Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога" (УМК Школа России, 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о местоимении как части речи;

2) формировать у обучающихся навык употребления местоимения вместо имени существительного.

Предметные:

1) учиться определять местоимения по грамматическим признакам, его роли в речи;

2) учиться употреблять местоимения вместо существительных;

3) применять правила правописания, находить слова в предложении.

Развивающие:

1) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать,  обобщать; 2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

 

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 2 класс часть 2., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konspekt.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23. 04. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 2Б

Урок: 1

Время:14:00 – 14:40  Кабинет: 209

Студент: Байгильдина К.Ф.

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о местоимении как части речи;

2) формировать у обучающихся навык употребления местоимения вместо имени существительного.

Предметные:

1) учиться определять местоимения по грамматическим признакам, его роли в речи;

2) учиться употреблять местоимения вместо существительных;

3) применять правила правописания, находить слова в предложении.

Развивающие:

1) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать,  обобщать; 2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 2 класс часть 2., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует учащихся

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Фанилевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Итак, давайте немного поднимем друг другу настроение и подарим частичку тепла. Потрите ладошки друг о друга, теперь приложите свои ладони к ладоням соседа. Так вы подарили частичку тепла и взяли её взамен.

-Девизом нашего сегодняшнего урока будет пословица: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

-На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – задания оказались слишком трудные.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Каждый день мы узнаём что-то новое

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Минутка чистописания

- Начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: Двадцать третье апреля и классная работа. Объясните орфограммы в числе и слове «классная».

-Пишем красиво, старательно. Сегодня мы пишем соединения букв «Яя» и «Мы».

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

 -Мы не зря писали именно такое сочетание букв. Каждый из вас может о себе сказать «Я», но все вместе – это «Мы»!

-И сегодня на уроке мы с вами откроем одну из тайн русского языка. Чтобы её открыть, нужно всем очень хорошо потрудиться и работать дружно. И сейчас мы вспомним, что такое речь?

-Какие части речи вы знаете?

-А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи?

-Давайте сыграем в игру «Замени словечко». Прочитайте стихотворения и подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова. В помощь вам даны ниже слова для справок: одуванчик, роза, ромашки.

Стихотворения:

1)ОН золотой

   Постарел и стал седой.

   А как только поседел,

   Вместе с ветром улетел.

2) Красное платье ОНА надела,

    Рядом соседка в платьице белом.

    Очень красивы эти цветы,

    Только сорвать их мешают шипы.

3) Есть на новом платье

    У меня кармашки.

    На кармашках этих

    Вышиты ОНИ.

-Слова: одуванчик, роза и ромашки, какой части речи слова?

-Какими словами они были заменены в стихотворениях?

-Значит слова он, она, они заняли место имени существительного.

-Запишите их через запятую, но точку не ставьте.

-Кто-то догадывается, как называется эта часть речи?

-Верно, значит какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: «Местоимение как часть речи»

-Теперь давайте составим цели на наш сегодняшний урок

Цели:

Познакомиться…

Узнать…

- Чтобы достичь поставленных целей, давайте составим план урока.

- Посмотрите на слайд, в пунктах плана пропущены слова. Попробуйте их вставить.

1. Узнать, что такое …..

2. Работа с …..

3. Выполним …… работу

4. Подвести …

- Прочитайте пункт плана еще раз. Отлично, молодцы, продолжаем работу.

1. Выдвигают

варианты

формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.            

-Речь – всё что мы говорим, читаем, пишем.

-Сущ., прил., гл.

-Да.

1)Одуванчик

2)Роза

3)Ромашки

-Существительное

-он, она, они

-Местоимение

-Местоимение

Познакомиться с новой частью речи – местоимением;

Узнать о его значении и употреблении в речи.

1. Узнать, что такое местоимение

2. Работа с правилом

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подвести итоги

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы (беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

-Итак, откройте учебник на стр.100 и найдите упр.171.

-Прочитайте упражнение.

-Прочитаем отрывок из сказки и одновременно вставим пропущенные слова.

-Кто узнал, из какой это сказки?

-Верно.

-Как вы думаете, с какой целью автор употребляет выделенные слова?

-Как это называется?

-Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-На что указывает слово ОН?

-Кто называет себя словом Я?

-К кому обращаются с речью, употребляя слово ТЫ?

-Вместо каких имён существительных употребляется слово ОНИ?

-Прочитайте выделенные слова еще раз. Какие мы уже с вами записали?

-Значит какие оставшиеся запишем?

-Верно, продолжите строчку местоимений через запятую, точку не ставим.

-Теперь отступите одну строчку вниз и спишите ТОЛЬКО диалог, только то, что под чёрточками.

-Итак, что вы можете сказать о записанных словах?

-Пока что мы очень мало про них знаем. А где мы можем узнать о них больше?

-Верно, сейчас вы попробуете в парах составить правило.

-У вас на столах лежат листочки, на котором написан текст, но пропущены некоторые слова. Ваша задача будет их вставить.

Текст:

«Местоимение – это ________ речи, которая указывает на _______________ и отвечает на вопросы _____? ______?»

-Итак, проверим, что у вас получилось. Прочитайте.

-Какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили?

Оцените свою работу на листах самооценки.

-Теперь найдите стр.101 и прочитайте правило в рамочке.

-Теперь прочитайте про себя.

-Расскажите друг другу в парах

Спросить несколько пар (например: Катя, что тебе рассказала Маша)

-Мы с вами начали писать местоимения через запятую. Посмотрите еще раз на это правило и скажите, какие местоимения ещё не включили?

-Верно, допишите их и в конце поставьте точку.

-Прочитайте все местоимения. Сколько их? Их нужно знать наизусть.

-Над чем мы работали? Какой вывод можно сделать?

Какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

Оцените свою работу на листах самооценки.

-«Теремок»

-Чтобы не повторять одни и те же имена существительные.

-Тавтология

-Нет

-На теремок

-Мышка

-К лягушке

-Вместо слов: лягушка и мышка.

-он, она, они.

-Я, ты.

-Это местоимения

-В правиле.

«Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?»

-Узнать, что такое местоимение

-мы, вы, оно

-8

-Работа с правилом.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

2. Организует работу в тетрадях.

-Итак, откройте стр.102 упр.174.

-Прочитайте задание.

-Скажите, какие это предметы?

-Вы пишите: Пальто – «местоимение», и тд…

-Выполните это задание самостоятельно.

-Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом по парте, возьмите простой карандаш.

-Какое местоимение поставили к слову «пальто»?

-К слову «цветок»?

-К слову «лампа»?

-К слову «коньки»?

-У кого всё верно – ставите 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 ошибки – 3.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Выполняют работу в тетради.

-Пальто, цветок, лампа, коньки.

-оно

-он

-она

-они

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-А теперь отдохнём.

(Танцевальная физминутка)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

2. Контролирует работу.

-Откройте стр.104 упр.178.

-Это вы будете делать самостоятельно, но не в тетради, а на листочках, которые я вам раздала. Обязательно подпишите фамилию и имя!!!

-Итак, ваша задача списать все эти предложения, заменяя, где это нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Ответы:

1. Солнышко выплыло из-за тучи. Оно обогрело землю.
2. На крышу сел воробей. Он звонко зачирикал.
3. Прилетела воробьиха. Она расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.
4. Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать.

-Сдаём работы!

-Над чем мы работали? Какой сделаем вывод?

-Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою работу на листах самооценки.

1. Выполняют самостоятельную работу.

-Выполнить самостоятельную работу

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Организует работу в группах.

-Итак, найдите упр.179. Прочитайте его.

-Ваша задача сейчас будет в группах составить текст по картинкам, чтобы он также содержал диалог. Также не забывайте использовать местоимения.

-После несколько человек из группы выйдут и разыграют эту сценку.

-Сейчас я распределю между вами картинки, какой группе какая достанется.

1. Выполняют работу в группах.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Давайте вернёмся к нашему девизу урока: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Кто считает, что он стал сегодня мудрее?

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Достигли ли мы поставленных целей? С помощью чего?

-Какой пункт мы с вами выполнили?

Оцените свою работу на листах самооценки.

-У кого 4 зелёных смайлика? 3? 2? 1? И т.д.

1. Оценивают свою работу.

-Подвести итоги

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. 

Р: выполнение контроля и оценки работы; 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...