Конспекты уроков по русскому языку 2 класс ШР (имя существительное) (8)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

Русский язык 2 класс 
1. Тема: имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
2. Тема: одушевленные и неодушевленные имена существительные
3. Тема: собственные и нарицательные имена существительные
4. Тема: правописание собственных имен существительных
5. Тема: собственные и нарицательные имена существительные
6. Тема: единственное и множественное число имен существительных
7. Тема: имена существительные только в единственном и только во множественном числе
8. Тема: Имя существительное. Обобщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила: Гунтина Мария        

                        

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи»
Цели урока: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Содержание урока.
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный
Словесный: приветствие

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Итак, друзья, внимание!  
Прозвенел звонок.                             
Садитесь поудобнее,
Начинаем наш урок.

Приветствовать учителя

Садиться на места

Л: воспринимать речь  учителя.
Р:
 организации их
учебной деятельности.

Мотивационный
Практич.: записывают нужные слова,
письменное грамматическое задание.

4 мин

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс сегодня превращается в детективное агентство «Поиск». 
-Вы знаете кто работает в детективном агентстве? - Как вы, думаете, какими качествами должен обладать настоящий сыщик? 
-И так, ещё раз назовем эти качества: (слайд2) 
- Иметь зоркий глаз; 
- Слушать и запоминать; 
- Уметь думать и рассуждать; 
- Быть внимательным. 
-Ребята, а вы хотите стать сыщиками? Для этого необходимо пройти проверку. Вы готовы? 
- Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Откройте тетради и запишите число. 
Послушайте скороговорку и повторите её: 
Проворонила ворона воронёнка.
-Какой звук произносится звонче других? (р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, а Всеволод запишет ее на доске.
- Как называются слова в которых есть общая часть? (
Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах
. (Ворон) 
- Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство. 

Ставить планируемую отметку.       




Осознанно записывать в тетрадь слова, обозначая орфограмму в отгаданном слове.

Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся.


Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

4 мин

-У нас первое сообщение. Прислала его королева Грамматика.
«Уважаемые сыщики! В нашем королевстве приключилась беда. Пропал первый министр кабинета «Части речи». Пожалуйста, срочно отыщите его!» 
- Итак, у нас первое дело. С чего же нам нужно начать поиск? Конечно же со сбора ….. (информации). В этом нам помогут вопросы: 
• Как называется? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? 
- Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой? (Познакомиться с новой частью речи. Узнать на какие вопросы отвечает. Узнать что обозначает.) 
-А тему мы сформулируем, когда найдем пропавшую часть речи. 

Определять тему, цель урока Объяснять правописание слов с парными согласным по алгоритма проверки написания

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: постановка учебной задачи.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр.

11 мин

- Прочитайте предложения и замените их одним словом, объясните орфограммы:
- Осадки, состоящие из кусочков льда, выпадают обычно во время дождя, в тёплое время года – гра (т-д).
- Сильный дождь с молнией и громом – гр(о-а)за.
- Самое холодное время года – з(е-и)ма.
- Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие в виде снежинок – сне(г-к).
-Запишите слова в тетрадь. Как узнать какую букву нужно писать? - Как назвать эти слова одним словом? (Явления природы) 
- Какой вопрос можно поставить к этим словам?
(Что?) (На доску.)
- А теперь следы привели нас на урок математики. Послушайте решите задачу: 

У Мартышки было 7 бананов, у Попугая – 4 банана. А у Слоненка столько, сколько у Мартышки и Попугая вместе. Сколько бананов было у Слоненка? (7+4=11) 
-Ребята о ком наша задача? 
-Как одним словом назвать Мартышку, Попугая и Слоненка? (Животные) 
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?) (На доску)

Читать задание в учебнике.

Объяснять выбор орфограммы


Обобщать.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Р:
 осмысляют уч. материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ. минутка

1 мин

Сейчас я буду называть слова, когда вы услышите орфограмму парные согласные – поднимайте руки вверх: лиса, город, пчела, поле, сундук, дверь, кнопка, булавка, кит, парта, носок, море. Молодцы, садитесь.

Выполнять физкультминутку

Л:установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр.

16 мин

-У нас осталась последняя подсказка, с помощью которой мы найдём пропавшего министра. Для этого мы поработаем в парах. Вы знаете, сыщики работают не только в одиночку, но и с напарником. И сейчас последнее задание вы выполните с соседом по парте. Вы должны выписать в тетрадь слова, которые относятся к вашей группе. 
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения», «Профессии», «Одежда», «Инструменты», Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, мяч, кукла, роза, рубашка, морковь, платье, ветер, юбка, незабудка, 
доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, щипцы. стакан, молоток, морковь, чашка, сковорода, пила, радость, лётчик, печаль, пиджак, фокусник, злость.
-Выслушаем каждую группу.

-И так наше расследование подходит к концу. Давайте подведем итог, что вы узнали? (Работа по схеме на доске.) 
Часть речи. Что? Кто? Явления природы. Животные. Растения. Люди. Одежда. Профессия. Инструменты. Чувства.
-Как же называется часть речи, которую мы так долго искали? Кто догадался?
Кто не догадался, узнает, правильно прочитав шифрограмму. 

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - Я Е И М С В Л Н О Щ Ь У Т 
Имя существительное. (Вывесить на доске – вместо часть речи) 
- Как называется часть речи, которую мы сегодня изучали?
- На какие вопросы отвечает имя существительное? Что обозначает? 

Читать задание Объяснять выбор орфограммы
Выделять корень в словах
Обсуждать в парах выбор орфограммы
Выполнять письменно грамматическое задание
Оценивать свою работу
Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К:
  формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Сл.: ответы на вопросы.

2

-Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь?
- Нам осталось вернуть Имя существительное Королеве Грамматике, а для этого нужно сформулировать тему нашего урока. (Имя существительное как часть речи).
- Молодцы. Оцените себя цветом за весь урок.

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.




Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
русского языка

                                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                         

                



Челябинск, 2016

Предмет: русский язык
Класс: 2

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели урока:
повторение и систематизация знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Планируемые результаты:
Предметные: – уметь различать имена существительные среди других частей речи и роли существительных в предложении;
                      –
строить рассуждения, оформлять правильно свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                       –
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.                       
Тип урока: повторение.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть
 Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хро
но-мет
раж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово

учителя Мотивационный

2 мин

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

 - Ребята, желаю вам, чтобы урок был интересным ,полезным, чтобы мы повторили  изученный материал  и постарались открыть новые тайны русского языка, а это возможно сделать сообща!

Приветствовать учителя.

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Минутка чистописания
Словесн.: слово учителя

Практич.: прописывание буквы

7 мин

- Запишите: число. Классная работа.
Словарная работа.
-Арбуз, береза, Астана, облако, мебель, картофель, собака, сирень, лагерь, сапоги, пальто, морковь.
(К доске вызывается 1 человек. 1-2 ошибки "4", 3 ошибки "3")
- Сейчас мы с вами пропишем букву Жж. Придумайте имя собственное и имя нарицательное, которые начинаются на эту букву. Запишите эти слова себе в тетрадь.
- Оцените себя цветом на полях тетради.

Слушать учителя.



Проводить самоконтроль.

Личностные  – воспринимать нашу речь.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: постановка цели урока

5 мин

- Отгадайте загадку: Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
- Правильно, ребята, молодцы. Значит, как звучит тема урока?
- Какие цели поставим перед собой?
(Закрепить знания об имени существительном.)

Решать поставленную задачу.
Определять тему урока.
Ставить цель.


Познавательные –
строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Практич.: выполнение физкультминутки

Практич.: выполнение упражнения устно.

осуществление проверки

Прктич.: выполнение упражнения письменно.

Осуществление взаимопроверки

Словс.: повторение правил

23 мин

-Посмотрите на словарные слова. Скажите, какой они части речи?
- Что такое имя существительное?
(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
- Что еще вы знаете об имени существительном?
(Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Одушевленные отвечают на вопрос кто? неодушевленные отвечают на вопрос что? Существительные бывают единственного и множественного числа.)
Работа в парах
На партах конверты с заданием: распределить слова в два столбика - одушевленные, неодушевленные: бабушка, подушка, стакан, диван, котёнок, ребёнок, телевизор, лев, картина, собака. Объясните ваш выбор.
(Проверка выполняется по презентации.)
Физкультминутка. Когда я называю одушевленные существительные встает 1 вариант, неодушевленные - 2 вариант. Молоко, собака, дом, квартира, мама, парта, рыбка, окно, ребенок, медведь, стул, птица.
Самостоятельная работа.
- Посмотрите на экран. Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О -одушевленное,  если отвечает на вопрос что?  запишите букву Н - неодушевленное.

Скворец,  дом, кровать, Оля,  машина, окно,  цветы,  ученик,  гусь,  стул,  портфель, грибник, котенок,  конфета.

- В следующем задании нужно вставить пропущенные орфограммы, сверху обозначить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, ч…йник, Олен..ка, доч…ка, птен…чик.
- Сейчас я каждому раздам тест, с помощью которого вы проверите, как вы усвоили материал по теме "Имя существительное".
Тест
1.Укажите неодушевлённые имена существительные: а) белка б) тетрадь в)ручка 
2.
Укажите нарицательные имена существительные: а) кот б) Минск в)стол
3.Подчеркни имена существительные единственного числа:
а)стакан б)лодка в)деревья
4. Подчеркни имена существительные множественного числа: а)стул б)дождь в)очки
5. Выделите окончания у существительных множественного числа.
а) доски б) корзина в) парты г) дом
6. Придумайте существительные: собственные _________ , __________ , ___________.
                                                       нарицательные ________, __________ , ___________ .

Осмысленно отвечать на вопросы учителя.

Выполнять физкультминутку.

Работать в парах.


Выполнять задания самостоятельно.

Выполнять письменно задания теста.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.


Коммуникативные –
 участвуют в учебном диалоге 

Личностные –
установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Как вы научились классифицировать имена существительные?

- Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные – анализировать свою работу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
русского языка

                                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        



Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;
                           – использовать специальную терминологию при определении части речи.
  • Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                           –
    развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                            – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный мом. Мотив.
Словес.: слово учителя

1 мин

- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать, Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний Минутка чистописания
Словесн.: слово учителя

Практич.: словарная работа

Практич.: звуко-буквенный анализ слова

4 мин

- Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сейчас я буду диктовать слова, а вы должны их записать.
(Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, январь, февраль, картина)

- Подчеркните орфограммы в этих словах.
- Поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга по словарю.

- Ребята, вспомните алгоритм звуко-буквенного анализа. (1.Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить ударный слог. Произнести по слогам.
3. Произнести, выделяя каждый звук по порядку.
4.Произнести каждый звук. Охарактеризовать его.
5. Сказать, какой буквой на письме обозначен каждый звук.)
 
- Выполните звуко-буквенный анализ слова «сапог». Элина выполняет у доски, остальные в своих тетрадях. Проверьте свою работу с работой на доске.

Слушать учителя.

Выполнять словарную работу. Осуществлять взаимопроверку.


Выполнять звукобуквенный анализ слова


Осуществлять самопроверку.

Личностные  воспринимать нашу речь.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку одноклассника.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: решение задачи

Словес.: классификация имени существительное;

 характеристика имён существительных; сравнение правил; постановка цели урока

15 мин

- Запись на слайде: «Машина мчалась по гладкой дороге. Мы едем к бабушке дарье. Скоро москва. Бабушка живет на улице пушкинской.»
- Перепишите предложения, объясняя орфограммы. Исправьте ошибки.
- Назовите слова, которые пишутся с заглавной буквы.
(Дарье, Москва, Пушкинской.)
- К какой части речи они относятся?
(К имени существительному.)
- Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?
- Как можно классифицировать эти слова?
(Собственные/ несобственные, пр.)
- Скажите, сколько в классе девочек?
- Как будем записывать имена?
(С заглавной буквы).
- В какой стране вы живете? Как называется наш город? С какой буквы запишем названия?
(С заглавной буквы).
- Как называются все остальные имена существительные?
(Несобственные)
 - Придумайте примеры из окружающего мира. Животные:.... Растения:.... Учебные предметы:.... Явления природы:....
- Какой вывод можно сделать? Какие слова относятся к собственным именам существительным
? (Имена собственные названия городов, имена, фамилии и др., они пишутся с заглавной буквы. Остальные слова – несобственные, они пишутся с маленькой буквы)

- Прочитайте правила на стр. 52 и 53. Что дополняет правила нашим словам? (Имена несобственные называются «нарицательными».) 
- На сколько частей мы можем разделить каждое правило?
(На 2 части – определение, с какой буквы пишутся слова).
- Ребята, как будет звучать тема нашего урока?
(«Собственные и нарицательные имена существительные».)
- Какую цель мы с вами сегодня поставим перед собой?
(Научиться отличать имена собственные и нарицательные).

Решать поставленную задачу.

Классифицировать имена существительные

Давать характеристику собственному и нарицательному имени существительного



Сравнивать правило в учебнике с выделенным на уроке


Ставить цель урока

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Практич.: выполнение физкультминутки

Словес.: повторение правила;  разбор упражнения

Практич.: выполнение упражнения

Прктич.: выполнение упражнения;

подбор  собственных имён существительных; осуществление взаимопроверки

Словс.: повторение правил

16 мин

- Физкультминутка

- Кто напомнит правила, которые мы только что прочитали?

- Посмотрите на экран. Что нужно сделать? (Записать имена существительные, распределяя в два столбика и объясняя свой выбор и написание собственных имён существительных.)
Нарицательные существительные. Собственные имена существительные и наименования. Балет «Щелкунчик», птица орёл, город Санкт-Петербург, картина «Алёнушка», праздник Восьмое марта, телефильм «Гостья из будущего», город Орёл, автомобиль «Волга», Пётр Первый, торт «Чародейка», река Волга, собака породы болонка, крем «Балет», санаторий «Снегири», велосипед «Орёл», кафе «У камина», Нью-Йорк, команда «Спартак», птица снегирь, День Защитника Отечества, Зимний дворец, вулкан Везувий, конфеты «Мишка косолапый».
- Заполняем таблицу у доски, по очереди, начинаем с 3 ряда.
- Запишите упр. 89. Подберите к этим словам из упр. 88 имена собственные и запишите. Подчеркните заглавные буквы в собственных именах существительных, как показано в образце. Поменяйтесь тетрадками и проверьте своего соседа. Составьте любое предложение с именами существительными.
(Мама пришла из магазина). Прочитайте, что вы записали.
- Повторите правила, с которыми мы сегодня познакомились.
- А теперь устроим соревнование «Кто больше?». Сейчас вы заполните разделы таблицы словами на определенную букву. Работать вы будете в парах. Выполняем упражнение в тетрадях, пара Егора и Даши у доски.  ИМЯ. ГОРОД. РЕКА. ДЕРЕВО. ЦВЕТОК. ПИСАТЕЛЬ.
- По 3 примера в каждый столбик. Оцените друг друга на полях тетради оценкой. Сдайте тетради.
- Какое правило нам помогло при выполнении упражнения?

Выполнять физкультминутку

Повторять правила

Разбирать упражненин

Выполнять упражнение письменно

Осуществлять самопроверку и проверку с доски

Выполнять устно упражнение

Подбирать собственные имена существительные

Оценивать работу одноклассника

Повторять правила

Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Как вы научились классифицировать имена существительные?

- Какую орфограмму повторили на уроке?

- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
русского языка

                                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        

                        




Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. Географические названия»

Цели урока: закрепить умение учащихся писать заглавную букву в именах собственных.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учащиеся научатся различать существительные собственные и нарицательные;
                            – использовать специальную терминологию при определении части речи;

                        – формировать умение писать кличку животного, географические названия с большой буквы.

  • Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                           –
    развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                            – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята.
- Пусть на плечи ложатся заботы,

Но не будем мы унывать.

С понедельника и до субботы

Будем знания добывать.

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Практич.: отгадывание загадок, выполнение грамматического задания

4 мин

- Запишите число классная работа.
-
 Отгадайте загадки, запишите в столбик словарные слова-отгадки. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

 1.Я весь день ловлю жуков,

 Ем букашек, червяков.

 Зимовать не улетаю,

 Под карнизом обитаю.  (Воробей.)

 2.Окраской - сероватая,

 Повадкой – вороватая,

 Крикунья хрипловатая,

 Известная персона.

 Кто она?  (Ворона.)

 3.Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.  (Сорока.)

4.У косого нет берлоги,

 Не нужна ему нора.

 От врагов спасают ноги,

 5.А от голода – кора. (Заяц.)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.(Собака)

6.Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

Отгадывать загадки

Осмысленно записывать словарные слова

Личностные  воспринимать нашу речь.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: отгадывание загадок

Словес.: определение темы урока

7 мин

 - На какие группы можно разделить, записанные слова? (Птицы, животные)

- Птицы зимой часто голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Можно сделать кормушки для птиц)

- Как пишут названия животных? (С маленькой буквы)
-
Образуйте от названий птиц фамилии, а животным дайте клички. (Воробьев, Воронов, Сорокин, Буренка, Беляк, Рекс.)

- Как написали названия животных? (С заглавной буквы)

- Как вы думаете, это орфограмма? Почему? (Потому что есть правило, что клички животных пишутся с большой буквы.)
- Только клички животных пишутся с заглавной буквы?
(Имена, названия городов, т.д.)

- Назовите тему урока. (Большая буква в собственных именах существительных.)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Закрепить правописание заглавной буквы в собственных именах существительных.)

Осознанно отвечать на вопросы учителя


Определять тему урока, цель

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словес.: разбор кличек животных

Слов.: подбор кличек

Практич.: выполнение

упражнения

Практич.: выполнение физкультминутки


Словес.: разбор упражнения

Практич.: выполнение упражнения

Практич.: осуществление проверки

Словес.: обобщение

24 мин

- А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду) 
- Подберите в парах животным клички и запишите их рядом с названиями.

кошка            Жучка

собака            Мурка

корова            Горлач

конь                Буренка

петух              Ветерок

Почему этим животным дали такие клички? (Конь быстрый, как ветер - Ветерок. Петух громко кричит - Горлач. Кошка громко мурлычет – Мурка. Буренка – бурого цвета)

- Следующее задание вы выполните по рядам. Напишите предложения, вставляя названия и клички животных. По 1 человеку у доски.

 1 ряд. Задорно лает …              Барбос

 2 ряд. Жалобно мяукает …      Пушок        

 3 ряд. На дворе мычит …         Белянка

 Проверка работы. Оцените себя цветом на полях тетради. 
- Откройте тетрадки. Запишите упражнение 100. Запишите слова-названия животных и их клички, которые вы придумаете сами. Не забудьте вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. Мальчик и девочка будут выполнять упражнение у доски.
- Поменяйтесь тетрадками. Проверьте работу своего соседа, сверяясь с записями на доске.
- Какой вывод вы можете сделать?
(Названия животных пишутся с прописной буквы, а их клички – с заглавной)

Физкультминутка

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

 (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)

 - Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

- Самостоятельно запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

 Мы живём на планете (…), в стране (…), в городе (…). Наш лицей находится на улице (…). Через город течет река (…).
-
Кто прочитает свои предложения всему классу?

- С какой буквы пишутся географические названия? (С заглавной буквы.)

 - Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема): имена; отчества; фамилии; клички животных; названия городов, стран, улиц, рек.

 - Как пишутся имена собственные? 

Разбирать клички животных

Подбирать соответствующие клички животным

Выполнять упражнение письменно


Осуществлять фронтальную проверку и взаимопроверку
Делать вывод

Выполнять физкультминутку

Обобщать




Выполнять упражнение письменно

Делать вывод

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Правописание, какой орфограммы закрепляли на уроке?

- К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какие питомцы есть у вас дома?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.



Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
русского языка

                                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                         

                        



Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2


Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока: формировать
у учащихся умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Планируемые результаты:

Предметные:  учащиеся научатся различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
                       – использовать специальную терминологию при определении части речи.
Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                       –
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.                       

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть
 Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хро
но-мет
раж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя Мотивационный

2 мин

- Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Приветствовать учителя

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Минутка чистописания
Словесн.: слово учителя

Практич.: прописывание буквы

7 мин

- Ребята, открываем тетради, записываем число. Классная работа.
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

-Какой звук чаще повторялся? (Ч)

-Дайте ему характеристику? (Согласный, мягкий  непарный, глухой непарный).

-Какую букву будем писать? (Ч). 
- Оцените свою работу, обведите наиболее удачно получившееся соединение на ваш взгляд.

-Какое правило надо помнить? (Ча-ща, чу-щу).

(В тетрадях записывают соединения, устно придумывают слова с данными орфограммами)

-Часовщик, чинит,  часики - какое из этих слов лишнее? Почему? (Чинит - т.к. остальные имена существительные).

Слушать учителя.

Характеризовать согласный звук.

Проводись самоконтроль.

Повторять правило правописания.

Личностные  – воспринимать нашу речь.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: решение задачи

Словес.: классификация имен существительных характеристика им. сущ-ых постановка цели урока

5 мин

- Отгадайте загадки.

-Какой частью речи являются записанные слова? (Имена существительные.)

-Докажите. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? и что?)
-
Найдите лишнее слово и определите тему урока. (Капуста.)

-Почему оно лишнее? (Остальные одушевленные, отвечают на вопрос  кто?)

-Определите цель урока. (Учиться различать одушевленные и неодушевленные существительные).

-Дайте характеристику слову «картина». (Имя существительное, обозначает предмет, неодушевленное).

-Прочитайте выделенные слова, что общего? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос  что?)

-Как называются такие слова? (Неодушевленные).

- Убедимся, что мы правы, для  этого прочитаем правило мудрой совы.

Решать поставленную задачу.

Классифицировать имена сущ-е
Ставить цель урока

Сравнивать правило в учебнике с выделенным на уроке

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных задач

Практич.: выполнение физкультминутки

Практич.: выполнение упражнения устно.

осуществление проверки

Прктич.: выполнение упражнения письменно.

Осуществление взаимопроверки

Словс.: повторение правил

23 мин

-Прочитайте слова: норка, свинка, шах, галочка, ласка, собачка.

- Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

- А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями.

- Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
- Физкультминутка
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.
(Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.)
Работа в паре.

- Найдите 6 слов и выпишите их в тетрадь.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли?

- Сейчас I в выпишет одушевлённые, а II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? (Белка, рыбка, гусеница.)

- Какие слова выписал II вариант? Почему? (Радуга, роза, конфета.)

- Вам встретилось слово гусеница. Что вы представили?

- К каким существительным относится это слово? Почему? (Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?)

- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? (Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?)

-I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
-
 Выберите карточку с заданием:
Базовый уровень. 
- Надпишите над существительными букву 
О (одушевлённые) или Н (неодушевлённые). Устно обоснуйте свой выбор.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.
Повышенный уровень.
- Создайте и запишите связный текст на одну из выбранных тем «Зоопарк», «Город», «Я и компьютер».
- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.
- Оцените работу ученика (базовый уровень) по памятке выполнения задания.
- Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут проверить результаты работы у учеников, выбравших тот же уровень. Оцените друг друга на полях оценкой. Передайте тетради с последних парт.
- Вспомните правила, которое мы сегодня повторили.

Выполнять устно упражнение. Придумывать предложения.

Осуществлять проверку.

Выполнять физкультминутку.

Повторять правила.


Работать в парах.
Осознанно выписывать слова.

Различать одушевленные и неодушевленные  имена существительные.

Делать выводы совместно с учителем.

Выполнять письменно упражнение. Адекватно оценивать свои возможности.



Осуществлять взаимопроверку.

Повторять правила.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.




Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Как вы научились классифицировать имена существительные?

- Какую орфограмму повторили на уроке?

- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные – анализировать свою работу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
русского языка

                                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                         

                        



Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся определять грамматический признак имен существительных — число, использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам.
  • Личностные: воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный мом. Мотив.
Словес.: слово учителя

1 мин

- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать, Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний Минутка чистописания
Словесн.: слово учителя

Практич.: словарная работа

Практич.: звуко-буквенный анализ слова

4 мин

- Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Проверьте, как вы сидите, правильно ли лежат ваши тетради. Проведем минутку чистописания.
-
 У вас на парте карточки. Посмотрите внимательно на буквы.

- Гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных, обведите в кружок. Гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных обведите треугольником. Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные  звуки. Буквы, обозначающие парные глухие согласные  звуки обведите квадратом.

-Поднимите руку те, у кого осталась три буквы, две буквы? Поднимите руку те, у кого осталась только одна буква? Какая?

-У кого осталась одна буква М, вы выполнили задание верно и зарабатываете первую снежинку. Нарисуйте себе одну снежинку. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем именно с той буквой.

- Пропишите буквы Мм до конца строки с соединением.

- Те ребята, кто не допустил не единого исправления, кто написал все соединения, верно, зарабатывают снежинку.

Слушать учителя.

Выполнять словарную работу. Осуществлять взаимопроверку.


Выполнять звукобуквенный анализ слова


Осуществлять самопроверку.

Личностные  воспринимать нашу речь.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку одноклассника.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: решение задачи

Словес.: классификация имени существительное;

 характеристика имён существительных; сравнение правил; постановка цели урока

15 мин

- Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?
- Ребята, вспомните, что мы знаем об имени существительном?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Одушевлённые предметы)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? (Неодушевлённые предметы)

- Внимательно посмотрите на доску. Прочитайте слова. 
Лес, сугроб, дерево, шапка.

Что общего между этими словами? (Это имена существительные, неодушевлённые.)

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения, не изменяя окончаний.

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  … .
- Ребята, все ли у вас получилось?

- Почему мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях? (Они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.)

- Как нужно поступить? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.)

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки. 
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов. 
Запишите последнее предложение, подчеркните грамматическую основу.

-Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (Окончания)
- Откройте страницу 61 в учебнике. Прочитайте тему урока.

- Поставьте цель урока. Сегодня мы на уроке узнаем, как определить ед. и мн. число имен существительных, научимся их различать.

Решать поставленную задачу.





Ставить цель урока

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Практич.: выполнение физкультминутки

Словес.: повторение правила;  разбор упражнения

Практич.: выполнение упражнения

Прктич.: выполнение упражнения;

подбор  собственных имён существительных; осуществление взаимопроверки

Словс.: повторение правил

16 мин

- Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
- Что значит в единственном числе? Во множественном?
- Прочитайте. Что говорит об этом мудрая сова на странице 61.
- Посмотрите упражнение 104.

-Что можете сказать о данных словах?

- Какой частью речи они являются?

- На какие группы можно разделены эти слова? (ед.ч и мн.ч)
- Как изменилось написание? (окончание)

- Физкультминутка.
Если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.

Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

- Как отличить существительные в ед. ч. от сущ. во мн. ч?

- Запишите упражнение 105. Что нужно сделать? (Выписать имена существительные, распределяя в два столбика и объясняя свой выбор и написание.)
-  У доски будут 2 человека с каждого варианта. 1 вариант выписывает сущ-е в ед.ч, а второй – во мн.ч. Проверяем. Оцените себя на полях тетради цветом.
- Следующее упр. 106. Прочитайте, что нужно сделать? В парах поставьте каждое существительное ед.ч во мн.ч. под цифрой 1. Проверяем. Записываем в тетради.
- Под цифрой 2 наоборот мн.ч в ед.ч. Выполняете самостоятельно. 1 у доски. Проверяем.

- Какой частью речи являются эти слова? Как определили? (По вопросу)

- Как мы изменяли имена сущ-е? (По числам.)

- Изменилось написание? Что изменилось? (Окончание)
- Прочитайте, что нам пишет об этом мудрая сова.
- Что изменяется при изменении числа им.сущ-го?
(Форма слова.)

- Упражнение 107. Девочки выполняют задание под цифрой 1. Мальчики – 2. Д и М у доски. 2 первые тетради у мальчиков и 2 у девочек – на оценку.
Проверяем. Какие орфограммы встретились? Какие правила нужно знать?
- А теперь вы выполните творческое задание. Придумайте имя собственное для каждого сущ-ого: Город …, улица…, страна …, собака …, корова …, девочка … .

Выполнять физкультминутку

Повторять правила

Разбирать упражненин

Выполнять упражнение письменно

Осуществлять самопроверку и проверку с доски

Выполнять устно упражнение

Повторять правила

Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее?
- Как различить им.сущ-е в ед.ч и во мн.ч?

- Какую орфограмму повторили на уроке?

- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.



Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила: Гунтина Мария        

                        

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: имена существительные только в единственном и только во множественном числе
Цели урока: углубить представление об имени существительном, дать представление об именах существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Планируемые результаты:
Предметные: учить определять число имен существительных; развивать умение классифицировать имена существительные по числам; употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Содержание урока.
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный
Словесный: приветствие

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Итак, друзья, внимание!  
Прозвенел звонок.                             
Садитесь поудобнее,
Начинаем наш урок.

Приветствовать учителя Садиться на места

Л: воспринимать речь  учителя.
Р:
 организации их
учебной деятельности.

Мотивационный
Практич.: записывают нужные слова,
письменное грамматическое задание.

8 мин

- Откройте тетради и запишите число. 
Хлеб, зуб, дуб, столб, гриб. 
- Прочитайте слова, определите, какую букву мы будем писать? 
(Букву б) 
- Что объединяет эти слова между собой? (Это существительные, неодушевлённые, единственного числа, имеют орфограмму «парные согласные в конце слова».)
- Выпишите из списка только имена существительные: белки, Москва, весёлый, озеро, Иван, читать, стол, дедушка, сладкий, листья, облако, лучи, поёт, лень.

- Что обозначают имена существительные? 
- На какие вопросы отвечают? 
- На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные? (Имена собственные: Москва, Иван. Имена нарицательные: белки, озеро, стол, дедушка, лучи, облако, лень.) 
- Какие слова относятся к именам собственным? Как будете писать? (С заглавной буквы.)
- Как ещё можно разделить эти имена существительные на 2 группы? (Одушевлённые имена существительные: белки, Иван, дедушка. Неодушевлённые имена существительные: Москва, озеро, стол, лучи, листья, облако, лень.) 
- Можно ли ещё разделить эти имена существительные на 2 группы? (По грамматическому признаку: единственного числа и множественного числа) 
- Что обозначают имена существительные единственного числа? (Один предмет) 
- Что обозначают имена существительные множественного числа? (Несколько предметов) 
(Единственное число: Москва, озеро, Иван, стол, дедушка, облако, лень. 
Множественное число: белки, лучи, листья, ножницы.)        - Молодцы! 

Ставить планируемую отметку.       




Осознанно записывать в тетрадь слова, обозначая орфограмму в отгаданном слове.

Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся.


Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение Сл.: отв. на вопр.

3 мин

- Образуйте от слов во мн.ч слова  в ед.ч.
- Можем ли мы образовать ед.ч от слова «ножницы»?

- Какой вывод можем сделать? Форму какого числа имеет это слово?
- Как вы думаете, с какими словами мы сегодня познакомимся? (Познакомимся со словами, которые употребляются только в единственном, множественном числе.)

Определять тему, цель урока

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных ориентиров; постановка учебной задачи.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр.

15 мин

- Откройте учебник на с 64. Прочитайте со слов «обратите внимание» про себя.
- На доске будет висеть подсказка. Посмотрите, в каких случаях существительные имеют форму только ед.ч? Только мн.ч?
-
 Что обозначают имена существительные единственного числа? (Один предмет) 
- Что обозначают имена существительные множественного числа? (Несколько предметов) 
-
Все ли существительные изменяются по числам?
- Сейчас мы это проверим, выполнив упражнение 111.
- Ваша задача определить, какие слова употребляются только в ед.ч и только во мн.ч. Делать это вы будете в парах.
- Проверим, что у вас получилось. Все внимательно следят и слушают.
- Теперь 1 ряд запишет имена существительные, которые изменяются по числам.
2 ряд – сущ-е, которые употребляются только в ед.ч.
3 ряд – только во мн.ч.
- С каждого ряда 1 человек у доски. Справились с заданием?  Оцените себя на полях тетради.

Читать правила в учебнике.

Объяснять выбор орфограммы.

Работать в парах
Выполнять письменно грамматическое задание.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р:
 осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ. минутка

2 мин

Сейчас я буду называть слова, когда вы услышите слово во мн.ч – поднимайте руки вверх, в ед.ч – хлопните 1 раз: лиса, дороги, пчела, дверь, кнопки, ножницы,  кот, парты,  солнце, брюки . Молодцы, садитесь.

Выполнять физкультминутку

Л:установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.
Практич.: выполнение теста письм.

10 мин

- А сейчас я раздам вам карточки с заданием. Нужные слова вам необходимо подчеркнуть.
- Выберите существительные, которые имеют только форму мн. ч.  Тишина,  горе,  волосы,  кудри, шорты,  рукава,  прятки,  сырость,  сливки,  кино,  каникулы,  доброта,  Карпаты,  ходьба,  сутки,  шашки,  внимательность,  шахматы,  беготня.
- Выберите сущ-е, которые имеют только форму ед. ч.  Отвага,  губы,  здоровье,  сутки,  чуткость,  рука,  любовь,  рис,  белила,  духи,  мука,  дрожжи,  цемент,  чернила,  шерсть.

Читать задание
Определять форму ед. и мн.числа имен существительных

Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Итог урока. Сл.: ответы на вопросы.

3 мин

-Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь?
- Все ли существительные изменяются по числам?
-
 Что обозначают имена существительные единственного числа? (Один предмет) 
- Что обозначают имена существительные множественного числа? (Несколько предметов) 
- Молодцы. Оцените себя цветом за весь урок.

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.


Имена существительные 
Только единственного числа: 
- названия веществ 
(железо, сахар, мёд, масло, пыль, вода, нефть);    

-
названия признаков и действий
(голубизна, чистота, гордость, гнев, смех);    
-
названия совокупности предметов
 (листва, мошкара, посуда). 
Только множественного числа:    
- названия веществ 
(дрожжи, румяна, чернила);   

-
названия игр, действий 
(жмурки, шахматы, хлопоты, выборы);    

-
названия парных предметов 
(ножницы, брюки, очки);    

-
названия природных явлений, времени
 (заморозки, сумерки, будни, каникулы); 
-
собственные имена существительные 
(Альпы, Карпаты, Хаски).



Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила: Гунтина Мария        

                

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Имя существительное. Обобщение.»
Цели урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное”.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить умения изменять имена существительные по числам; определять число предметов; определять род имен существительных; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Русский язык: 2 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Содержание урока.
Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный
Словесный: приветствие

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-
Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Приветствовать учителя Садиться на места

Л: воспринимать речь  учителя.
Р:
 организации их
учебной деятельности.

Мотивационный
Практич.: записывают нужные слова, выполняют
письменное грамматическое задание.

4 мин

- Откройте тетради и запишите число. Записывайте слова в тетради, один у доски.
Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.

-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

- Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком. Проверка (СЛАЙД)

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительныетак как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одуш. и неодуш., собственные и нарицательные).

Ставить планируемую отметку.       


Осознанно записывать в тетрадь слова, обозначая орфограмму.

Отвечать на вопросы

Л: воспринимать речь, обращенную к учащемуся.

Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение
Сл.: ответы на вопросы

4 мин

- О какой части речи мы с вами сейчас говорили?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока
. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

-Какова цель нашего урока? (Вспомнить и закрепить свои знания о грамматических признаках этой части речи (об имени существительном как части речи)). 

Определять тему, цель урока

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Р: постановка учебной задачи.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр.

11 мин

- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы)

- Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?

  Слайд №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:
Собака, воробей, Казахстан, речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, Миасс, дождь.

 Взаимопроверка.  Слайд 2

- На какие две группы еще можно разделить слова каждого столбика?

- Как пишутся нарицательные существительные? А имена собственные? Кого и что они обозначают?

-  Итак, следующая станция «Самый  внимательный». (слайд  9)

- Перед вами слова: девочка, мячик, стол, птицы, яблоко,  тетрадь, карандаш,  школа,  пенал.

- Посмотрите внимательно на эти слова. Что вы заметили? (Все сущ-е в ед.ч)

-  Как изменяются имена существительные? По числам (ед.ч. и мн.ч.)

Слайд №3.

Допиши  пару. Шапки - ,   носки - ,  яблоки - ,  сад - ,  сапоги - , груша - , лес - ,  камни - , острова - , село - , поля - , деревья - , столы - ,  ключи - , ромашки - , ягоды - , огни - Проверка (слайд 4)

- Ребята, вы справились с заданием.

Осознанно отвечать на вопросы учителя

Классифицировать слова по грамматическим признакам

Изменять имена существительные по числам

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Р:
 осмысляют уч. материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Физ. минутка

1 мин

- Если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.
Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

Выполнять физкультминутку

Л:установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. упр.

16 мин

- Мы отдохнули и снова в путь. Следующее задание. (слайд 5)

            Под ольхой в тени ветвей

            Ёж созвал своих друзей.

            Но внезапно за бугром

            Громкий-громкий грянул гром.

            Гости все свалились с кочки,

            Разлетелись на кусочки.

            Вам не сложно угадать?

            Помогите их собрать!

- БЕЛ - КА,  МЕД - ВЕДЬ,  СОЛН – ЦЕ, ли – СА, е – нот, не – бо. (слайд 6)

- На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? (Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду.)

- Разноуровневые задания - Знайка, Мальвина, Буратино.

 1 уровень. Выписать имена существительные женского рода.

 2 уровень. Выписать  имена  существительные  женского  и  мужского  рода.

 3 уровень. Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.
1 уровень:  девочка, парта, книга, лисица, капуста, платье,  черепаха.

 2 уровень: девочка, парта, книга, лисица, капуста, платье,  черепаха, шкаф, ученик, петух, кот, воробей, мороз.

 3 уровень: Шкаф (м.р.), молоко (ср.р.),  девочка (ж.р.), ученик (м.р.), парта (ж.р.), петух (м.р.), книга (ж.р.), солнце (ср.р.),  кот (м.р.), пальто (ср.р.), лисица (ж.р.),  капуста (ж.р.), воробей (м.р.), мороз (м.р.),  окно (ср.р.),  платье (ж.р.),  черепаха (ж.р.), облако (ср.р.).
-  Молодцы ребята!

-  Кто почувствовал себя знатоком имени существительного? Оцените себя оценкой. Кто поставил себе оценку «5»? «4»? «3»?

Читать задание

Слушать речь учителя


Выполнять устно грамматическое задание


Адекватно оценивать свои возможности


Выполнять дифференцированное задание

Проводить оценку своей деятельности

Р: осмысляют учебный материал;
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К:  формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Сл.: ответы на вопросы.

2

-Ребята, вспомните, какие цели мы ставили на уроке, удалось ли их достичь?
- Какую часть речи повторяли?

- Что такое имя существительное?

- Что имеет имя существительное?

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?
- Молодцы.
Спасибо за урок. Оцените себя цветом за весь урок.

Оценивать свои достижения

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.

В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...