Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока "СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «СНЕГУРОЧКА»
Автор: Ильяшенко С.В.
Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;
4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки–задания, репродукция картины на доске.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку:
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?..(Снегурочка)
- Как вы думаете, почему я начала разговор с этой загадки?
-Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».(слайд 1)
3.Работа по теме урока.
Рассказ о жизни В.М. Васнецова (слайд 2)
Ученик 1
В.М. Васнецов (1848-1926) – замечательный русский художник. Рос он в российской глубинке в селе Лопьял Вятской губернии в семье сельского священника, среди крестьянских детей. Первые уроки рисования давал ему отец. Они и пробудили у мальчика тягу к изобразительному искусству.
Ученик 2
Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Ученик 3
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
Слайд3
Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам:
«Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке»
Беседа по картине (слайд №4).
- Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Снегурочка» в «Картинной галерее».
В начале 80-х гг. ХІХв. В.М. Васнецов принимает участие в оформлении постановки пьесы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
На переднем плане мы видим Снегурочку. По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу – дочь Мороза и Весны. Одета она в длинное белое пальто, украшенное узорами, светле варежки и шапку. Руки разведены, голова повёрнута вправо, сзади виды следы. Всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю и озирается по сторонам.
Снегурочка отражает идеал красоты, она – олицетворение «чистой заснеженной России», природа повторяет настроение героини: незнакомый лес, мрачное, но лунное небо и искрящийся снег. И фигура Снегурочки освещается от этого снега.
Для написания картины художник использует холодную гамму цветов – белые, серые и голубые оттенки, что подчёркивает таинственность и сказочность изображения.
-Какое впечатление производит на вас картина?
-Что в ней особенно красиво?
Физминутка
-А теперь каждый из вас, следуя плану, вопросам и выбирая опорные слова, попробует составить устное сочинение. (заслушиваются варианты) (слайд №6)
Составление плана сочинения, работа с опорными словами
Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.
- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?
- О чем напишем во вступлении? ( Об истории создания картины)
1. Создание картины. (известный, 1899 год)
- Какими словами можно начать сочинение?
- Переходим к основной части, т.е. непосредственному описанию картины.
2. Описание картины.
- С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Лунная зимняя ночь, темный холодный лес, мерцают звезды, белоснежная поляна)
- Затем описание Снегурочки. (Парчовая шубка белого цвета, светлые варежки, меховая шапка, руки разведены, следы на снегу)
- Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (....,....)
- И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину?
3. Настроение картины.
Понравилась ли картина, чем? (....,....)(Волшебная, загадочная, чудо, тайна.)
Примерный план
1. Снегурочка.
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
Написание сочинений. Дети пишут сочинение на черновике.
4. Проверка. Дети читают свои сочинения
5. Рефлексия
- Кому понравился сегодняшний vрок ?.
- Кто доволен своей работой?
- Кому хочется еще поработать дома?
6. Подведение итогов
-Чье сочинение вам понравилось больше?
-Написанное вами сочинение-это объёмная, цельная работа. Что позволило нам его написать? (соблюдение плана, последовательность изложения, опорные слова)
-Пункты плана, отдельные слова и предложения – это что в целом сочинении? (это части сочинения) Могло ли получиться красивое сочинение без какой-либо его части?
7. Д/з.
-Дома я попрошу вас доработать черновики, откорректировать свои недочеты, списать текст сочинения в творческую тетрадь.
Слайд 7
Карточки для детей
Сочинение по репродукции В.М. Васнецова «Снегурочка»
1. Автор и его картина.
Виктор Михайлович Васнецов, репродукция картины «Снегурочка». Цель создания картины – декорация к пьесе.
1. Описание картины.
Лес, природа Тёмный лес, морозная ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени.
Какая Снегурочка?
Что она чувствует? Девушка, дочь Мороза и Весны, юная, хрупкая, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки;
Растерянность, одиночество, страх.
Где стоит Снегурочка? Что изображено на заднем плане? В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, видны следы, вдали, огоньки-светлячки.
3.Заключение
Настроение картины.
Варианты работы
1.Передо мной репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка». Создана она была для декораций к пьесе.
На картине я вижу морозную зимнюю ночь. В небе мерцают алмазные звёзды. В лунном свете на заснеженной поляне стоит прекрасная девушка. Это Снегурочка – дочь Мороза и Весны. На ней надеты длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой и тёплые варежки. Весь этот наряд красиво украшен вышивкой и жемчугами. Снегурочка выглядит растерянной. Позади неё растёт тонкая берёзка. Она похожа с главной героиней картины – такая же юная и хрупкая. На снегу видны следы. На переднем плане я вижу маленькие пушистые ёлочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки.
Для написания картины автор использовал холодную гамму цветов: белые, серые и голубые оттенки.
Мне картина понравилась. Особенно восхитило мастерство Васнецова.Ему в самом деле удалось передать сказочную атмосферу.
2. Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна.
Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?
Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.
3.Я смотрю на картину В.М. Васнецова . Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.
Снегурочка вышла на лесную поляну. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.
Снегурочка боязливо оглядывается. Видно, что ей страшно.
Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....