Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo.docx | 42 КБ |
russkiy2.pptx | 73.17 КБ |
kartochki_5_listov.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема урока: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
Класс: 3В
УМК: «Школа 2100»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными, правильно писать слова с чередующимися согласными.
Задачи урока:
Дидактические: Повторить понятия «корень слова», «однокоренные понятия»; сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные; тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
Развивающие: Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать; совершенствовать умение обучающихся писать каллиграфически.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга, работать в парах, проявлять интерес к родному языку; мотивировать к учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познав., Р – регулят., К коммуник.) | Личностные | |||||||
Орг.момент | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности. | Беседа | -Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». -Как вы ее понимаете? -Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. -Проверти свою готовность к уроку, у всех ли есть на парте тетрадь, учебник, ручки. -Хорошо, тогда можно приступать к работе. | Узнаем что-то новое. Проверяют готовность к уроку | Ф | Регулятивные: регулировать свое поведение и свою деятельность. Коммуникативные: доброжелательное отношение к другим. | Умение проявлять уважение к учителю и одноклассникам | ||
Актуализация знаний | 1. совершенствовать умение обучающихся писать каллиграфически; 2. умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова. | Слово учителя Беседа | 1. -Откройте тетради, запишите число двадцать восьмое сентября, классная работа. 2.Минутка чистописания -У вас в тетрадях записаны сочетания букв, пропишите их по образцу. -Ребята, посмотрите на слайд. -Давайте прочитаем, о чем говорится в данном стихотворении. Как-то Много лет назад Посадили странный сад. Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. -О чем это стихотворение? -Почему поэт называет сад странным? -А что такое корень слова? -Давайте прочитаем выделенные слова. -Запишите эти слова себе в тетрадь. - Выделите корень в выписанных словах. Учитель приглашает к доске двух учеников: комментированное письмо двух слов. 2.-Ребята, а как найти корень в слове? - Давайте продолжим этот ряд: запишите однокоренные слова в столбик - Какие слова мы запишем? -Выделим корни. -Ребята, как называются эти слова? -Совершенно верно, а почему? 3. -Выполним упражнение №38. Устно -Прочитайте задание. -Что общего у этих слов? -Как называются такие слова? Почему корень – главная часть слова? -В задании говорится, что надо списать однокоренные слова, все ли слова необходимо списывать? -Почему? – Прочитайте слова в рамке. – Что их объединяет? – Являются ли эти слова однокоренными? -Почему? | Открывают тетради записывают число, классная работа Прописывают буквы по образцу. Работают над упражнением на слайде. Один обучающийся читает стихотворение вслух. О странном саде. В стихотворении о странном саду, где растут новые слова, говорится о составе слов и о корне. Основная, значимая часть слова вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов. Посадили, сад Ученики проверяют правильность выделения корня. Подобрать однокоренные слова. Обучающиеся выходят к доске. Садовод, рассада, садовый, садовник. Однокоренные У них один корень и эти корни имеют одинаковое значение. Свет, светлый, светло, светлеть, просвет, рассвет, светает, светлячок, Светлана, осветить, с ветки, Светлов, светильник. У них одинаковый корень, но одно слово не подходит, это слово «с ветки» Однокоренные В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов. Нет В словосочетании «с ветки» корень будет вет Называют осветительные приборы Нет Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни. | Ф | Учебник, презентация | Вспомнить понятия «корень слова», «однокоренные слова» | Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе. Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | Осознание значения учебной деятельности |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. | 1.формулирование темы и цели урока в ходе обсуждения созданной учебно-проблемной ситуации. | Беседа Решение проблемной ситуации. | 1.-Ребята посмотрите на слайд, прочитайте слова и запишите в тетрадь. Свет, свеча, освещение. -Какие это слова? - Эти слова однокоренные? -Что надо сделать, чтобы выяснить/доказать, однокоренные они или нет? -Как вы думаете, близки ли по значению эти слова? Докажите -Выделим корень. -В какой части слова находятся буквы т, ч, щ? -Это гласные или согласные? -Корни этих слова отличаются одной буквой. Как вы думаете, можно ли считать эти слова однокоренными? Почему? -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем сегодня изучать? -Тема нашего урока «Чередование согласных звуков в корне слова». -Какую цель мы поставим перед собой? | Да/ нет Выявить значение и выделить корень Да Свет – Свет, свеча – свеч, освещение – свещ. В корне Да\нет Это однокоренные слова, но у них есть одна особенность: у них меняется буква в корне. Эти корни имеют чередующиеся согласные. Мы должны научиться находить корни в однокоренных словах где есть разные согласные звуки в корне, и научиться правильно их писать. | Ф | Презентация, учебник | Ознакомление с темой чередование согласных звуков в корне слова | Коммуникативные: умения слушать и слышать других. | Формирование понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. |
Открытие новых знаний | формирование практического опыта правописания слов с чередующимися согласными | Беседа, практический(упражнение) | 1. –Чтобы уметь выделять корни с чередующейся согласной я предлагаю воспользоваться планом, который находиться на слайде. План
2.-Рассмотрим упражнение 40. Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня. -Однокоренные ли эти слова? Докажите -Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом? -Спишем эти слова, выделим корни, подчеркнем букву последнего согласного звука корня. -Какой звук был исходным, основным? -А каким он заменился? -Давайте представим, что во всех этих словах корень снег. Произнесем каждое слово с таким корнем. -Удобно ли вам было произносить? -Почему изменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? 2. -Посмотрим на страницу 42. Обратим внимание на вывод в рамочке. -Прочитай …. Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так: берега-бережок г/ж; ухо-уши х/ш | Читают план со слайда Да, это однокоренные слов Снег Снежок, снежинка, снеговик, снежный Снеж, снеж, снег, снеж. ([г]) ([ж]) Нет Для удобства произношения. Обучающийся читает правило. | Ф | Презентация, учебник | различать однокоренные слова с чередующимися согласными; развивать умение определять значение однокоренных слов с чередующимися согласными. | Познавательные: умения выполнять поставленные задания; Регулятивные: доказывать свою точку зрения; | Умение слышать и слушать друг друга |
Физкультминутка | Осуществление профилактики утомления | Сидели два медведя, Один читал газету Другой месил муку, | Повторяют за учителем. | Регулятивные: контролировать свое поведение свои действия. | осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке | ||||
Закрепление материала урока | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, | Практический (задание по карточкам) Решение проблемной ситуации. | 1. Обратите внимание на план. - Чтобы доказать, что слова с чередующимися согласными однокоренные, на какой пункт плана нужно обратить внимание? 2 Работа в парах. - Выполните задание на карточках. Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне. Нога, смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок. | На второй пункт. Нога-ножка; слуга-служить; прыгать-прыжок; сады-сажать; смешинка-смех; луг-лужок; рука-ручка. | П | Карточки, презентация | Находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне | Регулятивные: строить план действий, управление своей деятельностью. Познавательные: умения применять имеющиеся знания. Давать обоснование. Коммуникативные: умения слушать и слышать других. | Умение слушать и слушать друг друга. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Беседа | -Что мы сегодня с вами повторили? -Ребята скажите, с чем вы сегодня познакомились на уроке? Продолжите фразу: Мне понравилось… | Вспомнили что такое корень слова и однокоренные слова Корень слова-это главная значимая часть слова. Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. С чередованием согласных в корне | Ф | Презентация | Регулятивные: строить план действий, контролировать свое поведение. Коммуникативные: умения слушать и слышать других. | Готовность и способность вести диалог с учителем и достигать в нем взаимопонимания | |
Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слово учителя | Страница 52 номер 1 | Записывают домашнее задание | Регулятивные: регулировать свое поведение. | Умение проявлять уважение к учителю |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости »
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом . Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.
Корень слова- это главная значимая часть слова.
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.
Однокоренные слова- это слова, к оторые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением .
Свет, свеча, освещение
Тема: « Чередование согласных звуков в корне слова »
План Прочитать группу слов. Доказать, что слова сходны по смыслу. Найти корни слов. Сравнить написание корней. Указать чередующиеся согласные в корнях слов.
Продолжите фразу Сегодня на уроке: Я научился… Мне понравилось… Мне было трудно…
Предварительный просмотр:
Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.
Нога, смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.
Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.
Нога, смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.
Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.
Нога, смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.
Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.
Нога, смех, носить, ручеёк, слуга, луг, прыгать, сады, ножка, смешать, служить, смешинка, ручка, ножик, сажать, лужок, лужа, рука, прыжок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование согласных звуков в корне
Представленный фрагмент урока демонстрирует модель использования квест-технологий на уроке....
Урок русского языка по теме "Понятие о чередовании согласных звуков в корне."
Презентация к уроку...
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...
Презентация "Чередование согласных звуков в корне слова",
Презентация направлена на развитие умения находить в словах корни с чередующимися согласными....