Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
Задачи:
образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;
социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием.
Категория детей: 3 класс
Ожидаемый результат:
- формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;
- повышение активности на уроках;
- формирование умения высказывать собственное суждение;
- улучшение результатов обучения.
Этапы урока | Ход урока | Методические комментарии | |
| - Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите улыбку мне, а я вам свою. - Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения. Садитесь. - Прочитайте пословицу. - Действие – результат знаний. - Как вы её понимаете? - Какие еще пословицы об учении вы знаете? - Нужно ли нам учиться? | Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, потом к учителю, учитель улыбается детям. (Через проектор на экране). - Чем больше знаешь, тем больше можешь. - Ученье свет, а неученье – тьма. - Учить – ум точить. - Чтение – лучшее учение. - Красна птица перьями, а человек учением. | |
2.Словарная работа. | -Запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограммы. Синица,стакан,салат,кровать,океан,женщина,мужчина,черёмуха,шофёр,машина,соловей. - Что общего у этих слов? - Что такое существительное? - Что обозначает существительное? - На какие вопросы отвечает? - Как называют существительные, которые отвечают на вопрос кто? - Как называют существительные, которые отвечают на вопрос что? - Какого рода бывают имена сущ.? - Как определить? - Как изменяются имена сущ.? - Давайте обозначим над каждым сущ. Простым карандашом его постоянные признаки – одуш. или неодуш., род | Повторение правила посадки, положение тетради при письме. Учитель диктует, дети по цепочки комментируют написание слов, ставят ударение, называют орфограммы в слове. - Словарные слова - написание надо запомнить. - Все слова существительные. - Существительное – самостоятельная часть речи. - Оно обозначает предмет. - Кто? Что? - Одушевлённые - Неодушевлённые - Мужского, женского, среднего. - Подставить слова – помощники. - По числам (дети по цепочке определяют) | |
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы. | - Я прочитаю вам два вариант одного предложения. Послушайте внимательно и скажите, какое из предложений вам понравилось больше. 1 Всё лето листья подставляли солнцу свои щёки, спины и животы. 2 Всё лето листочки подставляли солнышку свои щёчки, спинки и животики. - Какое предложение понравилось больше? Почему? - Мне тоже нравится второе предложение. - С красной строки запишем второе предложение. - Обозначьте знакомые орфограммы. - Назовите ласковые слова в этом предложении. - К какой части речи они относятся? - Что помогло сделать слова ласковыми? - Что такое суффикс? - Входит ли суффикс в основу слова? - Давайте определим, с помощью каких суффиксов образовались эти ласковые слова в предложении. - Листочки – лист, щёчки – щека, животики – живот, спинка – спина, солнышко - солнце. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока? | - Второе. Красивое, нежное, доброе, ласковое. (один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях) - Листочки, животики, щёчки, спинки, солнышко. - Имена сущ. - Суффиксы - Часть слова - Входит - (дети в тетрадях, один у доски) - очк, -чк, -ик, -к, -ышк. - О существительных с уменьшительно – ласкательным значением. На экране появляется тема урока. | |
Физминутка «Белка» | Белка, белка, озорница, Белка прыгать не ленится. Хоть у белки малый рост, Но зато пушистый хвост. | Дети говорят и выполняют движения | |
4.Введение в тему.Постановка проблемы. 5. Открытие нового знания. | -Прочитайте тему урока. Найдите упражнение 265 на странице 38.Прочитайте задание. -Прочитайте колыбельную. -Каких слов много в этом тесте? -Как вы думаете, а почему в нём так много ласковых слов? -Выпишем эти существительные и слова, от основ которых они образовались. Выделим, с помощью чего образовались эти слова. Берёза-берёзонька,дочь-доченька,сад-садок,куст-кусток,малина-малинка,дочь-дочка,малина-малиночка. -От основ какой части речи образовались эти слова? -С помощью каких суффиксов? - Давайте проверим наше открытие, прочитайте правило на странице 39. - И так, с помощью чего образуются сущ. с уменьш,- ласк. значением и от основ какой части речи? -Давайте перечислим эти суффиксы. | Сначала читают про себя, затем вслух. - Ласковых - Это колыбельная, её поёт мама своим детям. В ней передаётся любовь матери к ребёнку. (ученики по очереди у доски) - От основ имён сущ. - Уменьшительно – ласкательных. -Они образуются от основ имён сущ.при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов Ученики называют суффиксы -ушк-,очк-ышк-,ёнк-,-к-,-юшк-,-чик-,оньк-,-еньк-.-ишк- Суффиксы появляются на экране | |
Физминутка-«пальчики здороваются» | Зарядка для пальцев рук | ||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. В заключение нового знания в систему знаний и повторение. | - У вас на партах карточки, возьмите их. Образуйте с помощью суффиксов, от основ имён сущ. Имена сущ. с уменьшительно – ласкательным значением. Трава- брат- Мама- изба- Зерно- сестра- Поле- ягода- Лиса- колокол- - Это задание выполнить пожалуйста в парах, наш девиз – «Помогая другим, учимся сами» . - А теперь посмотрите на экран, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Поднимите руку, кто справился с заданием. - Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в слеуюший раз обязательно получится. | Задание выполняется в парах. Самостоятельная проверка по эталону. | |
7.Рефлексия деятельности. | - С какими словами мы сегодня познакомились? - С помощью чего образуются сущ. с уменьшительно – ласкательным значением? - Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами? - Что сегодня было легко? - В чём испытывали затруднение на уроке? - Поставьте себе пожалуйста на полях оценку за работу на уроке. - Мне понравилась ваша работа на уроке, каждый из вас внёс вклад в этот урок. Спасибо за совместную работу, урок окончен. | Проверяется уровень усвоения материала по теме урока, оценивается работа отдельных учащихся и класса в целом. Одобрение деятельности, стимулирование интереса к данной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.
Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"
На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". "Путешествие по океану Знаний"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок построен на основе требований ФГОС. Урок-путешествие поз...
Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"
Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....
презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе....