Глагол
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Малоземова Наталья Владимировна

Закрепление изученного материала по теме: "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

4 «А» класс МБОУ НШ №17, учитель – Малоземова Н.В.

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Глагол.

Цель

Формировать УУД:

Личностные:   Развиваем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Работать по коллективному составленному плану.

- Оценивать правильно выполнение действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-Постановка вопросов

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Разрешение конфликтов

-Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Управление поведением партнера

- Контроль, коррекция, оценка его действий;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами.

Познавательные: Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

 - Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Планируемые результаты.

Предметные: выполнять разбор глаголов, определять спряжение, лицо глаголов, уметь правильно писать личные окончания глаголов,  выделять морфологические признаки глаголов.

Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу.
Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока

Закреплять умения правильно писать личные окончания глаголов, определять лицо глаголов.

Совершенствовать навыки морфологического разбора.

Развивать умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Учебно-методический комплекс

- учебник «Русского языка» для 4-го класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий  часть 2.

- презентация

-алгоритм самооценки

Организационно- деятельностный блок

Основные понятия

Глагол, спряжение, лицо глагола, окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс.

Организационные пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в группе.

Межпредметные связи

русский язык

Действия обучающихся

Организационный момент. 

-  Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их. 

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

А теперь возьмите  одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока,  запишите её  в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии.

- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно  настроены на урок.

2.  Постановка    цели  и  задач    урока. 

    - Одна известная  часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства «Просвещение»  задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги .

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята   на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре  меня  употребляли.

    Мои слова, оживляют всё, к чему бывают приложены.

    Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд1 )

(глагол).

-Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Игра «Доскажи словечко».

Давайте продолжим интервью нашего героя - глагола.

Являюсь- …..(частью речи).

Обозначаю- …(действие предмета).

Отвечаю- …(на вопросы что делать?, что сделать? И др.).

Изменяюсь — …(по лицам, числам и временам).

В предложении чаще всего бываю - …(сказуемым).

Сформулируйте тему урока. («Обобщение о глаголе»)

Цели: Вспомнить  …….. (как изменяется  глагол, какие окончания пишутся, какой глагол бывает).

-  Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одной особенностью некоторых глаголов.

- Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-».

3.  Обобщение    знаний.

1. РАБОТА В ГРУППАХ «Состав слова»

Глагол - это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действия. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную).

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли.

- ЗАДАНИЕ: Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме от одного глагола с помощью приставок и суффиксов (возвратной частицы ся, сь). И синоним к данному глаголу.

1 группа - говорить

2 группа - кричать

3 группа - греметь

4 группа – бросать

5 группа – бежать

6 группа - лететь

Встает капитан и объявляет

а) Защищать нашу группу будет . . . (по 3 слова)

- назвать глаголы

- синонимы

б) Мы представляем слово . . .

в) А у нас доказывать будет . . .

г) А мы завершаем работу по данному заданию . . .

- Какой вывод мы можем сделать?

Глаголы бывают однокоренными, образуются при помощи приставки,  суффикса. У глаголов есть синонимы.

Выполним упражнение. РАБОТА В ПАРАХ. Подбери  глаголы по схемам:

1 ряд –

2 ряд –

3 ряд –

Глаголы на доске: Пестреет,  смотрю,  прибежит,  бережётся,  объяснила, заиграет, раздолбила,  съела,  пахнут, носятся, подарит,  пригрело.

- Самопроверка. Оценивание.

Справился самостоятельно, без ошибок  +

Справился с небольшой помощью и с 1 ошибкой  

Выполнять задание было трудно, допустил ошибки  -

Правописание личных окончаний  глаголов.

- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать какие окончания нужно писать.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

- Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

- Назовите глаголы - исключения II спряжения?

- Назовите глаголы - исключения I спряжения?

- Чтобы правильно написать окончания глаголов.  Что нужно сделать?

1) Поставить глагол в неопределённую форму.

2)определить спряжение глагола

3)Вспомни, какое окончание пишется в этой форме глагола, запиши его.

- Молодцы! Выполним работу по карточкам:

- вставить личные окончания глаголов;

- указать спряжение.

Карточка: Созрева…т,  брод…м,  маш..т, сверл…т, черне…т, купа…шь, скаж…те,  пада..т.

Оценивание.

Вывод: чтобы правильно написать личные окончания глаголов нужно ………………

Изменение глаголов по лицам.

Послушайте стихотворение. Какой грамматический признак отражён в глаголах из этого стихотворения?

Я спрошу,

А ты ответишь.

Он, она, они  услышат.

Мы расскажем всем загадку

А  вы отгадаете.

- В стихотворении показан грамматический признак – лицо глагола.

- Как ещё изменяются глаголы? (по лицам ?

- Как определить лицо глагола? (подставляем местоимение)

- РАБОТА В ГРУППАХ.

Разгадай кроссворд.

Слова:   Шипит, моргаешь,  листаем,  угощаете, радуюсь, гонят.

5)

1)

Р

А

Д

У

Ю

С

Ь

Г

6)

2)

М

О

Р

Г

А

Е

Ш

Ь

Щ

И

3)

Л

И

С

Т

А

Е

М

П

Е

И

4)

Г

О

Н

Я

Т

Т

Е

Задание для кроссворда.

Глагол 1 л,  ед.ч.

Глагол 2 л., ед ч.

Глагол 1л., мн.ч.

Глагол 3л., мн.ч.

Глагол 2л., мн.ч.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Глагол 3л., ед.ч.

Вывод: Глагол изменяется по ……………..

            Лицо глагола определяем по  ……………..

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              У каких глаголов нельзя определить лицо?

Оцените свою работу в группе

6) Глаголы часто употребляются в устойчивых выражениях – во фразеологизмах.

- Объясните их значение.

Водой не разольёшь.

Голова идёт кругом.

- Выпишите глаголы по вариантам. В скобках укажите их морфологические признаки.

Взаимопроверка. Оценивание.

4.Итог урока.

Работа в группе.

Итоговый круг.

По кругу отвечают на вопросы.

- Глагол обозначает ……., отвечает на вопросы ………….

- Глагол изменяется по …….,  ………, ………

- К 1 спряжению относятся………….

- Ко 2 спряжению относятся глаголы…………

- Лицо глагола определяем по ………….

- У глаголов ………… времени нельзя определить лицо .

5.Самостоятельная работа.

Заполни пропуски.

       Вет_р    крут_т_ся    в    в_рху_ках     д_рев__в. Рокоч_т   гром. Хлещ_т дож_ь.    Мы пробу_м укрыт_ся     п_д   стар_й    ол_хой,     приж_ма_мся    к   скр_пуч_му    ств_лу.    Дож_ь    моч_т     нас  и   здес_.     Молния   на   мгновенье озаря_т     всё.   И снова    н_ступа_т     т_мн_та.    Бли_ко     от   нас  в   дер_в_      п_п_да_т      молния.     Мы     п_к_да_м убежище     и     плута_м    до     ра__вета.      Утр_ з_ст_ёт     нас     на вых_де    из леса.

      Выпиши 1 глагол, определи его морфологический  признаки.________________________________________________________________

Сдаём работы.

Рефлексия.

Приём «Телеграмма». Дети пишут себе телеграмму, используя начало фраз.

Я  узнал, что…

Мне  понравилось на уроке…

Было интересно…

Сегодня я работал …

 Я  удивился…

Я запомнил, что…

- Движение в русском языке выражается глаголом. Всё в жизни движется, меняется. Движение сопровождает  человека всю жизнь. Изучая глгол, ты пойимёшь, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвою, а осень – плакать.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

"Глаголы. Время и число глаголов"

Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....