Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Филимонова Ирина Львовна

умения писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2klass.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок 98

Тема: Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

Цель:

 – развитие умений писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму;

 – различать однокоренные слова и слова с созвучными (похожими) корнями.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

         3   3

1. Словарная работа

Повторение словарных слов из прописей (1-й кл.).

– Запишите слова.

Топор, посуда, шёл, что, ещё, камыш.

– Подчеркните орфограммы.

– Какое слово здесь лишнее? (Что.) Почему? (Здесь орфограмма-буква согласного.)

– Как называется орфограмма в остальных словах? (Непроверяемая буква безударного гласного.)

– Образуйте от первых двух слов новые слова при помощи суффиксов. Запишите их, выделите суффикс. (Топорик, посудина.)

2. Упр. 171 – закрепляется умение образовывать пары слов, в которых на конце пишется буква а после ч и щ (выполняют самостоятельно).

– В чём особенность слов ножищи и ручищи? (Называют очень большие предметы.)

– Что в этих словах выражает значение «очень большой»? (Суффикс -ищ-.)

– Приведите примеры слов-названий признаков с орфограммой-буквой гласного а после букв шипящих ч и щ из домашнего задания (упр. 147 «Дидактический материал»).

3. – Запишите слова и продолжите ряд слов:

Ворчат, пищат, стучат … (кричат, трещат, молчат).

– Что называют эти слова? (Действия.)

– Какую букву написали после ч и щ?

– Как называется эта орфограмма? Как нужно подчеркнуть? Подчеркните.

– Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буквы безударных гласных.)

– Назовите проверочные слова.

– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово?

– Правильно ли утверждение, что проверочным словом для слова пищат будет слово пища? Свой ответ обоснуйте.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3

– Запишите два слова: часы и чистюля.

– Одинаковые ли вы буквы написали? Почему?

Дети обосновывают выбор одинаковых или разных написаний.

– Сделайте вывод: что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих? (Сначала нужно подобрать проверочное слово, а потом применить правило написания буквы а после ч или щ.)

– Определите задачу урока.

Научиться писать слова с гласными звуками после шипящих ч и щ.

– Составим план урока.

План (примерный)

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению.

  1  3  4  3  1  

1. Работа по учебнику.

Упр. 172 – развивается умение различать группы однокоренных слов, находить слова, в которых букву гласного после шипящего сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой-буквой гласного после ч.

Методическая рекомендация: желательно сначала провести коллективное наблюдение над словами: найти основание деления на группы (однокоренные слова в каждой группе), затем разграничить однокоренные слова и слова с омонимичными (похожими) корнями: чай, чайка, а затем записать слова с разными корнями (можно по вариантам: I вариант – сначала с корнем чай, II вариант с корнем час, потом в другом порядке).

После выполнения работы проводится взаимопроверка.

Лексическая работа со словом часовой с опорой на картинки.

Упр. 173 – развиваются орфоэпические умения (постановка ударения в слове щавель и однокоренных с ним), а также умение писать непроверяемую букву гласного [а] после щ.

Слова нужно прочитать несколько раз вслух, списать, поставить ударение, указать, что здесь совпадают две орфограммы – буква гласного после щ и непроверяемая буква безударного гласного, обозначить орфограмму.

2. – Посмотрите на доску (слайд).

Выч_стить ботинки, дождик зач_стил.

– Какие буквы вы напишете? Объясните.

– Запишите слова и выделите в них корень.

– Будут ли эти слова однокоренными?

– Сколько орфограмм в корнях? (2.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Вспомните, какую цель мы ставили на уроке?

– Что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих? (Если положение гласного безударное, то сначала нужно проверить или запомнить в случае непроверяемого написания.)

– Можно ли утверждать, что цель достигнута? (Мы поняли, что для правильного написания нужно знать и делать.)        4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Задание № 9, тема 13 в Рабочей тетради.

2. Упр. 153 («Дидактический материал»).

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

 – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений

Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...

презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе урока использовались разные формы  обучения:  расс...

Развитие орфографических умений в написании слов с чу-щу.

Планируемые образовательные результаты.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу...

Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк

Урок русского языка для 1 класса. Используется прием выбора заданий....