Урок 4 класс "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Микрюкова Ольга Готлибовна

Урок "Имя прилагательное".Вводный урок.ФГОС с применением инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока (русский язык, 4 класс) с позиции формирования у учащихся УУД»

Учитель-Микрюкова О.Г.              УМК «Школа России»  

 предмет – «Русский язык», 

учебное пособие: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  «Русский язык. 4 класс»: Учеб. для общеобразовательных организаций в 2 ч.. Ч.2./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий/.- М.: Просвещение, 2015, 160 с. с ил.

Тема урока

Имя прилагательное

Место урока

в серии других уроков

Вводный урок  цикла «Имя прилагательное»

Тип урока

Комбинированный

Цель

Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

--уяснить значение имен прилагательных в речи;

-определить связь имени существительного и имени прилагательного;

–расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с данной орфограммой формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Методы

Формы работы

Методы:  проблемный метод, наглядный метод,

Фронтальная, парная, индивидуальная,групповая

Оборудование

 Проектор,компьютер, карточки ,презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Мотивация учебного занятия.

Просмотр видео «Красота природы»

Рассказ учителя о красоте речи, слова.

 Какая часть речи может украшать, делать речь яркой, выразительной?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.И.А. Бунин

- Почему у этой части речи такое название? К чему оно прилагается?

 - С какой частью речи оно дружит?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Запишите на рабочем листе тему урока.

Высказывание А. И. Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

- слушают

- отвечают

- рассуждают

- имя прилагательное

-  к имени существительному

- дружит с именем существительным

«Имена прилагательные»

Познавательные УУД:выдвижение гипотез и их обоснование;

извлечение необходимой информации из текста

2.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Запись в тетрадях даты и темы урока.

Что такое имя прилагательное? Что вы знаете об этой части речи? (правило)

Какие задачи поставим на этот урок?

-ответы учащихся

(Что такое? На какие? Как изменяются? Для чего?)

Ответы детей

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Личностные УУД: смыслообразование

3.Создание проблемной ситуации

Как вы думаете мы всё уже знаем об имени прилагательном?
Конечно не всё, потому что сталкиваемся с различными многочисленными проблемами, связанными с этой частью речи.
И зачем оно? Нужно ли оно? Как вы думаете? Какая его роль? 
Мнения разделились, значит есть проблема, требующая решения.
Так какова наша задача?
Разобраться и решить проблему. 
Наша задача: Определить роль имени прилагательного

(ответы детей).

Необходимы имена прилагательные; 
Не нужны, можно обойтись.

Личностные: проявлять  интерес к изучению темы; желание решать проблему, используя приобретённые знания; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

4.Решение задач, проблемы

Словарная работа к тексту (работа со словарём)

ФИЗКУЛЬТ

…            зверь

…            шуба

…            хвост

…            глаза

…            зубы

     - Понятно ли о каком зверьке говорится?

- Почему?

Давайте запишем прилагательные, чтобы говорилось о …     мышке.                                                                                        - На какой вопрос отвечают прилагательные?

- Прочитайте, что получилось.

Сделаем вывод.

Зачем нужны прилагательные?

 Поиграем волшебниками и превратим мышку в «мишку-медведя»

(Прикрепляю картинку справа)

Выберите нужные слова

(Прикрепляю)

Прочитайте! Получился мишка?

- Слова  какой части речи слева?

    справа?

Что изменилось?

     Маленький            Огромный                             (размер)

Серая                     Бурая                                      (цвет)

Короткий              Длинная                                 (размер)

Черные                 Коричневые                            (цвет)

Острые                  Крепкие                                 (Крепость)

Антонимы

Т.е. что такое размер, цвет, крепость?

Сделаем вывод, что обозначают имена прилагательные? (признаки)

По одним выразительным прилагательным можно даже догадаться о ком идёт речь.

Косой, слабый, трусливый

                                      (заяц)

Рыжая, хитрая, ловкая

                                    (лиса)

Серый, хищный, жадный

                                    (волк)

Презентация «Имена прилагат в «Сказке о рыбаке и рыбке»

В этом году исполнилось 180 лет со дня смерти А.С.Пушкина.Давайте немного вспомним знаменитую сказку и проверим  хорошо ли мы знаем его произведение. Задание: вам будут показаны картинки из сказки, а вам нужно вспомнить какие имена прилагательные употреблял писатель.

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Знаете ли вы их значение?

Сколько правильных ответов у вас получилось?

(нет)

(У всех есть шубы …)

      Один человек пишет у доски, остальные в тетради.

(огромный, бурая, короткий коричневый, крепкие)

Один ученик у доски пишет, остальные в тетради.  

Это признаки.

       

Записывают словосочетания. Например: золотая рыбка, …..т.д

.Запись словосочетаний

Работа со словарем Ожегова..

КИЧКА, ДУШЕГРЕЙКА.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли.

Находить информацию по теме

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Находить информацию в разных источниках

5.Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой.

- Прочитайте пословицы. Объясните смысл первой пословицы.  Допишите антонимы.

  • Веревочка хороша длинная, а речь – короткая.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Зимой дни холодные, весной теплые.
  • Платье хорошо новое, а друг – старый.
  • Корень учения горек, а плод сладок.

Назовите прилагательные. (краткие, полные)

Образуйте от полных прилагательных- краткие

( веселый-..,прекрасный-…, красивый-, чудесный-… и т. д)  

    А. И. Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Краткие прилагательные?(сказка «Лягушка- невеста»Татьяна Рик

Читают задание

- отвечают на вопросы

-выполняют задание самостоятельно в парах

Объясняют последнюю пословицу, находят прилагат.

Прослушивание мультимедиа о кратких прилагат.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

Прочитай текст. Вставь пропущенные имена прилагательные.

Россия– это самая …………., ……………,  …………., горячо …………Родина . Поэтическое наследие нашего народа содержит немало ……….. картин красоты родной земли, её …………..просторов, ……… озёр.

Слова для справок: дорогая,  важная, драгоценная,  любимая,  завораживающих,    обширных,  лазурных.

Работа в группе

Индивид.работа (ОВЗ)карточки

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

6.Выводы, оценка знаний.

Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла?
Так какую роль играют имена прилагательные?
 Мы говорили сегодня о роли имени прилагательного в речи, которую русский лингвист ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил следующим образом:
«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений».

 

Создают  кластер по теме Имя прилагательное (групповая работа)

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга.

7.Д/задание

Мини сочинение «Зимний лес»

Записывают д/з

8.Рефлексия

Оцените свою работу.

Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Сегодня вы были красивы, хороши, умны, активны. Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!

Достают  из коробки прилагательные.Например, Алексей – прилежный, Ирина– грамотная, Артем– активный, Иван– старательный, Захар– внимательный).

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

1. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin) - «подумай-запиши-обсуди  в  команде».  Во  время выполнения данной  структуры участники ОБДУМЫВАЮТ   высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.групповая работа

2.ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

  Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

  В устном  опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Нужны ли прилагательные? Создание проблемы и ее решение

3.Прием «Фантастическая добавка» (индивидуальная творческая работа описание зверей)

- Включите свою фантазию и воображение. Опишите любой объект картины, используя прилагательные и полученные знания на уроке (3-4 предложения)

4.Прием «творчество работает на будущее»Д\З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс Тема урока: « Имя прилагательное»

Урок направлен на усовершенствование знаний об имени прилагательном, развитии умения точно употреблять в речи.При помощи алгоритма....

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, числам и падежам»

Дидактический материал состоит из карточек, охватывающих программный материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, ч...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока по русскому языку  4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов.  Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...

Презентация урока по русскому языку. Тема урока "Имя прилагательное", УМК "Перспектива" 3 класс

Презентация урока по русскому языку "Имя прилагательное", УМК "Перспектива", 3 класс разработана специально для проведения дистанционного урока....

Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение. Прилагательной вада". Тензебтембава."

Методическая разработка урока направлена на изучение имени прилагательного, развитию умений образовывать однокоренные имена прилагательные, способствовать развитию умения изменять имена прилагательные...