Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Федотова Елена Владимировна

 

  • На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_russkomu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Род имен существительных".

Цели: 

  1. Познакомить с приёмами определения рода имён существительных;
  2. воспитание любви к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей, воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика;
  3. развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, развитие умения классифицировать существительные по родовому признаку;
  4. формирование умения определять род имён существительных.

Ход урока

1 -   Кто получил награды за хорошую работу в тетрадях? (Встают ребята получившие в тетрадях карточки «Молодец!», «Я стараюсь»).

  -   Спасибо, дети за трудолюбие! Получите честно заработанные радики.

  -    Я надеюсь, что остальные ребята покажут свою старательность на сегодняшнем уроке.

  -   А сейчас улыбнулись друг другу. А теперь я «ловлю» ваши улыбки. Начинаем наш урок.

2. Кто напомнит нам правило подготовки к письму?

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

(Дети повторяют все движения ученика.)

3.   -     Запишите в тетрадях число, классная работа.

 «/ /»

- Какая буква спряталась?

Подсказка в загадке:

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква «М».

- Пропишите пять каллиграфически верных букв.

«М»

4.  - Вспомните словарные слова на эту букву?

  1. Сегодня мы пойдем в гости, а к кому вы узнаете позже.
  2. Что нужно взять с собой, когда идете в гости?
  3. Да, надо не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше словарное слово.

(Читает ученик.)

Таня знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят... (спасибо)

  1. Как узнать значение и происхождение слова? (Словарь)

Пока один ученик работает со словарем, остальные предполагают.

  1. Что обозначает слово “СПАСИБО”?

Из словаря: когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов: “Спаси (тебе) Бог”, как исполненное благодарности пожелание.

На доске: СПАСИ БОГ. ( “Г” убрать, остальное соединить, чтобы получилось СПАСИБО.)

-   Какие ещё вежливые слова вы знаете? (ответы детей)

-   Запишите их.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Взаимопроверка тетрадей учащимися).  Поставьте себе на полях карандашом оценку за словарную работу.

5.   -   Подарком для хозяина будут наши знания о нем.

-    Как зовут жителей города Саранска? (Саранчане) Жителей Емельяново — называют емельяновцы, жителей Красноярска - красноярцы, жителей Москвы - москвичи,  а жителей города Речь - части речи.

      -   Догадайтесь, к какой именно мы пойдем в гости.

Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.

(На доске появляется дом и Имя Существительное.)

-    Что знаете об имени существительном?

(На доске ребус)

шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

  1. Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.
  2. А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.
  3. Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
  4. А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
  5. Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)
  6. Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

На доске появляется:

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.

  1. С тех пор существительное не путает род и говорит:

На доске:

Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё!

  1. Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

А ещё Существительное приготовило для вас испытание. Выпишите только те имена существительные, которые важны для вашего образа жизни. Через тире укажите род имён существительных.

Вражда, зло, скука, печаль, ссора, грубость, лень, жадность, обида, одиночество, дружба, веселье, радость, мир, честность, вежливость, трудолюбие, щедрость, любовь, помощь, ярость, недомогание.

-   Существительных какого рода среди этой группы очень мало? (Мужского рода)

-     С использованием данных слов составьте правила жизни в нашем классе.

-   Давайте одно правило запишем.

-   Правила составлены. Существительное надеется, что они помогут вам стать друзьями и приходить на помощь друг другу. А всем остальным словам в нашей классной семье места не будет.

Физкультурная минутка.

Учитель называет существительные, если оно

М.р. - дети подпрыгивают,

Ж.р. - хлопают,

Ср.р.- приседают.

Место, дом, местность, рояль, мир, страна, тетрадь, дерево, озеро, платье, улица, переулок, сестра, брат, окно, осень, октябрь, золото.

Работа по распределению слов по родам.

На доске слова:

Мама  хлеб  солнце Москва  отечество гражданин

- Что написано на доске? (слова).

- Что общего в этих словах? (Они все существительные)

Задание: распределить эти существительные в три группы и записать в три столбика.

Проверка с доказательством:

- Как распределили слова? Почему?

В результате ответов появляется запись на доске:

М.р.(он, мой)

                    Ж.р.(она, моя)

                                Ср. р. (оно, моё)

хлеб

                     мама

                              солнце

гражданин

                  Москва

                              отечество

Ответы детей:

- В первом столбике записаны слова имена существительные м.р.

- Во втором столбике записаны имена существительные ж.р.

- В третьем столбике записаны слова – имена существительные ср.р.

- Какие слова – помощники помогают определить род существительных?

Секрет запоминания рода существительных:

Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.

- Запишите слова « Родина, отец, добро» к существительным соответствующего рода.

Проверка.

М.р.(он, мой)

                    Ж.р.(она, моя)

                                Ср. р. (оно, моё)

хлеб

                     мама

                              солнце

гражданин

                  Москва

                              отечество

отец                                Родина                                         добро

- Почему слово «родина» ж.р.?

- Обратите внимание на то, с каким существительным слово «Родина» оказалось в одном столбике?

Высказывания детей о Родине.

- О Родине есть пословица:

Родина – мать, умей за неё постоять.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Вывод:

Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять и защищать.

-  Какую ещё пословицу можно составить, используя данные слова? (При солнышке - тепло, при матери – добро.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Вывод:

Без солнца погибнет наша планета, а без мамы маленькому человечку очень тяжело выжить: некому его приласкать, обогреть, сказать ласковое слово.

-  Составьте своё предложение о маме, о семье. Запишите каждый своё предложение.

Работа по учебнику.

-  Выполним упражнение №

Работа со словарями.

Хозяин дома – Имя Существительное – очень любит  гостям задавать вопросы. И для вас тоже приготовлено задание.

Даны слова: тюль, кофе, кенгуру.

- К существительным какого рода вы бы отнесли слово «тюль»? (Дети могут затрудниться)

При затруднении в определении рода существительных можно обратиться к словарям.

Самостоятельная работа по словарю в определении рода данных существительных.

Проверка.

- Какой можно сделать вывод? При затруднении в определении рода существительных нужно обратиться к словарям.

Вот какой интересный дедушка Имя Существительное. А теперь предлагает нам игру “Животные” - найди пару.

КОТ (м.р.) - (ж.р.) КОШКА
ЛЕВ (м.р.) - (ж.р.) ЛЬВИЦА
БАРАН (м.р.) - (ж.р.) ОВЦА
УТКА (ж.р.) - (м.р.) СЕЛЕЗЕНЬ
ПЕТУХ (м.р.) - (ж.р.) КУРИЦА

У каждого карточки на парте. Найди ошибки (по уровню: красная карточка сильным - найти ошибки; синяя карточка средним - на полях обозначено количество ошибок на строке; зеленая карточка слабым - найти ошибки в подчеркнутых словах).

Если б я была собакой
и пошла зимой гулять,
мне ни варежки, ни шубку
не пришлось бы надевать.
Я бы в школу не ходила -
Был бы вечный выходной!
Я б мальчишек укусила,
что вчера дрались со мной.
Я б совсем не мыла лапы, молоко бы не пила,
и без мамы, и без папы
я б щеночка завела!

“Спасибо”

10. Итог урока:

- Чему учились на уроке?
- Как определить род существительных?
- Что нового узнали?

Оцени себя. Дети самостоятельно оценивают свою работу определенными символами:

- я думаю, что справился с заданием хорошо.

- справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты.

- справился с заданием с большим трудом, мне было неинтересно.

Затем, используя те же символы, работу оценивает педагог.

По схеме:

- Мне понравилось...
- Я даже и не думал...
- Я сегодня узнал...

Как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и Имя Существительное вас угощает фруктами, но, мальчики, возьмите фрукты мужского рода (банан), девочки - ж.р.(груша), а фрукт какого рода достанется нашим гостям? (ср.р. - яблоко).

11. Домашнее задание: на карточке

Образовать пары родственных слов имён существительных женского рода и мужского:
Хозяин -
Учитель -
Лис -
Медведь -
Лыжник -
Мышь -
Шофёр -
Сирота -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Род имён существительных"

Конспект урока русского языка "Род имён существительных" для 3 класса по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....