Конспекты уроков по русскому языку 2 класс ШР (имя существительное) (8)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Русский язык 2 класс
1. Тема: имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
2. Тема: одушевленные и неодушевленные имена существительные
3. Тема: собственные и нарицательные имена существительные
4. Тема: правописание собственных имен существительных
5. Тема: собственные и нарицательные имена существительные
6. Тема: единственное и множественное число имен существительных
7. Тема: имена существительные только в единственном и только во множественном числе
8. Тема: Имя существительное. Обобщение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи»
Цели урока: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.
Этап урока | Время | Содержание урока. | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствовать учителя Садиться на места | Л: воспринимать речь учителя. |
Мотивационный | 4 мин | - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс сегодня превращается в детективное агентство «Поиск». | Ставить планируемую отметку.
| Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся. Р: осмысляют учебный материал; |
Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | -У нас первое сообщение. Прислала его королева Грамматика. | Определять тему, цель урока Объяснять правописание слов с парными согласным по алгоритма проверки написания | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: постановка учебной задачи. |
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр. | 11 мин | - Прочитайте предложения и замените их одним словом, объясните орфограммы: | Читать задание в учебнике. Обобщать. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания. |
Физ. минутка | 1 мин | Сейчас я буду называть слова, когда вы услышите орфограмму парные согласные – поднимайте руки вверх: лиса, город, пчела, поле, сундук, дверь, кнопка, булавка, кит, парта, носок, море. Молодцы, садитесь. | Выполнять физкультминутку | Л:установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр. | 16 мин | -У нас осталась последняя подсказка, с помощью которой мы найдём пропавшего министра. Для этого мы поработаем в парах. Вы знаете, сыщики работают не только в одиночку, но и с напарником. И сейчас последнее задание вы выполните с соседом по парте. Вы должны выписать в тетрадь слова, которые относятся к вашей группе. -И так наше расследование подходит к концу. Давайте подведем итог, что вы узнали? (Работа по схеме на доске.) | Читать задание Объяснять выбор орфограммы | Р: осмысляют учебный материал; Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
Итог урока. Сл.: ответы на вопросы. | 2 | -Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь? | Оценивать свои достижения | Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели урока: повторение и систематизация знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Планируемые результаты:
Предметные: – уметь различать имена существительные среди других частей речи и роли существительных в предложении;
– строить рассуждения, оформлять правильно свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
– развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: повторение.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.
Этапы урока. | Хро | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный учителя Мотивационный | 2 мин | - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке, Книжки, ручки и тетрадки! - Ребята, желаю вам, чтобы урок был интересным ,полезным, чтобы мы повторили изученный материал и постарались открыть новые тайны русского языка, а это возможно сделать сообща! | Приветствовать учителя. | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
Минутка чистописания Практич.: прописывание буквы | 7 мин | - Запишите: число. Классная работа. | Слушать учителя.
| Личностные – воспринимать нашу речь. Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу |
Постановка учебной задачи и её решение Словес.: постановка цели урока | 5 мин | - Отгадайте загадку: Всё что существует, оно обозначает, | Решать поставленную задачу. |
|
Решение частных задач Практич.: выполнение физкультминутки Практич.: выполнение упражнения устно. осуществление проверки Прктич.: выполнение упражнения письменно. Осуществление взаимопроверки Словс.: повторение правил | 23 мин | -Посмотрите на словарные слова. Скажите, какой они части речи? Скворец, дом, кровать, Оля, машина, окно, цветы, ученик, гусь, стул, портфель, грибник, котенок, конфета. - В следующем задании нужно вставить пропущенные орфограммы, сверху обозначить одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Осмысленно отвечать на вопросы учителя. Выполнять физкультминутку. Работать в парах. Выполнять задания самостоятельно. Выполнять письменно задания теста. | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Итог урока Словесн.: обобщение | 3 мин | - Как вы научились классифицировать имена существительные? - Что такое имя существительное? - На какие группы делятся имена существительные? - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный. | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать свою работу. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цели урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.
Планируемые результаты:
- Предметные: – учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;
– использовать специальную терминологию при определении части речи. - Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
– развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.
Этапы урока. | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный мом. Мотив. | 1 мин | - Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать речь, обращенную к учащемуся. |
Актуализация знаний Минутка чистописания Практич.: словарная работа Практич.: звуко-буквенный анализ слова | 4 мин | - Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. - Подчеркните орфограммы в этих словах. - Ребята, вспомните алгоритм звуко-буквенного анализа. (1.Произнести слово и послушать себя. | Слушать учителя. Выполнять словарную работу. Осуществлять взаимопроверку.
| Личностные – воспринимать нашу речь. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. Познавательные – адекватно воспринимают оценку одноклассника. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: решение задачи Словес.: классификация имени существительное; характеристика имён существительных; сравнение правил; постановка цели урока | 15 мин | - Запись на слайде: «Машина мчалась по гладкой дороге. Мы едем к бабушке дарье. Скоро москва. Бабушка живет на улице пушкинской.» - Прочитайте правила на стр. 52 и 53. Что дополняет правила нашим словам? (Имена несобственные называются «нарицательными».) | Решать поставленную задачу. Классифицировать имена существительные Давать характеристику собственному и нарицательному имени существительного
| Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу |
Решение частных задач Практич.: выполнение физкультминутки Словес.: повторение правила; разбор упражнения Практич.: выполнение упражнения Прктич.: выполнение упражнения; подбор собственных имён существительных; осуществление взаимопроверки Словс.: повторение правил | 16 мин | - Физкультминутка - Кто напомнит правила, которые мы только что прочитали? - Посмотрите на экран. Что нужно сделать? (Записать имена существительные, распределяя в два столбика и объясняя свой выбор и написание собственных имён существительных.) | Выполнять физкультминутку Повторять правила Разбирать упражненин Выполнять упражнение письменно Осуществлять самопроверку и проверку с доски Выполнять устно упражнение Подбирать собственные имена существительные Оценивать работу одноклассника Повторять правила | Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные – адекватно воспринимают оценку |
Итог урока Словесн.: обобщение | 3 мин | - Как вы научились классифицировать имена существительные? - Какую орфограмму повторили на уроке? - Что нужно помнить о написании этой орфограммы? - Какое задание вам было интересно выполнять? | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный. | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать собственную работу. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. Географические названия»
Цели урока: закрепить умение учащихся писать заглавную букву в именах собственных.
Планируемые результаты:
- Предметные: – учащиеся научатся различать существительные собственные и нарицательные;
– использовать специальную терминологию при определении части речи;
– формировать умение писать кличку животного, географические названия с большой буквы.
- Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
– развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.
Этапы урока. | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Но не будем мы унывать. С понедельника и до субботы Будем знания добывать. | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать речь, обращенную к учащемуся. |
Мотивационный | 4 мин | - Запишите число классная работа. 1.Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.) 2.Окраской - сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона.) 3.Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока.) 4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, 5.А от голода – кора. (Заяц.) Проживает во дворе, В личном доме-конуре, И на всех, кого не знает, То рычит она, то лает.(Собака) 6.Сама пестрая, Ест зеленое, Дает белое. (Корова) | Отгадывать загадки Осмысленно записывать словарные слова | Личностные – воспринимать нашу речь. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: отгадывание загадок Словес.: определение темы урока | 7 мин | - На какие группы можно разделить, записанные слова? (Птицы, животные) - Птицы зимой часто голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Можно сделать кормушки для птиц) - Как пишут названия животных? (С маленькой буквы) - Как написали названия животных? (С заглавной буквы) - Как вы думаете, это орфограмма? Почему? (Потому что есть правило, что клички животных пишутся с большой буквы.) - Назовите тему урока. (Большая буква в собственных именах существительных.) - Какую цель мы поставим перед собой? (Закрепить правописание заглавной буквы в собственных именах существительных.) | Осознанно отвечать на вопросы учителя Определять тему урока, цель | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу |
Решение частных задач Словес.: разбор кличек животных Слов.: подбор кличек Практич.: выполнение упражнения Практич.: выполнение физкультминутки
Практич.: выполнение упражнения Практич.: осуществление проверки Словес.: обобщение | 24 мин | - А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду) кошка Жучка собака Мурка корова Горлач конь Буренка петух Ветерок Почему этим животным дали такие клички? (Конь быстрый, как ветер - Ветерок. Петух громко кричит - Горлач. Кошка громко мурлычет – Мурка. Буренка – бурого цвета) - Следующее задание вы выполните по рядам. Напишите предложения, вставляя названия и клички животных. По 1 человеку у доски. 1 ряд. Задорно лает … Барбос 2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок 3 ряд. На дворе мычит … Белянка Проверка работы. Оцените себя цветом на полях тетради. - Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) - Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.) - Самостоятельно запишите предложения, дополнив их словами по смыслу. Мы живём на планете (…), в стране (…), в городе (…). Наш лицей находится на улице (…). Через город течет река (…). - С какой буквы пишутся географические названия? (С заглавной буквы.) - Какие слова относят к именам собственным? Имена собственные (схема): имена; отчества; фамилии; клички животных; названия городов, стран, улиц, рек. - Как пишутся имена собственные? | Разбирать клички животных Выполнять упражнение письменно
Выполнять физкультминутку Обобщать
Делать вывод | Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные – адекватно воспринимают оценку Личностные – установка на здоровый образ жизни. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Итог урока Словесн.: обобщение | 3 мин | - Правописание, какой орфограммы закрепляли на уроке? - К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали? - Какое задание вам было интересно выполнять? - Какие питомцы есть у вас дома? | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный. | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать собственную работу. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цели урока: формировать у учащихся умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Планируемые результаты:
Предметные: – учащиеся научатся различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
– использовать специальную терминологию при определении части речи.
Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
– развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.
Этапы урока. | Хро | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный | 2 мин | - Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. - «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
Минутка чистописания Практич.: прописывание буквы | 7 мин | - Ребята, открываем тетради, записываем число. Классная работа. -Какой звук чаще повторялся? (Ч) -Дайте ему характеристику? (Согласный, мягкий непарный, глухой непарный). -Какую букву будем писать? (Ч). -Какое правило надо помнить? (Ча-ща, чу-щу). (В тетрадях записывают соединения, устно придумывают слова с данными орфограммами) -Часовщик, чинит, часики - какое из этих слов лишнее? Почему? (Чинит - т.к. остальные имена существительные). | Слушать учителя. Характеризовать согласный звук. Проводись самоконтроль. Повторять правило правописания. | Личностные – воспринимать нашу речь. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: решение задачи Словес.: классификация имен существительных характеристика им. сущ-ых постановка цели урока | 5 мин | - Отгадайте загадки. -Какой частью речи являются записанные слова? (Имена существительные.) -Докажите. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? и что?) -Почему оно лишнее? (Остальные одушевленные, отвечают на вопрос кто?) -Определите цель урока. (Учиться различать одушевленные и неодушевленные существительные). -Дайте характеристику слову «картина». (Имя существительное, обозначает предмет, неодушевленное). -Прочитайте выделенные слова, что общего? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос что?) -Как называются такие слова? (Неодушевленные). - Убедимся, что мы правы, для этого прочитаем правило мудрой совы. | Решать поставленную задачу. Классифицировать имена сущ-е Сравнивать правило в учебнике с выделенным на уроке | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу. |
Решение частных задач Практич.: выполнение физкультминутки Практич.: выполнение упражнения устно. осуществление проверки Прктич.: выполнение упражнения письменно. Осуществление взаимопроверки Словс.: повторение правил | 23 мин | -Прочитайте слова: норка, свинка, шах, галочка, ласка, собачка. - Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным. - А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. - Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.) - Найдите 6 слов и выпишите их в тетрадь. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ - Какие слова нашли? - Сейчас I в выпишет одушевлённые, а II в – неодушевлённые имена существительные. - Какие слова выписал I вариант? Почему? (Белка, рыбка, гусеница.) - Какие слова выписал II вариант? Почему? (Радуга, роза, конфета.) - Вам встретилось слово гусеница. Что вы представили? - К каким существительным относится это слово? Почему? (Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?) - А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? (Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?) -I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. | Выполнять устно упражнение. Придумывать предложения. Осуществлять проверку. Выполнять физкультминутку. Повторять правила. Работать в парах. Делать выводы совместно с учителем. Выполнять письменно упражнение. Адекватно оценивать свои возможности. Осуществлять взаимопроверку. Повторять правила. | Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
адекватно воспринимают оценку |
Итог урока Словесн.: обобщение | 3 мин | - Как вы научились классифицировать имена существительные? - Какую орфограмму повторили на уроке? - Что нужно помнить о написании этой орфограммы? - Какое задание вам было интересно выполнять? | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный. | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать свою работу. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»
Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся определять грамматический признак имен существительных — число, использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам.
- Личностные: воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.
Этапы урока. | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный мом. Мотив. | 1 мин | - Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать речь, обращенную к учащемуся. |
Актуализация знаний Минутка чистописания Практич.: словарная работа Практич.: звуко-буквенный анализ слова | 4 мин | - Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Проверьте, как вы сидите, правильно ли лежат ваши тетради. Проведем минутку чистописания. - Гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных, обведите в кружок. Гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных обведите треугольником. Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки обведите квадратом. -Поднимите руку те, у кого осталась три буквы, две буквы? Поднимите руку те, у кого осталась только одна буква? Какая? -У кого осталась одна буква М, вы выполнили задание верно и зарабатываете первую снежинку. Нарисуйте себе одну снежинку. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем именно с той буквой. - Пропишите буквы Мм до конца строки с соединением. - Те ребята, кто не допустил не единого исправления, кто написал все соединения, верно, зарабатывают снежинку. | Слушать учителя. Выполнять словарную работу. Осуществлять взаимопроверку.
| Личностные – воспринимать нашу речь. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. Познавательные – адекватно воспринимают оценку одноклассника. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: решение задачи Словес.: классификация имени существительное; характеристика имён существительных; сравнение правил; постановка цели урока | 15 мин | - Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Одушевлённые предметы) - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? (Неодушевлённые предметы) - Внимательно посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что общего между этими словами? (Это имена существительные, неодушевлённые.) - Вставьте данные имена существительные в следующие предложения, не изменяя окончаний. Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … . - Почему мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях? (Они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.) - Как нужно поступить? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.) Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки. - Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов. -Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (Окончания) | Решать поставленную задачу.
| Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу |
Решение частных задач Практич.: выполнение физкультминутки Словес.: повторение правила; разбор упражнения Практич.: выполнение упражнения Прктич.: выполнение упражнения; подбор собственных имён существительных; осуществление взаимопроверки Словс.: повторение правил | 16 мин | - Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе. -Что можете сказать о данных словах? - Какой частью речи они являются? - На какие группы можно разделены эти слова? (ед.ч и мн.ч) Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья. - Как отличить существительные в ед. ч. от сущ. во мн. ч? - Запишите упражнение 105. Что нужно сделать? (Выписать имена существительные, распределяя в два столбика и объясняя свой выбор и написание.) - Какой частью речи являются эти слова? Как определили? (По вопросу) - Как мы изменяли имена сущ-е? (По числам.) - Изменилось написание? Что изменилось? (Окончание) - Упражнение 107. Девочки выполняют задание под цифрой 1. Мальчики – 2. Д и М у доски. 2 первые тетради у мальчиков и 2 у девочек – на оценку. | Выполнять физкультминутку Повторять правила Разбирать упражненин Выполнять упражнение письменно Осуществлять самопроверку и проверку с доски Выполнять устно упражнение Повторять правила | Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные – адекватно воспринимают оценку |
Итог урока Словесн.: обобщение | 3 мин | - Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее? - Какую орфограмму повторили на уроке? - Что нужно помнить о написании этой орфограммы? - Какое задание вам было интересно выполнять? | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный. | Оценивать свою работу | Регулятивные – анализировать собственную работу. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: имена существительные только в единственном и только во множественном числе
Цели урока: углубить представление об имени существительном, дать представление об именах существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Планируемые результаты:
Предметные: учить определять число имен существительных; развивать умение классифицировать имена существительные по числам; употреблять в речи формы единственного и множественного числа.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.
Этап урока | Время | Содержание урока. | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствовать учителя Садиться на места | Л: воспринимать речь учителя. |
Мотивационный | 8 мин | - Откройте тетради и запишите число. | Ставить планируемую отметку.
| Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся. Р: осмысляют учебный материал; |
Постановка учебной задачи и ее решение Сл.: отв. на вопр. | 3 мин | - Образуйте от слов во мн.ч слова в ед.ч. | Определять тему, цель урока | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных ориентиров; постановка учебной задачи. |
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр. | 15 мин | - Откройте учебник на с 64. Прочитайте со слов «обратите внимание» про себя. | Читать правила в учебнике. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
Физ. минутка | 2 мин | Сейчас я буду называть слова, когда вы услышите слово во мн.ч – поднимайте руки вверх, в ед.ч – хлопните 1 раз: лиса, дороги, пчела, дверь, кнопки, ножницы, кот, парты, солнце, брюки . Молодцы, садитесь. | Выполнять физкультминутку | Л:установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач. | 10 мин | - А сейчас я раздам вам карточки с заданием. Нужные слова вам необходимо подчеркнуть. | Читать задание | Р: осмысляют учебный материал; |
Итог урока. Сл.: ответы на вопросы. | 3 мин | -Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь? | Оценивать свои достижения | Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке. |
Имена существительные
Только единственного числа:
- названия веществ
(железо, сахар, мёд, масло, пыль, вода, нефть);
- названия признаков и действий
(голубизна, чистота, гордость, гнев, смех);
- названия совокупности предметов
(листва, мошкара, посуда).
Только множественного числа:
- названия веществ
(дрожжи, румяна, чернила);
- названия игр, действий
(жмурки, шахматы, хлопоты, выборы);
- названия парных предметов
(ножницы, брюки, очки);
- названия природных явлений, времени
(заморозки, сумерки, будни, каникулы);
- собственные имена существительные
(Альпы, Карпаты, Хаски).
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Выполнила: Гунтина Мария
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Имя существительное. Обобщение.»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное”.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить умения изменять имена существительные по числам; определять число предметов; определять род имен существительных; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.
Этап урока | Время | Содержание урока. | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! | Приветствовать учителя Садиться на места | Л: воспринимать речь учителя. |
Мотивационный | 4 мин | - Откройте тетради и запишите число. Записывайте слова в тетради, один у доски. -На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком). - Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком. Проверка (СЛАЙД) -Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). -На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одуш. и неодуш., собственные и нарицательные). | Ставить планируемую отметку.
| Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся. Р: осмысляют учебный материал; |
Постановка учебной задачи и ее решение | 4 мин | - О какой части речи мы с вами сейчас говорили? -Какова цель нашего урока? (Вспомнить и закрепить свои знания о грамматических признаках этой части речи (об имени существительном как части речи)). | Определять тему, цель урока | Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр. | 11 мин | - Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы) - Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что? Слайд №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные: Взаимопроверка. Слайд 2 - На какие две группы еще можно разделить слова каждого столбика? - Как пишутся нарицательные существительные? А имена собственные? Кого и что они обозначают? - Итак, следующая станция «Самый внимательный». (слайд 9) - Перед вами слова: девочка, мячик, стол, птицы, яблоко, тетрадь, карандаш, школа, пенал. - Посмотрите внимательно на эти слова. Что вы заметили? (Все сущ-е в ед.ч) - Как изменяются имена существительные? По числам (ед.ч. и мн.ч.) Слайд №3. Допиши пару. Шапки - , носки - , яблоки - , сад - , сапоги - , груша - , лес - , камни - , острова - , село - , поля - , деревья - , столы - , ключи - , ромашки - , ягоды - , огни - Проверка (слайд 4) - Ребята, вы справились с заданием. | Осознанно отвечать на вопросы учителя Классифицировать слова по грамматическим признакам Изменять имена существительные по числам | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания. |
Физ. минутка | 1 мин | - Если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза. | Выполнять физкультминутку | Л:установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр. | 16 мин | - Мы отдохнули и снова в путь. Следующее задание. (слайд 5) Под ольхой в тени ветвей Ёж созвал своих друзей. Но внезапно за бугром Громкий-громкий грянул гром. Гости все свалились с кочки, Разлетелись на кусочки. Вам не сложно угадать? Помогите их собрать! - БЕЛ - КА, МЕД - ВЕДЬ, СОЛН – ЦЕ, ли – СА, е – нот, не – бо. (слайд 6) - На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? (Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду.) - Разноуровневые задания - Знайка, Мальвина, Буратино. 1 уровень. Выписать имена существительные женского рода. 2 уровень. Выписать имена существительные женского и мужского рода. 3 уровень. Определить род имён существительных. Шкаф, молоко, девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце, кот, пальто, лисица, капуста, воробей, мороз, окно, платье, черепаха, облако. 2 уровень: девочка, парта, книга, лисица, капуста, платье, черепаха, шкаф, ученик, петух, кот, воробей, мороз. 3 уровень: Шкаф (м.р.), молоко (ср.р.), девочка (ж.р.), ученик (м.р.), парта (ж.р.), петух (м.р.), книга (ж.р.), солнце (ср.р.), кот (м.р.), пальто (ср.р.), лисица (ж.р.), капуста (ж.р.), воробей (м.р.), мороз (м.р.), окно (ср.р.), платье (ж.р.), черепаха (ж.р.), облако (ср.р.). - Кто почувствовал себя знатоком имени существительного? Оцените себя оценкой. Кто поставил себе оценку «5»? «4»? «3»? | Читать задание Слушать речь учителя
Проводить оценку своей деятельности | Р: осмысляют учебный материал; К: формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
Итог урока. Сл.: ответы на вопросы. | 2 | -Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь? - Что такое имя существительное? - Что имеет имя существительное? - Какие бывают имена существительные? - Как изменяются имена существительные? | Оценивать свои достижения | Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.
В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс
Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...
Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)...
Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:• формировать понятие об имени существительном;• развивать наблюдательность, речь;• развивать орфог...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...