Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Усатая Татьяна Васильевна

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со «Страничкой для любознательных» .

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Усатая Татьяна Васильевна

Место работы: МБОУ СОШ№2 Карасукского района Новосибирской области

Должность: учитель начальных классов первой квалификационной категории

Предмет:  русский язык (программа «Школа России»)

Тема урока.    Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.

Тип урока: урок ознакомления и закрепления изученного материала

Цель урока: формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чу-щу. Вырабатывать орфографическую зоркость и развивать связную речь.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со «Страничкой для любознательных» .

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,  деятельностный метод, диалог. 

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: учебники Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык», компьютер с проектором, презентация к уроку, ноутбуки для работы в паре.

Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.

                                                                                                 

  Приложение №1

Этап урока

/учебная ситуация/

             

              Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель: психологически настроить учащихся на урок.

II. Актуализация знаний 

Цель: закреплять правильное написание букв и соединений.

Цель: выяснить лексическое

значение слов, эакрепить правописание безударной гласной и буквосочетаний чу-щу.

III.Постановка учебной задачи.

Цель: умение  самостоятельно формулировать тему и определять цели урока.

IV. Обобщение учащимися

знаний

Цель: формировать  и закреплять у учащихся полученные знания с помощью практической работы.

V.Физминутка Цель: сформировывать ценностное отношение к своему здоровью.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VII. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса обобщение и систематизация учащихся по теме урока.

VIII.Домашнее задание.

Цель: закрепление учебного материала полученного в классе.

    Организует работу

(слайд 1)

-Дети, урок у нас сегодня необычный - путешествие по сказкам. - .А какие сказки будут у нас в гостях, мы узнаем  во время путешествия. И вот мы на острове «Чистописания».

(слайд 2)

1.Чистописание

-Чтобы подготовить наши пальчики к письму, что мы должны выполнить?                   -Откройте тетради, запишите дату.                                                      -А какие буквы мы будем писать, вы должны угадать сами.(слайд 3-4)                              -Какие первые звуки вы услышали?                               Что вы уже знаете об этих звуках?                                         - Какие буквы обозначают эти звуки?                                           -Какие буквы будем писать?      -Какую учебную задачу можно поставить к этому заданию?      - На какие группы можно разделить сочетания? Почему?

2. Словарная работа

Щ..п..льца, ч..лан

 -   Кто догадался, что за слова написаны  на доске?

-Что  они обозначают?

-Пока мы будем высказывать свои предположения, ответственный  за работу со словарем ищет лексическое значение этого слова.

-Давайте проверим наши  предположения.  (Слайд 5)

-Запишите слово, поставьте ударение, выделите   орфограммы     -Какие  орфограммы  выделили и почему ? ( Самооценка )

- Посмотрите на доску(Слайд 6)В какой сказке живет этот герой? Как вы думаете, чему учит нас эта замечательная сказка?                                         -Кто автор этой сказки? (Слайд 7)                                                  -Дети, кто догадался, почему именно сказки К.И.Чуковского пришли к нам на урок? Объясните орфограмму.             -Обсудите в парах, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока.                  -Какую цель можете поставить?   -А каким образом мы будем достигать поставленные цели?

Работа в парах по карточкам. 

-Прочтите карточки и обсудите, значение каких слов вам не понятно? Слайд8) (ч?дак, щ?ка, ч?лан, щ?пальца, ч?гун, щ?рка, ч?лок                  

  -На какое правило записаны слова?                                           -Подумайте и обсудите,  какое задание можно придумать к этим словам?                                -Насколько вы были внимательны, мы сейчас проверим. (Взаимопроверка  (слайд №9)                                    Как оценили своих товарищей?  (Баллы)                                         -Какой вывод сделаем о правописании буквосочетаний чу - щу ?         

-А теперь мы отдохнем, физминутку проведем.

1. Работа по учебнику.             - Наше путешествие  продолжается.  (читаю)

 А у наших у ворот

Чудо – дерево растёт.

 Чудо, чудо, чудо, чудо,

 Расчудесное!        

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А растут на нем слова

 Словно яблочки !

- Какие слова растут на дереве, мы узнаем, выполнив задание из упражнения 177 на с. 107      -Какие учебные задачи можно поставить к этому заданию?      - Поднимите руку, кто доволен своей работой.                            –Кто заметил, что допустил ошибки?                                          Проверка(слайд13)Самооценка -Где чаще всего встречаются  такие слова?                                 -Что общего в этих словах?       -Как называются эти слова?      -Поставьте учебную задачу.      -Назовите слово с сочетанием чу или щу, которого нет в нашей записи. (расчудесное)     -Чем это слово  отличается от других слов?                                -Какое правило  вы использовали при выполнении  этих заданий?                              -Кто  испытывал затруднения  при выполнении  заданий?

2. Работа в паре на ноутбуках (Слайд 14, 15)                              -В гости к какой сказке мы попадем сейчас?                          -«Муха – Цокотуха» запуталась в паутинке и просит нас помочь ей в беде. Поможем ей, дети?    -На мониторе задание. Внимательно посмотрите задание, поставьте учебную задачу и приступайте к работе.   Прочтите, какие слова у вас получились?                                  -Кто составил больше слов?      -Прочтите новые слова. Посчитайте, сколько слов у вас получилось? (Самооценка)

3.Самостоятельная работа                         -Нас ждет встреча со следующей сказкой.(слайд18)       -Взаимопроверка(Слайд19) -Какая орфограмма встретилась в словах? Сформулируйте правило.

4.Островок поэзии. (Слайд20)

-Кто самый внимательный? Я буду читать строчки из стихотворений, а вы должны услышать слово с буквосочетанием чу-щу и записать в тетрадь.

1.«Я почищу вас песочком,            Окачу вас кипяточком,                  И вы будете опять,                         Словно солнышко сиять!»

2. И рыщут по дороге                  Слоны и носороги                          И говорят сердито:                          «Что ж нету Айболита?                   3.« Уходи-ка ты домой,                  Говорит,                                           Да лицо свое умой,                        Говорит,                                               А не то как налечу,                      Говорит,                                         Растопчу и проглочу.               Говорит»

Самопроверка (Слайд 21 )                                                      -Оцените себя с помощью баллов.                                         - Итог  урока(Слайд 22)  

1. .Подведение итогов урока. Дети, наше путешествие подходит к концу.                                    2.Оценка работы класса и активно работавших детей

 -Посчитайте баллы, оцените себя.

-Оцените свою работу с помощью чудо-дерева.  Если уверены, что сможете самостоятельно писать слова с буквосочетаниями чу-щу- повесьте красное яблоко. Если есть сомнение - желтое. Если  эти слова вызывают затруднения - зеленое.

а) Из сказок выписать 4 предложения, где будут встречаться слова с сочетаниями чу-щу;                                             б) написать 12 слов с сочетаниями чу-щу, подчеркнуть орфограммы;

Всем спасибо за работу!

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.

Ученики выполняют пальчиковую разминку, записывают дату, разгадывают ребус и загадку, прописывают элементы букв и соединений, отвечают на поставленные вопросы ,определяют учебную задачу к заданию и выполняют его.

Учащиеся читают записанные на доске слова, высказывают свои предположения, дежурные работают со словарем, затем

зачитывается из словаря лексическое значение слов.

 Ученики записывают слова, объясняют правила правописания.

Дети отвечают на поставленные вопросы,  выполняют задание в тетрадях и у доски.

Учащиеся высказывают свои предположения и объясняют правописание орфограммы..

Обсуждают в парах, сигнализируют о готовности. Формулируют и фиксируют тему, учебную задачу и каким образом будут достигать поставленных целей.

Высказываются, слушают друг друга, формулируют правило правописания, обсуждают задание и записывают его в тетрадях, оценивают своих товарищей по эталону, делают вывод.

Учащиеся выполняют движения под музыку.

Учащиеся просматривают упражнение, ставят учебные задачи, выполняют задание, делают выводы и осуществляют

самооценку.

Учащиеся определяют учебную задачу и работают самостоятельно.

Обсуждают в парах, формулируют  учебную задачу сигнализируют о готовности соединением рук. С помощью учителя формулируют учебную задачу

Учащиеся формулируют учебную задачу, составляют слова из слогов, подчеркивают орфограммы, проверяют выполненное задание и проводят самооценку.

Работа в группах

Дети читают текст, исправляют ошибки, доказывают правильность написания, формулируют правило, осуществляют взаимопроверку и оценивают

в баллах.

Дети внимательно слушают учителя и записывают в тетрадь слова с сочетаниями чу-щу.

Оценивают в баллах своих товарищей.

Учащиеся подводят итог урока, делают выводы и озвучивают результат своей работы.

Кто сможет себя оценить? (Слайд 23)

Дети прикрепляют разноцветные бумажные яблоки на плакат с изображением дерева.

Записывают домашнее задание и прочитывают слова на слайде.(Слайд 26)

Личностные УУД:

Психологический настрой на урок, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

РегулятивныеУУД: Формирование графически правильного,

четкого и достаточно скорого письма, а также навыка письма в целом.

Личностное УУД: Воспитывать уважение к тому,  кто будет читать написанное.

Познавательные УУД:

-Обогащение речи учащихся словами из словаря;

-развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;

-осмысленное написание

изучаемого слова и его  правильное употребление в устной и письменной

речи.

Личностные УУД:

-Умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Познавательные УУД:

-Устранять затруднение в правописании сочетаний чу – щу.Развивать умения  

извлекать информацию из иллюстраций.

Коммуникотивные УУД:

Умение слушать товарищей и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

Развивать умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

Личностные УУД:

Умение видеть и признавать свои ошибки

Коммуникотивные УУД:

Умение слушать товарищей и вести диалог, высказывать свою точку зрения

ПознавательныеУУД:

Закреплять знания о написании сочетаний чу – щу.

Личностные УУД:

Развивать ценностное отношение к здоровому образу жизни

Личностные  УУД:

Формировать умение выбирать действия по достижению цели.

Познавательные УУД:

-Развитие логики проблемного обучения, познавательной активности и самостоятельности школьников;

-формирование у учащихся системы грамматических понятий и навыков, правильное выполнение практических заданий.

Регулятивные УУД:

Вспомнить критерии оценивания,

Формировать умение применять знания на практик

 Коммуникотивные УУД:

 Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные УУД:

Формирование умения понимать причины успеха (не успеха) учебной деятельности.

 Познавательные УУД:

Формирование умений и навыков практического характера, закрепление и уточнение знаний.

Регулятивные УУД: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Личностные УУД:

Способности к самооценке на основе критерия успешности УУД

 Регулятивные УУД:

Формировать умение высказывать свое предположение, умение корректировать результаты.

Познавательные УУД:

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило,

 

Личностные УУД:

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль

. 

Регулятивные УУД:

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные УУД:

Формирование умений и навыков практического характера, закрепление и уточнение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

умения писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ...

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов...