Организационный момент. - Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их. Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело! А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии. - Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. 2. Постановка цели и задач урока. - Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства «Просвещение» задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги . – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Мои слова, оживляют всё, к чему бывают приложены. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд1 ) (глагол). -Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. Игра «Доскажи словечко». Давайте продолжим интервью нашего героя - глагола. Являюсь- …..(частью речи). Обозначаю- …(действие предмета). Отвечаю- …(на вопросы что делать?, что сделать? И др.). Изменяюсь — …(по лицам, числам и временам). В предложении чаще всего бываю - …(сказуемым). Сформулируйте тему урока. («Обобщение о глаголе») Цели: Вспомнить …….. (как изменяется глагол, какие окончания пишутся, какой глагол бывает). - Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одной особенностью некоторых глаголов. - Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-». 3. Обобщение знаний. 1. РАБОТА В ГРУППАХ «Состав слова» Глагол - это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действия. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную). По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли. - ЗАДАНИЕ: Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме от одного глагола с помощью приставок и суффиксов (возвратной частицы ся, сь). И синоним к данному глаголу. 1 группа - говорить 2 группа - кричать 3 группа - греметь 4 группа – бросать 5 группа – бежать 6 группа - лететь - Встает капитан и объявляет а) Защищать нашу группу будет . . . (по 3 слова) - назвать глаголы - синонимы б) Мы представляем слово . . . в) А у нас доказывать будет . . . г) А мы завершаем работу по данному заданию . . . - Какой вывод мы можем сделать? Глаголы бывают однокоренными, образуются при помощи приставки, суффикса. У глаголов есть синонимы. Выполним упражнение. РАБОТА В ПАРАХ. Подбери глаголы по схемам: 1 ряд – 2 ряд – 3 ряд – Глаголы на доске: Пестреет, смотрю, прибежит, бережётся, объяснила, заиграет, раздолбила, съела, пахнут, носятся, подарит, пригрело. - Самопроверка. Оценивание. Справился самостоятельно, без ошибок + Справился с небольшой помощью и с 1 ошибкой Выполнять задание было трудно, допустил ошибки - Правописание личных окончаний глаголов. - Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать какие окончания нужно писать. - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? - Какие окончания имеют глаголы II спряжения? - Какие окончания имеют глаголы I спряжения? - Назовите глаголы - исключения II спряжения? - Назовите глаголы - исключения I спряжения? - Чтобы правильно написать окончания глаголов. Что нужно сделать? 1) Поставить глагол в неопределённую форму. 2)определить спряжение глагола 3)Вспомни, какое окончание пишется в этой форме глагола, запиши его. - Молодцы! Выполним работу по карточкам: - вставить личные окончания глаголов; - указать спряжение. Карточка: Созрева…т, брод…м, маш..т, сверл…т, черне…т, купа…шь, скаж…те, пада..т. Оценивание. Вывод: чтобы правильно написать личные окончания глаголов нужно ……………… Изменение глаголов по лицам. Послушайте стихотворение. Какой грамматический признак отражён в глаголах из этого стихотворения? Я спрошу, А ты ответишь. Он, она, они услышат. Мы расскажем всем загадку А вы отгадаете. - В стихотворении показан грамматический признак – лицо глагола. - Как ещё изменяются глаголы? (по лицам ? - Как определить лицо глагола? (подставляем местоимение) - РАБОТА В ГРУППАХ. Разгадай кроссворд. Слова: Шипит, моргаешь, листаем, угощаете, радуюсь, гонят.
| 5) |
|
| 1) | Р | А | Д | У | Ю | С | Ь |
|
| Г |
| 6) |
|
| 2) | М | О | Р | Г | А | Е | Ш | Ь |
| Щ |
| И |
|
| 3) | Л | И | С | Т | А | Е | М |
| П |
| Е |
| И |
| 4) | Г | О | Н | Я | Т | Т |
| Е |
|
Задание для кроссворда. Глагол 1 л, ед.ч. Глагол 2 л., ед ч. Глагол 1л., мн.ч. Глагол 3л., мн.ч. Глагол 2л., мн.ч. Глагол 3л., ед.ч. Вывод: Глагол изменяется по …………….. Лицо глагола определяем по …………….. У каких глаголов нельзя определить лицо? Оцените свою работу в группе 6) Глаголы часто употребляются в устойчивых выражениях – во фразеологизмах. - Объясните их значение. Водой не разольёшь. Голова идёт кругом. - Выпишите глаголы по вариантам. В скобках укажите их морфологические признаки. Взаимопроверка. Оценивание. 4.Итог урока. Работа в группе. Итоговый круг. По кругу отвечают на вопросы. - Глагол обозначает ……., отвечает на вопросы …………. - Глагол изменяется по ……., ………, ……… - К 1 спряжению относятся…………. - Ко 2 спряжению относятся глаголы………… - Лицо глагола определяем по …………. - У глаголов ………… времени нельзя определить лицо . 5.Самостоятельная работа. Заполни пропуски. Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье озаря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса. Выпиши 1 глагол, определи его морфологический признаки.________________________________________________________________ Сдаём работы. Рефлексия. Приём «Телеграмма». Дети пишут себе телеграмму, используя начало фраз. Я узнал, что… Мне понравилось на уроке… Было интересно… Сегодня я работал … Я удивился… Я запомнил, что… - Движение в русском языке выражается глаголом. Всё в жизни движется, меняется. Движение сопровождает человека всю жизнь. Изучая глгол, ты пойимёшь, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвою, а осень – плакать. |