Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов
статья по русскому языку на тему

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs._rabota_po_orfograf._zorkosti.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему

«Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

 «Эффективные способы формирования орфографической грамотности у младших школьников»

Выполнила Семенюта

Наталья Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №39

г.о.Сызрань

Самарской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

1.1. Понятие  «орфографическая зоркость»

1.2. Примеры  упражнений, которые способствуют формированию  

       орфографической зоркости.

1.3. Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму.

ГЛАВА 2.

2.1 Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов.

2.2. Приёмы и формы работы над словарными словами.

ГЛАВА 3.  Реализация проекта.

3.1. Анализ проверочных работ.

3.2. Текст проверочной работы №1.

3.3. Текст проверочной работы №2.

3.4. Заключение.

  ГЛАВА 4. Литература

                                                                  Безошибочное правописание составляет азбуку знания  языка.

                                                                                                                                                                Я.К.Грот.

Введение.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

 До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, в плохой памяти.

 От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания  языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии академик Я.К.Грот.

 Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.  И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

 Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

 В связи с этим на сегодняшний день можно определить  проблему , которая заключается в том, что  нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст.

Таким образом,  актуальность темы обусловлена следующим:

- орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.

Цель работы: разработать методический материал для словарной работы на уроках русского языка по повышению орфографической зоркости при работе со словарными словами.

 Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- изучить методическую литературу по теме;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

Глава 1.

1.1 Понятие «орфографическая зоркость»

 С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

 Орфографическая зоркость по определению П.Я. Гальперина - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

 Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.  

 Д.Н. Богоявленский выделяет четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинают на ранних этапах:

- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;

- применять правило;

- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль .

 Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

1.2 Примеры  упражнений, которые способствуют формированию орфографической зоркости.

1. Списывание 

 Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

 Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:

 1. Прочитай слово /предложение/.

 2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

 3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.

 4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.

 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.

 7. Проверь написанное:

 а) читай то, что написал по слогам;

 б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

 в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

 Алгоритм списывания в начале обучения должен быть развернут. Когда все выполняемые действия будут освоены, их можно переводить в умственный план и сокращать. Работа сначала проводится коллективно, под контролем учителя. Только после того, как ученики овладели всеми операциями, они могут упражняться в списывании самостоятельно.

2. Письмо с проговариванием (в основе - проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

 Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проговорить слово орфографически, побуквенно - это, значит прочитать слово как "написано".

 По мнению Львова проговаривание используется как один из приемов в обучении орфографии. Это обусловлено тем, что в усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, основанная на проговаривании .

3. Скоростное письмо. 

 Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

 2. Самостоятельное чтение хором.

 3. Объяснение орфограмм (коллективно).

 4. Подсчет количества предложений в тексте.

 5. Чтение по предложениям.

 6. Орфографическое чтение.

 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

 8. Подсчет количества записанных слов.

 9. Проверка написанного.

 4. Запоминание. 

 Существует произвольное - на основе волевого акта и осознанное (непроизвольное) запоминание. Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:

 1) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно, или вслух;

 2) установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» - правильного;

 3) использование различного рода словарей (списков словарных слов в учебнике, плакатов с перечнем трудных слов, составление собственных словариков);

 4) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты;

 5) использование картин, наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей;

 6) запоминание морфемного состава слов, словосочетаний, целых предложений; выразительная речь, чтение, импровизация - все то, что формирует внутреннее чувство языка, языковую интуицию  .

 5. Звуковой анализ слов.

 На каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Дети самостоятельно  расшифровывают тексты, написанные транскрипцией и сами записывают слова при помощи транскрипции.

6. Письмо с простукиванием.

 Учитель диктует  текст, ударяя карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

 Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

 Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

 Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

 От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

 Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму.

 Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

1.3 Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

1.Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само - и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю : перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.

Глава 2.

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов.

 Приёмы и формы работы над словарными словами.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал ученый – методист А.В.Текучев.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

 Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.

1. Фонетические упражнения.

 Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

 В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

 Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.

 Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

        Д..р..вня                        п..ртр..т

        М..л..т..к                        с..л..м..

        К..ньк..                        т..л..ф..н

         8. Игра   «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ГО (город, горох, гореть, горизонт).

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания  на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове,  т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

        Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

  1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подбери слова к данным схемам.

∩;   ∩^;  ¬∩.

3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

        4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

        Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.

        Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

3. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?)…, молоко (какое?)…

4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто? На ухо наступил.

                                Слово не … вылетит – не поймаешь.

4. Синтаксические упражнения

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический  строй родной речи и грамотно выражать  свои мысли  форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.

                Береза …….                 В небе

                Огурец …..                        в доме

                Воробей….                        В школе

                Комната…                        в лесу

                Ученик…..                        в огороде

2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

5. Лексические упражнения

 Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения.  Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

 В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

        Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Телефон…. На тумбочке.                        Стоит

3. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

4.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

5.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

 Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.

Например,

1.  Прочитайте «по цепочке».

2.  Прочитайте словарь хором.

3.  Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.

4.  Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

5.  Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

6.  Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.

7.   Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.

8.  Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.

 Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости.

Ожидаемый конечный результат:

 Результатом применения данной методики является грамотное написание словарных слов.

Глава 3.

 Реализация проекта.

Сроки реализации проекта – сентябрь - декабрь 2012 года.

10 сентября 2012 года была проведена проверочная работа №1 в 3 «А» классе.  

Цель работы: проверить навык правописания изученных словарных слов.

Анализ проверочной работы показал, что из 25 человек, писавших работу, на «5» выполнили 5 учащихся, на «4» - 11 человек, на «3» - 7 человек, два человека получили оценку «2».

Уровень обученности составил  94%,  качество знаний (количество учащихся, получивших оценки «4», «5») – 64%.

В течение трёх месяцев проводилась ежедневная словарная работа, в ходе которой применялись различные виды упражнений, а в частности: лексические, синтаксические, морфологические, орфографические, упражнения для формирования фонетических понятий. В том числе использовала ЭОР, например, с сайта ЦОР. Были применены индивидуальные и групповые проверочные задания в форме игры «Словарное лото». Ссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4fe7e9f-98a9-4316-a9a5-0830bc89c34d/%5BNS-RUS_2-17%5D_%5BIP_051%5D.swf.

10 декабря 2012 года была проведена проверочная работа №2. Итоги этой работы показали, что применение различных видов упражнений со словарными словами в системе очень эффективны. Все 25 человек, писавших работу, справились с заданиями. На «5» выполнили  10 учащихся, на «4» - 11 учащихся, на «3» - 4 человека.

Уровень обученности составил  100%,  качество знаний (количество учащихся, получивших оценки «4», «5») – 84%, что на 20% выше, чем качество знаний учащихся при выполнении проверочной работы №1.

Для реализации данного проекта учителю потребуются :

  • Учебно-методическая литература:

1. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. Орфографический словарь

2. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.

3. В.И. Круковер. Школьный словообразовательный словарь.

4. О.В. Гвинджилия. Учебно-методический комплект. Словарные слова.

5. Л.П. Николаева. Работа со словарными словами.

  • Интернет- ресурсы:

1.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki

2.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа:  http//www. 4stupeni.ru

3.Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org

  • Специфическое сопровождение (оборудование):

1. Компьютер

2. Проектная техника

3. Персональные ноутбуки.

Проверочная работа №1.

1.  Прочитай стихотворение.

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги

К чудо – дереву беги!

                          (К. Чуковский)

Найди и выпиши словарные слова. Поставь в них ударение. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.

2.  Подбери однокоренные слова к словарному слову «класс».

Кто? ______________________________.

Какой? ____________________________.

3. Вставь пропущенные буквы.

Д_ревня,  м_роз,  м_дведь,  м_шина,  з_яц,  к_рова,  л_пата,  з_вод,  м_ локо, _дежда.

С одним из слов составь и запиши предложение.

4. Добавь словарное слово. Спиши предложения.

Вечером на улицах ______________ зажигали фонари.  Кто сегодня в нашем классе ___________?  Дерево с белой корой называется ____________. В лесу (кто?) ____________ не спит и на нас рычит.

Проверочная работа №2.

1. Прочитай стихотворение.

Великая радость – работа!

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,-

Всё счастье земли – за трудом!

Найди и выпиши словарное слово и родственное ему. Запиши словарное слово ещё раз, разделив его сначала для переноса, затем по слогам. Придумай предложение.

2. Запиши слова, в которых пропущена буква  о.

Г_рох,  г_род,  з_вод,  л_пата,  пл_ток,  м_шина, с_рока,  с_пог,  ст_лица.

3. От слов береза, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

4. Спиши, вставляя пропущенные словарные слова.

Обувь чинит (кто?) ______________.  Юбка, брюки, пальто – это _________.

Корова даёт _________. Мой родной _______ - Сызрань. Про человека, который очень много разговаривает, говорят, что у него длинный _________.

Заключение.

 Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

 В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Глава 4.

Список  источников.

Литература:

1.Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003.

2.Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии. - 1999.

3.Гвинджилия О.В. Учебно-методический комплект. Словарные слова.М.: Экзамен. - 2010.

4.Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение. 1991.

5.Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992.

6.Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. -2002.

7.Николаева Л.П. Работа со словарными словами. М.: Экзамен. 2010.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

2.ФЦОР. Открытый класс.  http://www.openclass.ru/node/22886

3.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki

4.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа:  http//www. 4stupeni.ru

5. Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

«Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »

Цель:- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,-воспитывать трудолюбие....

Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

   Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

"Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся в работе над словарными словами"

Комплекс методических приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями....

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

Статья: «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

Статья  «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»...