Конспект урока по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку "Антонимы" для второго класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Антонимы» по УМК «Школа России» «Русский язык: 2 класс. 1ч.» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Цель: ознакомление с понятием «антонимы» через формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности
Задачи:
Образовательные: Вести наблюдение за словами, имеющими противоположное значение.
Развивающие: Тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов;
Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся;
Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.
Планируемые результаты:
Предметные:
создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова-антонимы в тексте;
- работать со словарем;
- осуществлять самоконтроль при списывании посредством орфографического чтения.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Используемые педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение.
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) - работа с заданием на нахождение пар антонимов на экране с комментированием.
Технология работы в парах, группах;
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.
Методы обучения: системно- деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
ЭТАПЫ УРОКА | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые действия | Формируемые способы действий | |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | ||||||
- Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. | Слушают учителя. | умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. | Настраиваются на урок | ||
Актуализация знаний и фиксация затруднений | ||||||
1Актуализация знаний - На доске записаны слова. Прочитайте их. Нет ли среди них лишнего? Сильный, мощный, слабый, могучий, здоровый - Почему это слово лишнее? - Как можно назвать одним словом оставшиеся слова? (синонимы) - Проведём минутку чистописания и узнаем, какое слово я зашифровала - Запишите число, классная работа в тетрадь, расставьте буквы в порядке возрастания, начиная с самой маленькой. Полученное слово запишите на листок в схему. /см. Приложение 1к уроку/ мтнаиноы - Какое слово получилось? Знакомо оно вам? - Как вы думаете, почему я зашифровала именно это слово? - Как можно назвать наш урок, какова его тема? - Почему на уроке снова работаем со схемой? (будем записывать только самое главное, её удобно читать) - По какой теме мы уже работали с похожей схемой? (синонимы) - Значит, работать со схемами вы уже умеете. А можете ли вы сказать, что такое антонимы? Похожи ли они на синонимы? (предположения детей). - Мы встретили затруднение. Как к нему отнесёмся? (затруднение – наш помощник в учении) - Как будем искать выход? (сами) | анализируют слова с целью выделения признаков; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов. Определяют границы своего знания | уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Уметь анализировать и обобщать. | применяют правила делового сотрудничества Отгадывают слово, записывают в карточку Целеполагание | уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. Уметь применять полученные умения в новой ситуации. |
Постановка учебной задачи | ||||||
- Какую цель поставим на уроке? (узнать, что такое антонимы, ответив на вопросы схемы) -А потом научимся находить антонимы и подбирать им пары. | самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; | Формулируют цель урока | уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Принимают цель и действуют по предложенному плану работы (вопросы карточки –схемы) | уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | |
Построение проекта выхода из затруднения | ||||||
- Прочитаем первый вопрос в схеме – ЧТО ЭТО? - Как будем выходить из затруднения? (сами найдём способ выхода из затруднения) - Откройте учебники на стр. 54, сравните картинки по опорным словам. Запишите слова парами. 1 у доски, остальные работают в паре в тетради - Какие пары слов получились? Что можно сказать о словах в паре? Похожи они на синонимы? Вывод: слова, противоположные по смыслу Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов АНТИ – против и ОНИМ – имя. Слова – неприятели спорят весь день. Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень», Один скажет «Близко», другой «Далеко», Один скажет «Низко», другой «Высоко». - Какой второй вопрос в схеме? НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ? Вывод: на один и тот же - Давайте проверим, сумеете ли вы применить новые знания. Соедините слова антонимы парами на экране. | Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач; Работают по учебнику, записывают слова Делают вывод, записывают его кратко в схему-карточку Воспринимают информацию, запоминают. Делают вывод по результатам работы Дети передают компьютерную мышку и находят пары антонимы на экране. См. Приложение2 к уроку | уметь добывать новые знания и записывать их с помощью модели -схемы | Формулируют выводы наблюдений Подбирают антонимы к словам, зачитываемым учителем | уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Уметь подбирать слова с противоположным смыслом | Сравнивают свою работу по образцу. | Уметь планировать свои действия, работать по коллективному плану – находить ответы на вопросы карточки |
Физминутка Цель: Создание условий для снятия умственного и физического напряжения. | ||||||
Я буду называть движения, а вы делайте всё наоборот: - взгляд вверх (вниз) - наклон влево (вправо) - руки вниз (вверх) - сели (встали) - открыли глазки (закрыли) | Выполняют действия, противоположные действиям учителя | |||||
Первичное закрепление | ||||||
- Проверим ваши умения находить антонимы в пословицах. Поработаем в группах. Выполним упр.73 учебника. Проверка по образцу ( + всё верно, ? – есть ошибки) | Повторяют правила работы в группе Работают в группах | управление своим поведением – контроль, коррекция, оценка действий группы. | уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | уметь проговаривать свои мысли по выполнению действий на уроке. | |
Самостоятельная работа учащихся | ||||||
- Чтобы проверить, как усвоена тема урока, выполним упр.74 учебника. Отгадайте загадку. Найдите и выпишите антонимы. Дополнительно: используя антонимы, составьте свою загадку или предложение. - К кому из вас можно обратиться за помощью? - Проверим: 1. Какая пара антонимов у вас получилась? 2. Отгадки 3. Какие загадки или предложения составили? Оценивание (+ -всё верно, ? были ошибки) За творческое задание отдельная отметка. | Преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают. | использовать знаково-символические средства. | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознают качество и уровень усвоения; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; | уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. | ||
Рефлексия деятельности | ||||||
- Какую цель ставили на уроке? ( узнать, что такое антонимы) - Что узнали об антонимах? - На все вопросы ответили? - Давайте придумаем знак – эмблему к теме нашего урока (день – ночь, чёрное – белое) - Оценим нашу работу на уроке по «Лесенке успеха» ЗНАЮ УМЕЮ - умение работать со словарём -умение находить антонимы в тексте - умение подбирать антонимы - умение заменять в тексте ДЗ учебник стр.57 упр.57 - Оценка за урок: ++ 5 +? 4 ?? 3 За творческую работу – 5 или 4 | Придумывают эмблему, знак | Уметь преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. | Соотносят цель урока с результатом своей деятельности | Уметь применять правила делового сотрудничества | уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....