Развитие орфографических умений
план-конспект урока (4 класс) на тему

Умнова Оксана Андреевна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oxana_umnova.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

 Профессиональное образовательное учреждение                                          «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель РЯМП с методикой

преподавания

 ________/ Т.Н. Зотова/  

Согласовано:

Учитель

 ______________/М.А.Бабанова  

Конспект

урока по русскому

«Развитие орфографический умений»

Провела студентка группы ПНК-31 Умнова Оксана

Место проведения: 4 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 28.02.2017

Оценка за конспект: (…………)  методист: _________/ Т.Н. Зотова /

 Оценка за урок: (…………)  учитель: _____________/ М.А.Бабанова/

Оценка за урок: (…………)  методист: ____________/ Т.Н. Зотова /        

Тамбов

2017

Цель: закрепить умение проверять слова с изученными орфограммами

Задачи:

Познавательные:

- учиться видеть орфограмму в слове;

- определять в какой части слова находится орфограмма;

- вспомнить правила правописания орфограмм;

-уметь графически обозначать орфограмму.

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

 - продолжить работу по развитию речи обучающихся

Воспитательные:

 - способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией;

 - воспитывать бережное отношение к языку

Формирование УУД:

Личностные:

  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
  • Уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям.
  •  Развитие творческого воображения, бережное отношение к природе

            Регулятивные:

  • Использовать при выполнении задания справочники и словари;
  •  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
  • Высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
  •  Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие
  • Формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • Самостоятельно организовать свое рабочее место
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника
  • Ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности

           Познавательные:

  • Пользоваться словарями, находить в них нужные сведения, осознавать познавательную задачу.
  • Слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение
  • Усвоить и научиться распознавать в тексте антонимы.

       Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге
  • Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
  • Работа в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь

Тип урока: рефлексия

Оборудование:

-учебник

-тетрадь на печатной основе

-раздаточный материал

-проектор

-презентация


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности

-Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Оксана Андреевна.

Какое у вас сегодня настроение?

Отлично. Молодцы дети.

Начнем урок с повторения.

Для этого откроем тетради, запишем число, классная работа.

1.Запишем под диктовку предложение, расставляя знаки препинания.

Зеленеют все опушки, зеленеет пруд, а зеленые лягушки песенки поют.

2.Подчеркнуть изученные орфограммы в словах.

Проверим

3.Выполним синтаксический разбор предложения, объясните постановку знаков препинания (составьте схему), [=-], [=-], а[-=].

4.Выписать однокоренные слова и написать еще два слова другой части речи с этим же корнем.

Молодцы ребята!

Предлагают свои ответы

Дети записывают предложения под диктовку.

Зеленеют - безударная гласная в корне, проверочное слово зелень, опушки - буква о не проверить, словарное слово, пруд- проверочное слово пруды, лягушка-непроверяемая гласная в корне, поют-спой безударная гласная в корне.

Знаки препинания расставлены так, потому что в одном сложном несколько простых предложений, которые отделяются запятой, а вторая запятая ставиться перед союзом «а».

Зеленеют-зеленый-зелень.

2) Актуализация и пробного учебного действия

Теперь мы с вами проверим знания.

Что такое орфография?

Молодцы, ребята. Теперь посмотрим на слайд 1 и выполним задание. Запишем в тетрадь предложение, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

В с_ду осеннем, у доро_ки, осина хлопает в ладо_ки.

  Молодцы, теперь выполним задания на 2 слайде.

Выходит ос_нь на опу_ку года – с похо_кой мя_кой рыжая л_са.

Молодцы, ребята.

Орфография – это один из разделов лексики, науки о языке. Орфографией, или правописанием, называют совокупность всех правил, которые определяют написание слов и предложений. Или другим словом это правописание. Знание всех правил и применение их на практике.

Дети записывают предложение, объясняя вставленные буквы.

В сАду – проверяемая гласная в корне от слова сад. У дорожки- дороЖЕнька- орфограмма - правописание парных согласных в корне. Написание буквы ш в существительном ладошки проверят форма родительного падежа множественного числа (нет) ладошек и родственное слово ладоши.

Осень-осень можно проверить проверочным словом осЕнний.=>это безударная гласная в корне слова.

Опушку-проверочное слово опушечка

Походкой-походка – ходит

Мягкой-мягок проверочное слово

Лиса-буква и в Корне слова, проверка лисы

3) Локализация индивидуальных затруднений

Образец: ( Написать на доске) в розовОМ (в какОМ?) небе.

Родина! Это особенное слово полно глубок.... смысла. Я вижу необ...ятные ее просторы. Ш…роки её жаркие ст…пи  , обш…рны з…лёные л…са , полноводны её кр…сивые реки. Х..роши задушевные песни ее прекрасн... и мужественн... народа.

Прочитайте текст. (слайд 3) Какие прилагательные помогают писателю выразить чувство любви к Родине? Спиши вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму по образцу.  

Один у доски, другие записывают в тетрадь.

Смысла (какоГО?) глубокого, необъятные(разделительный твердый знак), чувствую (Это словарное слово

Оно не проверяется. Надо запоминать)

Широкие ( жи - ши)

Степи-степь

Обширны (жи - ши), зелёные - зелень, леса-лес, красивые - Без ударная гласная а, проверочное слово красит. Хороши - Непроверяемая гласная-первая "О"
Проверяемая гласная-вторая "О"-хор-о-ший.

Народа (какого?) прекрасного и мужественного.

4) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

Запишем небольшой диктант.

В…круг  п…лянки,  ст…яли  м…л…дые  ели. Около   одной  ёлки  была  мыш…ная   н…ра. Из  норк(и,е)  ч…сто  выб…гали   ро…кие  мы…ки.  У мыш(и,е)   тонкий  сколь(с,з)кий  хвостик и гла….кая  ш…рстка. Цвет  ш…рстк(и,е)   обыч…но  с…роватый. Я ч…сто  садился  около  норк(и,е)  в  т…нёк  от  ветк(и,е)  и  наблюдал.

Физкультминутка

Дети записывают диктант и проговаривают орфограммы вслух.

5) Обобщение затруднения во внешней речи.

Посмотрим на слайд 4

Странн… в сент…бре лес! В нём рядом в…сна и ос..нь. Жёлт… лист и
зелён… тр…винка. Сверкающий иней и порхающие бабочки. Тёпл..  со…нце и х…лодный ветер. Ув…дание и расцвет. Песни и 
т..ш…на. Грус…но и радос…но.

Прочитайте. Из каких предложений (простых или сложных ) состоит текст? Какую роль в описании сентябрьского леса играют прилагательные? Спишите вставляя пропущенные буквы.

Дети читают текст.

Тест состоит как из простых, так и сложных предложений.

Прилагательные описывают контраст того леса. Словами антонимами.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполним задания на карточках, дети выполняют самостоятельно работу на карточках.

1 вариант.

Знатн… происхождение

На золотист… сиянии

Из-за рыхл… снега

На рябеньк… яичко

К рябинов… квасу

С секретн… замком

К сердечн … привету

Сквозь серебрист… иней

У сер… волка

В чист… море

У хмур… утра

В цепк… взгляде

У хлебн… магазина

+ текст вставить пропущенные буквы

2 вариант

К добр… молодцу

О дорож… происшествии

В крайн… доме

О заботлив… сыне

На зимн… пальто

В жидк… тесто

Легк.. морозом

Вкусн… салом

О здешн… жителе

С ценн… подарком

Для янтарн… ожерелья

При ярк… свете

О ясн… солнышке

+текст вставить пропущенные буквы.

Выполняют самостоятельную работу.

8) Включение в систему знаний и повторения

Выполним задание, вспомним что такое словосочетание.

Слайд 5

Найди в тексте словосочетание такого строения: прил+сущ. 6 слайд

В лесу темнеет рано

Осенним хмурым днём

И звёзды на полянах

Горят цветным огнем.

Они в себя вобрали

Лазоревый рассвет

Оранжевые дали

Янтарный ночи свет.

Дети выполняют устно.

9) Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

С какой темой мы сегодня работали?

Что нового узнали?

-Ребята, оцените себя. Как вы усвоили данную тему и понравился ли вам урок.

Поднимите и покажите соответствующий кружок.

Я усвоил тему, урок мне понравился- зеленый кружок

Я плохо усвоил данную тему, урок мне понравился мало- желтый кружок

Я не усвоил данную тему. Урок мне не понравился – красный кружок.

Почему у тебя желтый кружок? Красный.

Чем не понятна была эта тема для тебя?

-Запишем домашнее задание

Д/з упр. 229 в учебнике

-Спасибо за урок

-До свидания.

        

Ответы учеников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

умения писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ...

Выступление "Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости".

Выступление на РМО.Начальная школа является базой, основой всего образования человека....

Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.

Планируемые образовательные результаты.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В этой статье раскрывается тема формирования орфографических умений у учеников с задержкой психического развития. Предложен метод работы над трудными словами. Благодаря этой методике, учащиеся стали р...