урок русского языка на тему "Дательный падеж имен существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Караева Зухра Магомедовна

План-конспект урока русского языка в 4 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дательный падеж имен существительных.

Цель: способствовать формированию представлений об особенностях дательного падежа имени существительного.

Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

- познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа;

- формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном паднже;

- развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;

- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

                                          Ход урока

  1. Организационный момент.

- Мы начинаем урок. Но сначала, я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться и пожелать хорошего урока.

- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.

            Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в дательном падеже

Применение правила на письме (упр.130)

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

I.Минутка каллиграфии.

- Запишите предложение, соблюдая каллиграфию и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице.

Человеку по работе воздаётся честь.

- Как вы её понимаете?

- Запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных.

( Честь – И., воздаётся (кому?  чему?) человеку – Д., воздаётся ( по чему? Кому? По работе – Д.)

  1. Введение в тему и постановка задачи урока.

Школа, учитель, от ученика,  для друга, тетрадь,  сестру,  к дому, книга,  из здания.

- Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.

Уч.- По какому признаку вы разделили слова на две группы?

Д.- Эти имена существительные находятся в Им. и Род. Падежах.

Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Им. п?

Уч.- Назовите отличительные признаки имён существительных в Им. п.

Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Род. п?

Уч.- Что вы можете сказать об именах существительных Род. п?

Уч.- Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

( потому что отвечает на другой вопрос)

Уч.- Сформулируйте тему нашего урока, ориентируясь на карточки, к какому падежу это относится.

( на доске карточки: Кому? Чему? К, по предмет, к которому направлено действие – это относится к дательному падежу)

  1. Актуализация знаний и постановка учебной программы.

Уч.- Прочитайте строки из сказок.

    Гости князю поклонились.

Воротился старик ко старухе.

Гости к пристани идут.

Вот пошёл он к синему морю.

Уч.- Откуда эти строчки?

Д.- А.С. Пушкин.

«Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотой рыбке».

Уч.- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?

Д.- Все существительные стоят в Д. п., но имеют разные окончания.

IV.          Постановка проблемы.

- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? ( Высказывают свои предложения).

- Давайте постараемся  решить эту проблему на нашем уроке.

Поиск  решения.

                   Физкультминутка.

                                              ( Раз подняться, подтянуться…)

V.      Работа в группах.

- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.

Задание для 1 группы:

Приближался ( к чему?) к воде, к речке, к опушке;

Обрадовался ( кому?) лисе, тётке, царевне.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

Задание для 2 группы:

Идёт ( к чему?0 к столу, к морю.

Обратился ( к кому?) к морю, к петушку, к коню.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

Задание для 3 группы:

Дивятся ( чему?) речи, совести, храбрости.

Подошёл ( к кому?) к матери, к дочери.

Определите падеж и склонение имён существительных.

Выделите окончания имён существительных.

Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .

Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

Уч.- В каком падеже стоят существительные, в которых вы вставляли окончания? ( В дательном)

- На какие вопросы они отвечали? ( Кому? Чему?)

- Какие предлоги вы увидели с этими существительными? ( к и по)

- Каким членом предложения будут являться существительные в

Д. п.? (второстепенным):

Если отвечает только на падежный вопрос – это дополнение, а если на падежный и смысловой – обстоятельство)

                                              Дательный падеж

                                        Вопросы: КОМУ? ЧЕМУ?

                                        Вспомогательное слово: ДАЛ

                                                     Предлоги: К, ПО

                                   Член предложения: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

1 группа Существительные 1 склонения в Д. п. оканчиваются на –е.

2 группа Существительные 2 склонения в Д. п. оканчиваются на – у, -ю.

3 группа Существительные 3 склонения в Д. п. оканчиваются на –и. 

VI.      Рефлексия.

Решение проблемы.

- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д. п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.? ( В Д. п. существительные 1, 2, 3 склонения имеют разные окончания.)

- А если вопрос прозвучит так:

Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний в Д. п.? ( Нужно подобрать проверочное слово с ударным окончанием.)

 - А какие проверочные слова мы с вами определили для запоминания и проверки? ( 1 скл. – заря, земля; 2 скл.- песок, жильё; 3 скл.- тишь.)

Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?

( Потому что окончания существительных в Д. падеже завися от склонения этих существительных.)

- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

- Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ ( на то он и дательный).

Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.

    Физкультминутка

VII.    Упражнение в определении падежей существительных.

  1. Выполнение упражнения 210, с.114 ( с комментированием у доски).

Пословица к слову молвится. По капле – дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Отвага – силе подруга. Цыплят по осени считают. Ко всякой вещи относись бережно.

  1. Задание – тест (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже – то «нет».

«Да», «Нет».

1.нырнул в воду

2.иду по дороге

3.бежать к маме

4.привёз на берег

5.сижу за партой

6.подарил дочери

7.гулять по парку

Вот и получили себе оценку.

VIII.    Итог урока.

- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:

« Человеку по работе воздаётся честь.» ?

- Что же вы сегодня узнали на уроке?

( - Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.

- Это зависит от рода и склонения имени существительного.)

IX.    Рефлексия.

- Возьмите карту самоконтроля и заполните её.

Уч.- Что вызвало затруднение? Почему?

Уч.- Каким для вас было занятие?

- И в  заключении, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

- Своей работой на уроке я …

- Могу похвалить своих одноклассников …

- Сегодня на уроке я смог …

Уч.- Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

X. Домашнее задание: с.115 упр. 213, с.113 таблица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...

Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс.

Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...