Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога" (УМК Школа России, 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о местоимении как части речи; 2) формировать у обучающихся навык употребления местоимения вместо имени существительного. | Предметные: 1) учиться определять местоимения по грамматическим признакам, его роли в речи; 2) учиться употреблять местоимения вместо существительных; 3) применять правила правописания, находить слова в предложении. |
Развивающие: 1) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; 2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся. | Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений; 2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.
|
Воспитательные: 1) воспитывать любознательность в познании русского языка; 2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи. |
УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 2 класс часть 2., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_konspekt.docx | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 23. 04. 2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 2Б Урок: 1 Время:14:00 – 14:40 Кабинет: 209 | Студент: Байгильдина К.Ф. Группа: 35 Учитель: Евстифеева Н.А. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока: «Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие о местоимении как части речи; 2) формировать у обучающихся навык употребления местоимения вместо имени существительного. | Предметные: 1) учиться определять местоимения по грамматическим признакам, его роли в речи; 2) учиться употреблять местоимения вместо существительных; 3) применять правила правописания, находить слова в предложении. |
Развивающие: 1) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; 2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся. | Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений; 2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка. |
Воспитательные: 1) воспитывать любознательность в познании русского языка; 2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи. |
УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 2 класс часть 2., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует учащихся 2. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Фанилевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Итак, давайте немного поднимем друг другу настроение и подарим частичку тепла. Потрите ладошки друг о друга, теперь приложите свои ладони к ладоням соседа. Так вы подарили частичку тепла и взяли её взамен. -Девизом нашего сегодняшнего урока будет пословица: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".-Как вы понимаете смысл этой пословицы?-Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.-На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – задания оказались слишком трудные. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - Каждый день мы узнаём что-то новое | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
Минутка чистописания - Начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: Двадцать третье апреля и классная работа. Объясните орфограммы в числе и слове «классная». -Пишем красиво, старательно. Сегодня мы пишем соединения букв «Яя» и «Мы». | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
| |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Мы не зря писали именно такое сочетание букв. Каждый из вас может о себе сказать «Я», но все вместе – это «Мы»! -И сегодня на уроке мы с вами откроем одну из тайн русского языка. Чтобы её открыть, нужно всем очень хорошо потрудиться и работать дружно. И сейчас мы вспомним, что такое речь? -Какие части речи вы знаете? -А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи? -Давайте сыграем в игру «Замени словечко». Прочитайте стихотворения и подумайте, какими словами можно заменить выделенные слова. В помощь вам даны ниже слова для справок: одуванчик, роза, ромашки. Стихотворения: 1)ОН золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. 2) Красное платье ОНА надела, Рядом соседка в платьице белом. Очень красивы эти цветы, Только сорвать их мешают шипы. 3) Есть на новом платье У меня кармашки. На кармашках этих Вышиты ОНИ. -Слова: одуванчик, роза и ромашки, какой части речи слова? -Какими словами они были заменены в стихотворениях? -Значит слова он, она, они заняли место имени существительного. -Запишите их через запятую, но точку не ставьте. -Кто-то догадывается, как называется эта часть речи? -Верно, значит какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема: «Местоимение как часть речи» -Теперь давайте составим цели на наш сегодняшний урок Цели: Познакомиться… Узнать… - Чтобы достичь поставленных целей, давайте составим план урока. - Посмотрите на слайд, в пунктах плана пропущены слова. Попробуйте их вставить. 1. Узнать, что такое ….. 2. Работа с ….. 3. Выполним …… работу 4. Подвести … - Прочитайте пункт плана еще раз. Отлично, молодцы, продолжаем работу. | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. -Речь – всё что мы говорим, читаем, пишем. -Сущ., прил., гл. -Да. 1)Одуванчик 2)Роза 3)Ромашки -Существительное -он, она, они -Местоимение -Местоимение Познакомиться с новой частью речи – местоимением; Узнать о его значении и употреблении в речи. 1. Узнать, что такое местоимение 2. Работа с правилом 3. Выполним самостоятельную работу 4. Подвести итоги | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы (беседа, рассказ учителя), Практический (упражнение «письмо в воздухе») Внешний контроль |
-Итак, откройте учебник на стр.100 и найдите упр.171. -Прочитайте упражнение. -Прочитаем отрывок из сказки и одновременно вставим пропущенные слова. -Кто узнал, из какой это сказки? -Верно. -Как вы думаете, с какой целью автор употребляет выделенные слова? -Как это называется? -Называют ли они конкретное лицо или предмет? -На что указывает слово ОН? -Кто называет себя словом Я? -К кому обращаются с речью, употребляя слово ТЫ? -Вместо каких имён существительных употребляется слово ОНИ? -Прочитайте выделенные слова еще раз. Какие мы уже с вами записали? -Значит какие оставшиеся запишем? -Верно, продолжите строчку местоимений через запятую, точку не ставим. -Теперь отступите одну строчку вниз и спишите ТОЛЬКО диалог, только то, что под чёрточками. -Итак, что вы можете сказать о записанных словах? -Пока что мы очень мало про них знаем. А где мы можем узнать о них больше? -Верно, сейчас вы попробуете в парах составить правило. -У вас на столах лежат листочки, на котором написан текст, но пропущены некоторые слова. Ваша задача будет их вставить. Текст: «Местоимение – это ________ речи, которая указывает на _______________ и отвечает на вопросы _____? ______?» -Итак, проверим, что у вас получилось. Прочитайте. -Какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили? Оцените свою работу на листах самооценки. -Теперь найдите стр.101 и прочитайте правило в рамочке. -Теперь прочитайте про себя. -Расскажите друг другу в парах Спросить несколько пар (например: Катя, что тебе рассказала Маша) -Мы с вами начали писать местоимения через запятую. Посмотрите еще раз на это правило и скажите, какие местоимения ещё не включили? -Верно, допишите их и в конце поставьте точку. -Прочитайте все местоимения. Сколько их? Их нужно знать наизусть. -Над чем мы работали? Какой вывод можно сделать? Какой пункт плана мы с вами уже выполнили? Оцените свою работу на листах самооценки. | -«Теремок» -Чтобы не повторять одни и те же имена существительные. -Тавтология -Нет -На теремок -Мышка -К лягушке -Вместо слов: лягушка и мышка. -он, она, они. -Я, ты. -Это местоимения -В правиле. «Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?» -Узнать, что такое местоимение -мы, вы, оно -8 -Работа с правилом. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. 2. Организует работу в тетрадях. -Итак, откройте стр.102 упр.174. -Прочитайте задание. -Скажите, какие это предметы? -Вы пишите: Пальто – «местоимение», и тд… -Выполните это задание самостоятельно. -Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом по парте, возьмите простой карандаш. -Какое местоимение поставили к слову «пальто»? -К слову «цветок»? -К слову «лампа»? -К слову «коньки»? -У кого всё верно – ставите 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 ошибки – 3. | 1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Выполняют работу в тетради. -Пальто, цветок, лампа, коньки. -оно -он -она -они | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | -А теперь отдохнём. (Танцевальная физминутка) | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует самостоятельную работу. 2. Контролирует работу. -Откройте стр.104 упр.178. -Это вы будете делать самостоятельно, но не в тетради, а на листочках, которые я вам раздала. Обязательно подпишите фамилию и имя!!! -Итак, ваша задача списать все эти предложения, заменяя, где это нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями. Ответы: 1. Солнышко выплыло из-за тучи. Оно обогрело землю. -Сдаём работы! -Над чем мы работали? Какой сделаем вывод? -Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою работу на листах самооценки. | 1. Выполняют самостоятельную работу. -Выполнить самостоятельную работу | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Организует работу в группах. -Итак, найдите упр.179. Прочитайте его. -Ваша задача сейчас будет в группах составить текст по картинкам, чтобы он также содержал диалог. Также не забывайте использовать местоимения. -После несколько человек из группы выйдут и разыграют эту сценку. -Сейчас я распределю между вами картинки, какой группе какая достанется. | 1. Выполняют работу в группах. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, наш урок подходит к концу. -Давайте вернёмся к нашему девизу урока: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". -Кто считает, что он стал сегодня мудрее? -Какая была тема сегодняшнего урока? -Что нового вы сегодня узнали? -Достигли ли мы поставленных целей? С помощью чего? -Какой пункт мы с вами выполнили? Оцените свою работу на листах самооценки. -У кого 4 зелёных смайлика? 3? 2? 1? И т.д. | 1. Оценивают свою работу. -Подвести итоги | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...
Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...
Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"
Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...
Технологическая карта урока русского языка"Разные части речи в роли главных членов предложения"
Технологическая карта...