Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
умения писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2klass.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок 98
Тема: Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.
Цель:
– развитие умений писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму;
– различать однокоренные слова и слова с созвучными (похожими) корнями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 1. Словарная работа Повторение словарных слов из прописей (1-й кл.). – Запишите слова. Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш. – Подчеркните орфограммы. – Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограмма-буква согласного.) – Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква безударного гласного.) – Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.) 2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно). – В чём особенность слов ножищи и ручищи? (Называют очень большие предметы.) – Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс -ищ-.) – Приведите примеры слов-названий признаков с орфограммой-буквой гласного а после букв шипящих ч и щ из домашнего задания (упр. 147 «Дидактический материал»). 3. – Запишите слова и продолжите ряд слов: Ворчат, пищат, стучат … (кричат, трещат, молчат). – Что называют эти слова? (Действия.) – Какую букву написали после ч и щ? – Как называется эта орфограмма? Как нужно подчеркнуть? Подчеркните. – Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буквы безударных гласных.) – Назовите проверочные слова. – Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? – Правильно ли утверждение, что проверочным словом для слова пищат будет слово пища? Свой ответ обоснуйте. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифици-ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | 1 3 3 – Запишите два слова: часы и чистюля. – Одинаковые ли вы буквы написали? Почему? Дети обосновывают выбор одинаковых или разных написаний. – Сделайте вывод: что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих? (Сначала нужно подобрать проверочное слово, а потом применить правило написания буквы а после ч или щ.) – Определите задачу урока. Научиться писать слова с гласными звуками после шипящих ч и щ. – Составим план урока. План (примерный) Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению. | 1 3 4 3 1 1. Работа по учебнику. Упр. 172 – развивается умение различать группы однокоренных слов, находить слова, в которых букву гласного после шипящего сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой-буквой гласного после ч. Методическая рекомендация: желательно сначала провести коллективное наблюдение над словами: найти основание деления на группы (однокоренные слова в каждой группе), затем разграничить однокоренные слова и слова с омонимичными (похожими) корнями: чай, чайка, а затем записать слова с разными корнями (можно по вариантам: I вариант – сначала с корнем чай, II вариант с корнем час, потом в другом порядке). После выполнения работы проводится взаимопроверка. Лексическая работа со словом часовой с опорой на картинки. Упр. 173 – развиваются орфоэпические умения (постановка ударения в слове щавель и однокоренных с ним), а также умение писать непроверяемую букву гласного [а] после щ. Слова нужно прочитать несколько раз вслух, списать, поставить ударение, указать, что здесь совпадают две орфограммы – буква гласного после щ и непроверяемая буква безударного гласного, обозначить орфограмму. 2. – Посмотрите на доску (слайд). Выч_стить ботинки, дождик зач_стил. – Какие буквы вы напишете? Объясните. – Запишите слова и выделите в них корень. – Будут ли эти слова однокоренными? – Сколько орфограмм в корнях? (2.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? – Что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих? (Если положение гласного безударное, то сначала нужно проверить или запомнить в случае непроверяемого написания.) – Можно ли утверждать, что цель достигнута? (Мы поняли, что для правильного написания нужно знать и делать.) 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Задание № 9, тема 13 в Рабочей тетради. 2. Упр. 153 («Дидактический материал»). |
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений
Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...
презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)
презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...
Конспект урока.Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений.
Конспект урока....
Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у существительных женского рода).
Урок по русскому языку....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе урока использовались разные формы обучения: расс...
Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.
Планируемые образовательные результаты.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу...
Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк
Урок русского языка для 1 класса. Используется прием выбора заданий....