слова.

- Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз.

- Учащиеся открывают тетради, записывают число, месяц.

- Мороз.

- Последняя буква в слове мороз – З. Проверочное слово морозы.

- Учащиеся прописывают в тетрадях узор с буквой З.

- В слове мороз непроверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово подобрать не можем. Слово надо запомнить.

- Чтобы легко запомнить, какую букву писать в слове мороз, подберем ассоциации.

- Один человек работает у доски, все остальные в тетрадях. Записывают слово, ставят ударение, выделяют орфограмму.

- Заяц, земляника. Один человек работает у доски, все остальные в тетрадях. Записывают слово, ставят ударение, выделяют орфограмму.

- Учащиеся отгадывают загадки. Один ученик открывает карточки с ответами на доске.

- Антенна.

- Хоккей.

- Суббота.

- Пассажир.

- Во всех этих словах удвоенная согласная. Тема: слова с удвоенными согласными.  

- Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными.

- Ученик проводит физкультминутку, учащиеся выполняют.

Изучение новой темы

(20 минут)

  • Познавательные
  • Личностные
  • Коммуникативные
  • Регулятивные

- Дед Мороз прислал нам снежинки. Посмотрите, снежинки растаяли, а на их месте появились слова: Рассказ, Инна, интересный, читает. (Слайд 16)

- Составьте из слов предложение. В каких словах встречается орфограмма удвоенная согласная? Запишите, выделите орфограммы. (Слайд 17)

- Какая еще орфограмма встречается в слове Инна?

- Ну а сейчас узнаем слова, в которых встречается удвоенная согласная. Откройте учебник на с.117. Найдите упражнение 188. Прочитайте слова по цепочке. (Слайд 18)

- Значение, каких слов вам неизвестно? 

- Что  делать,  если  значение,  каких,  то  слов  мы  не  знаем? (Учитель дает лексическое значение из толкового словаря и показывает иллюстрации.) 

Перрон –  площадка  на  железнодорожной  станции,  у  которой останавливаются  поезда,  пассажирская  платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов. (Слайд 19, 20)

Вожжи –  часть  упряжи,  состоящая  из  длинного  ремня  (или толстой  тесьмы,  веревки),  прикрепленного  к  удилам,  и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. (Слайд 21, 22)

- Ребята, как проверить написание удвоенных согласных в слове? Проверим наши предположения, прочитав правило в учебнике на стр. 117.

- Сделайте вывод, что делать со словами, к которым нельзя подобрать проверочное слово?

- Приступим к выполнению упражнения 188. Спишите слова, выделите орфограмму зеленым цветом, разделите слова для переноса вертикальной чертой. Первый вариант записывает первую строчку, второй – вторую строчку. (Два человека работают у доски, остальные ученики в тетрадях.) 

- Сделайте вывод. Как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.

- Чтобы запомнить это правило, предлагаю выучить вот такой стих. У вас на партах лежат карточки с этим стихотворением. (Слайд 23)

Эти буквы – близнецы –

Удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А с другой ее начни.

- Музыкальная физкультминутка (Слайд 24)

И.п. – стоя, руки на поясе.

1 – правую руку вперед, левую вверх.

2 – переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

- Игра «Наряди елку». Дед Мороз просит вас помочь нарядить елку. Впишите в слова, пропущенные удвоенные согласные. (Слайд 25, 26)

- Дополнительный материал. Рабочая тетрадь стр. 54 упр. 116, 117. 

- Инна читает интересный рассказ. В словах Инна и рассказ орфограмма – удвоенная согласная.

- Имена, отчества и фамилии пишем с заглавной буквы.

Один человек работает у доски. Все остальные ученики в тетрадях. Учащиеся записывают предложение, выделяют орфограмму зеленым цветом.

- Учащиеся читают слова вслух по цепочке.

- Слова, значение которых нам неизвестно – перрон, вожжи.

- Посмотреть в толковом словаре.

- Учащиеся внимательно слушают. Задают вопросы учителю.

- Проверить слова с удвоенными согласными нельзя. Их надо запомнить. Один ученик читает правило вслух.

- Слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить.

- Учащиеся записывают слова, выделяют орфограмму, делят слова для переноса вертикальной чертой.

- При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится.

- Учащиеся читают стих вместе с учителем.

- Учащиеся выполняют физкультминутку.

- Учащиеся работают в парах. Самопроверка.

- Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.

Закрепление

(5 минут)

  • Познавательные
  • Личностные
  • Регулятивные.

- Физкультминутка, упражнение для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.

- Дед Мороз хочет проверить, как вы запомнили слова с удвоенными согласными в слове. Я читаю слова. Если вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите « - ». (Слайд 27)

Класс, алый, тонна, сумка, полет, хоккей, суббота.

- Поменялись карточками. Проверяем друг друга. Встаньте те, у кого все верно. У кого есть ошибки, нужно запомнить слова с удвоенными согласными.

- Учащиеся выполняют упражнение. Снимают напряжение с глаз.

- Учащиеся заполняют таблицу на заранее подготовленных карточках.  

1.

+

2.

-

3.

+

4.

-

5.

-

6.

+

7.

+

- Взаимопроверка.

Контроль, итог, рефлексия

(5 минут)

  • Регулятивные
  • Личностные

- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? (Слайд 28)

- Как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Давайте повторим стих. (Слайд 29)

- Домашнее задание. Учебник стр. 117 упр. 189. (Слайд 30)

 

- Дед Мороз просит оценить свою работу. (Слайд 31)

1. У тебя всё получилось, раскрась все шарики на елке зеленым цветом.

2. Если у тебя были трудности, раскрась шарики синим цветом.

3. Если тебе нужна помощь, раскрась шарики красным цветом.

- Слова с удвоенными согласными.

- При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится.

- Ребята внимательно слушают домашнее задание. Задают вопросы, если возникли трудности.

- Учащиеся оценивают свою проделанную работу на уроке, выбирая один из подходящих цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...