урок по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное. Обобщение."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

смышляева-якимова

урок по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное. Обобщение."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx32.86 КБ
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Дата проведения: Открытый урок проведен

Тема урока: Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны. Части речи все важны!»).

Цели урока:

Учебно-познавательные:

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках имени существительного;

- отрабатывать навыки точного употребления имен существительных в речи, определения числа, правописание родовых окончаний, падежа

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы;

-обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, в группе.

Тип урока: урок закрепление

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(фронтальная работа)

( работа в парах)

5. Физминутка «Внимательный детектив»

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(групповая работа)

Индивидуальная работа с дифференциацией

9. Аттестация (рефлексия)

Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»

Учебное оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, в группе.

                                                Ход урока

1. Организационный момент.

   Вступление учителя. Эмоциональный настрой.

Вступление учителя.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-Девочки, мальчики, расскажите мне о себе:

Я – человек

Я – умею мыслить и удивляться,

Я – умею обижаться и огорчаться

Я – умею думать и понимать,

Я – умею слушать и отвечать

Я – могу ошибаться

Я – хочу научиться не ошибаться

Я – хочу красиво писать

Я – хочу учиться на отлично

Я – хочу быть грамотным

Я – умею рассуждать

Я – умею мечтать

Я – хочу много знать

Я – умею учиться

Я – хочу учиться.

Мы – хотим учиться. Хорошо. Давайте все возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Тихо сели.

2. Постановка цели и задач урока.

   Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите, у каждого на партах лежат маршрутные листы. Сегодня этот лист будет сопровождать вас в течение всего урока. Обратите внимание.  Критерии оценивания написаны внизу. Вам все понятно.

Откройте тетради. запишите число, классная работа.

Урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прописываем 3 слога, де, те, ти на одной строке. Устно соединим слоги. Какое слово получили? Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Отчетливо ли слышим другие гласные? Можем ли мы их поверить при помощи орфографического правила? (нет). Поэтому написание слова «детектив» следует запомнить. Это словарное слово. Вывешиваю на доску.  

Назовите морфологические признаки этого слова. Существительное (Нарицательное, мужской род, единственное число). Определите лексическое значение слова «Детектив». Ученики отвечают.давайте проверим .... гипотезу по словарям. Откройте словари, прочитайте. Прочитали. Совпадает ..... гипотеза? А хотите быть детективом? С каким словом связано  слово детектив? Как вы думаете, почему я взяла это слово?

Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? (Детективные агентства помогают людям.) Вот и мы с вами будем вести сегодня детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи! Угадайте, какая?(учитель зачитывает стихотворение).

- Обозначаю я предмет,

Всему опора- спору нет.

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты-

Все это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех нужней! (имя существительное)

3. Актуализация знаний.

Внимание на экран. Что здесь мы видим? Символы.

 (Предметы). Можем ли определить морфологические признаки у этих предметов? Труба – трубач одушевленные и неодушевленные, страна – Россия -  собственные и нарицательные, женщины – мужчины – род существительных. Как вы думаете, о чем мы сегодня  будем говорить

  на уроке? (Об имени существительном)

- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки имени существительного)

- Сформулируйте тему, опираясь на цель. (обобщение знаний о и. существительном)

-Но должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, найти пропажу?

Возможные ответы учащихся:

  1. Быть очень внимательным
  2. Должен уметь все слышать и видеть
  3. Иметь зоркий глаз
  4. Быть умным, смелым.
  5. Уметь работать в команде.

-Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?

С чего начинается работа детектива?

1.Составление фоторобота

2."Я узнаю ее из тысячи..."

3."Вещественные доказательства"

4. Помоги другу «Узнай падеж».

5. Всё в твоих руках!

I. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 Первый уровень – ЗНАНИЯ

Знания конкретных данных. Знание терминологии.

Цель. Закрепление знаний о имени существительном, как части речи.

-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот .

Мы должны вспомнить все об имени существительном и  составить  кластер по теме «Имя существительное». Групповая работа.

 (технология критического мышления").

Защита. Проверяем. Ставим баллы.

II.Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию 

"Я узнаю его из тысячи..."(фронтальная работа)

Второй уровень – ПОНИМАНИЕ

Переложение. Интерпретация.

Цель. Закрепление понятия о роде, умение употреблять имя существительное в нужном падеже.

- Раз мы нашли с вами и все повторили о существительном, будем производить опознание. Для этого я вам предлагаю небольшой текст.

-Можно ли озаглавить этот текст? А какой заголовок вы можете предложить?

                                                          Зима в лесу.

        Наступила настоящая зима.  Снег укрыл землю  белоснежным ковром.

  Не оставалось ни одного тёмного пятнышка . В лесу  стало светло. В

  воздухе запахло снегом.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этом тексте.

- Выпишите 2 предложение в тетрадь. Разберите его по членам предложения и частям речи.

Проверяем. Оцениваем.

-Какое это предложение? (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, распространенное).

- Найдите слово, которое состоит из двух корней. Как называются такие слова?

- Найдите в тексте слово, которое  образовано при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оцениваем.

-Выпишите его в тетрадь и разберите  слово по составу.

Оцениваем.

1.Письменно определите  род имен существительных в предложениях.

Оцениваем.

2.Просклоняйте  существительное  зима.  Выделите  окончания.

Оцениваем.

Скажите, ребята, а  вам нравится это время года? Чем?

- А какая бывает зима?(Холодная, морозная, с вьюгами, с метелями)

-А кому приходится труднее в это суровое время? (Животным, птичкам). Зайцы меняют цвет шубки, чтобы не попасться в лапы коварным хищникам. Сложнее приходится диким животным: косулям, лосям. 

Как помочь животным в зимнее время?

 Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль.Вы можете также нанизывать кусочки хлеба на ветки деревьев - лесные звери и птицы найдут ваше угощение.

III. Третий уровень – ПРИМЕНЕНИЕ

Цель:

Много мы сегодня накопили материала об именах существительных. Пришло время применить"вещественные доказательства". (Работа в паре)

Задания третьего уровня направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний. На карточках задания:

1. Подчеркните существительное,  которое  употребляется только в

    единственном числе: ножницы, детство , каникулы

2. Подчеркните существительное,  которое  употребляется только во

    множественном числе: сутки, мед,  бензин.

3.Найди и подчеркните «лишнее» слово.

Мышь, рожь, грач  (показатель формы слова – ж.р.)

Сучья, конь, лисьи,

Деньки, крыльцо,  ночь (буква ь обозначает мягкость предшествующего звука)

Проверяем.

 IV.Четвертый уровень  АНАЛИЗ

Задания четвертого уровня направлены на умение доказывать, классифицировать, распознавать.

Цель

Помоги другу «Узнай падеж».

- В работе детектива важна как работа в команде, где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить. Работа с текстом.

1. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая пейзаж зимнего леса? Какой падеж отсутствует в данном тексте?  (дательный падеж). Придумать предложение с дательным падежом.

                                                       Зима в лесу.

  Наступила настоящая зима ().  Снег укрыл землю () белоснежным ковром.

  Не оставалось ни одного тёмного пятнышка (). В лесу () стало светло. В

  воздухе запахло снегом ().

Оцениваем.

V. Пятый уровень – СИНТЕЗ

В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках"

(индивидуальная работа с дифференциацией).

Задания пятого уровня направлены на создание собственного продукта.

1. Сочинение – миниатюра «Зимой».  

Оцениваем.

VI.  Аттестация (рефлексия) и самооценка «Лестница успеха»

- Вот и подошло к концу наше расследование.

-Уважаемые детективы! Выполнили мы задачи нашего урока?

- Что повторили?

-Чему научились?

-Что вызвало особый интерес?

(ответы учащихся)

- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)

Хочу за вашу работу подарить вам формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу! Итак, подведем итоги:

Лестница успеха.

Выходят к доске прилепляют магнитик на ту ступеньку, которой достигли на уроке.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Дата проведения: Открытый урок проведен

Тема урока: Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны. Части речи все важны!»).

Цели урока:

Учебно-познавательные:

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках имени существительного;

- отрабатывать навыки точного употребления имен существительных в речи, определения числа, правописание родовых окончаний, падежа

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы;

-обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, в группе.

Тип урока: урок закрепление

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(фронтальная работа)

( работа в парах)

5. Физминутка «Внимательный детектив»

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(групповая работа)

Индивидуальная работа с дифференциацией

9. Аттестация (рефлексия)

Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»

Учебное оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, карточки для работы в паре, в группе.

                                                Ход урока

1. Организационный момент.

   Вступление учителя. Эмоциональный настрой.

Вступление учителя.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-Девочки, мальчики, расскажите мне о себе:

Я – человек

Я – умею мыслить и удивляться,

Я – умею обижаться и огорчаться

Я – умею думать и понимать,

Я – умею слушать и отвечать

Я – могу ошибаться

Я – хочу научиться не ошибаться

Я – хочу красиво писать

Я – хочу учиться на отлично

Я – хочу быть грамотным

Я – умею рассуждать

Я – умею мечтать

Я – хочу много знать

Я – умею учиться

Я – хочу учиться.

Мы – хотим учиться. Хорошо. Давайте все возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Тихо сели.

2. Постановка цели и задач урока.

   Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите, у каждого на партах лежат маршрутные листы. Сегодня этот лист будет сопровождать вас в течение всего урока. Обратите внимание.  Критерии оценивания написаны внизу. Вам все понятно.

Откройте тетради. запишите число, классная работа.

Урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прописываем 3 слога, де, те, ти на одной строке. Устно соединим слоги. Какое слово получили? Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Отчетливо ли слышим другие гласные? Можем ли мы их поверить при помощи орфографического правила? (нет). Поэтому написание слова «детектив» следует запомнить. Это словарное слово. Вывешиваю на доску.  

Назовите морфологические признаки этого слова. Существительное (Нарицательное, мужской род, единственное число). Определите лексическое значение слова «Детектив». Ученики отвечают.давайте проверим .... гипотезу по словарям. Откройте словари, прочитайте. Прочитали. Совпадает ..... гипотеза? А хотите быть детективом? С каким словом связано  слово детектив? Как вы думаете, почему я взяла это слово?

Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? (Детективные агентства помогают людям.) Вот и мы с вами будем вести сегодня детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи! Угадайте, какая?(учитель зачитывает стихотворение).

- Обозначаю я предмет,

Всему опора- спору нет.

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты-

Все это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех нужней! (имя существительное)

3. Актуализация знаний.

Внимание на экран. Что здесь мы видим? Символы.

 (Предметы). Можем ли определить морфологические признаки у этих предметов? Труба – трубач одушевленные и неодушевленные, страна – Россия -  собственные и нарицательные, женщины – мужчины – род существительных. Как вы думаете, о чем мы сегодня  будем говорить

  на уроке? (Об имени существительном)

- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки имени существительного)

- Сформулируйте тему, опираясь на цель. (обобщение знаний о и. существительном)

-Но должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, найти пропажу?

Возможные ответы учащихся:

  1. Быть очень внимательным
  2. Должен уметь все слышать и видеть
  3. Иметь зоркий глаз
  4. Быть умным, смелым.
  5. Уметь работать в команде.

-Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?

С чего начинается работа детектива?

1.Составление фоторобота

2."Я узнаю ее из тысячи..."

3."Вещественные доказательства"

4. Помоги другу «Узнай падеж».

5. Всё в твоих руках!

I. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 Первый уровень – ЗНАНИЯ

Знания конкретных данных. Знание терминологии.

Цель. Закрепление знаний о имени существительном, как части речи.

-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот .

Мы должны вспомнить все об имени существительном и  составить  кластер по теме «Имя существительное». Групповая работа.

 (технология критического мышления").

Защита. Проверяем. Ставим баллы.

II.Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию 

"Я узнаю его из тысячи..."(фронтальная работа)

Второй уровень – ПОНИМАНИЕ

Переложение. Интерпретация.

Цель. Закрепление понятия о роде, умение употреблять имя существительное в нужном падеже.

- Раз мы нашли с вами и все повторили о существительном, будем производить опознание. Для этого я вам предлагаю небольшой текст.

-Можно ли озаглавить этот текст? А какой заголовок вы можете предложить?

                                                          Зима в лесу.

        Наступила настоящая зима.  Снег укрыл землю  белоснежным ковром.

  Не оставалось ни одного тёмного пятнышка . В лесу  стало светло. В

  воздухе запахло снегом.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этом тексте.

- Выпишите 2 предложение в тетрадь. Разберите его по членам предложения и частям речи.

Проверяем. Оцениваем.

-Какое это предложение? (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, распространенное).

- Найдите слово, которое состоит из двух корней. Как называются такие слова?

- Найдите в тексте слово, которое  образовано при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оцениваем.

-Выпишите его в тетрадь и разберите  слово по составу.

Оцениваем.

1.Письменно определите  род имен существительных в предложениях.

Оцениваем.

2.Просклоняйте  существительное  зима.  Выделите  окончания.

Оцениваем.

Скажите, ребята, а  вам нравится это время года? Чем?

- А какая бывает зима?(Холодная, морозная, с вьюгами, с метелями)

-А кому приходится труднее в это суровое время? (Животным, птичкам). Зайцы меняют цвет шубки, чтобы не попасться в лапы коварным хищникам. Сложнее приходится диким животным: косулям, лосям. 

Как помочь животным в зимнее время?

 Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль.Вы можете также нанизывать кусочки хлеба на ветки деревьев - лесные звери и птицы найдут ваше угощение.

III. Третий уровень – ПРИМЕНЕНИЕ

Цель:

Много мы сегодня накопили материала об именах существительных. Пришло время применить"вещественные доказательства". (Работа в паре)

Задания третьего уровня направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний. На карточках задания:

1. Подчеркните существительное,  которое  употребляется только в

    единственном числе: ножницы, детство , каникулы

2. Подчеркните существительное,  которое  употребляется только во

    множественном числе: сутки, мед,  бензин.

3.Найди и подчеркните «лишнее» слово.

Мышь, рожь, грач  (показатель формы слова – ж.р.)

Сучья, конь, лисьи,

Деньки, крыльцо,  ночь (буква ь обозначает мягкость предшествующего звука)

Проверяем.

 IV.Четвертый уровень  АНАЛИЗ

Задания четвертого уровня направлены на умение доказывать, классифицировать, распознавать.

Цель

Помоги другу «Узнай падеж».

- В работе детектива важна как работа в команде, где нужно сосредоточиться, уметь проанализировать, собрать все факты и сопоставить. Работа с текстом.

1. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая пейзаж зимнего леса? Какой падеж отсутствует в данном тексте?  (дательный падеж). Придумать предложение с дательным падежом.

                                                       Зима в лесу.

  Наступила настоящая зима ().  Снег укрыл землю () белоснежным ковром.

  Не оставалось ни одного тёмного пятнышка (). В лесу () стало светло. В

  воздухе запахло снегом ().

Оцениваем.

V. Пятый уровень – СИНТЕЗ

В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках"

(индивидуальная работа с дифференциацией).

Задания пятого уровня направлены на создание собственного продукта.

1. Сочинение – миниатюра «Зимой».  

Оцениваем.

VI.  Аттестация (рефлексия) и самооценка «Лестница успеха»

- Вот и подошло к концу наше расследование.

-Уважаемые детективы! Выполнили мы задачи нашего урока?

- Что повторили?

-Чему научились?

-Что вызвало особый интерес?

(ответы учащихся)

- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)

Хочу за вашу работу подарить вам формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу! Итак, подведем итоги:

Лестница успеха.

Выходят к доске прилепляют магнитик на ту ступеньку, которой достигли на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс ШР (имя существительное) (8)

Русский язык 2 класс 1. Тема: имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи2. Тема: одушевленные и неодушевленные имена существительные3. Тема: собственные и нарицательные им...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Работа над ошибками. Обобщение изученного материала"

Работа над ошибками проводится после диктанта по теме " Правописание парных зваонких и глухих согласных на конце слова"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...