Конспект урока по русскому языку "Слова-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
На данном уроке формируется понятие антонимов, как слов противоположных по значению.
Учащиеся знакомятся со словами- антонимами, учатся подбирать слова противоположные по смыслу,находить антонимы в словосочетаниях и предложениях, правильно употреблять антонимы в речи.
На этапе диагностики использована система электронного голосования VOTUM
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-antonimy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Класс: 2.
УМК: "Начальная школа XXI века".
Тема: Слова - антонимы.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель урока: сформировать понятие антонимов, как слов противоположных по значению.
Задачи:
1.Познакомить со словами- антонимами.
2.Научить подбирать слова противоположные по смыслу.
3.Учить находить антонимы в словосочетаниях и предложениях.
Формируемые УУД:
-предметные: закрепить знания о синонимах, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы.
-метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
-личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование:
1.Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013 год.
2.Карточки для работы в группах, парах
3.ПК, мультимедиа, презентация.
4.Система электронного голосования VOTUM
Ход урока
I Орг. Момент.
-Какой сейчас урок?
С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. . (Слайд1)
- Эпиграф относится к какому литературному жанру?
- Объясните значение пословицы. Пусть девизом нашего урока будет этот эпиграф.
II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока
-О каких словах говорили на прошлом уроке?
1)- Ребята, у вас на карточках в два столбика записаны слова, прочитайте их:
Неразговорчивый отважный
Добрый нежный
Тихий чудесный
Несложный злой
Ласковый молчаливый
Смелый бесшумный
Прекрасный простой
- Работая в парах, соедините слова - синонимы.
- Проверим ваши результаты.
Вывод:- Какие же слова называются синонимами?
-Для чего нужны синонимы в речи?-Все ли слова вы соединили?
III Постановка учебной задачи
Прочитайте эти слова.- (добро-зло)
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока. ( Антонимы) (Слайд2).
-Откройте учебник на с.62
-Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать закон, по которым живёт язык)
Прочитайте тему урока.
- Что бы вы хотели узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? (Слайд3).
Корзина идей. (Слайд4).
-Узнаем, какие слова называются антонимами?
-Откуда произошло название?
-Где чаще употребляются?
- Для чего нужны антонимы в речи?
-Будем учиться находить антонимы, подбирать их, правильно употреблять в речи
ВЫВОД:( -На уроке узнаем, какие слова называются антонимами, почему они так называются. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным слова
IV Открытие нового знания.
- Чтобы узнать о происхождении слова «антонимы», давайте обратимся к этимологическому словарю. (Слайд 5)
- В греческом языке анти обозначает «против», а «онима» - имя
-Сформулируйте определение слова «антонимы»
Антонимы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и обозначают противоположное значение.
Сравните свои предположения с предложенным определением в учебнике. Какие слова называются антонимами?
V Первичное закрепление.
1.Наблюдение за антонимами
-. Давайте понаблюдаем, где чаще всего встречаются антонимы.
- Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова - антонимы?
а) В пословицах:
Ученье - свет, а не ученье - тьма. С.63, упр.1
б) В загадках:
Днем спит
Ночью летает.
И прохожих пугает. С. 64, упр.5
в) В стихах:
Длинный сарафан для Маши, А короткий - для Алёнки,
Чтоб была всех в мире краше, Маленькой её сестрёнки
г) – А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг)
рукодельница – ленивица
маленькие – большие крышечки и т.д.
ВЫВОД:
- Где же чаще всего встречаются антонимы? (В пословицах, загадках, стихах, сказках)
VI Физкультминутка.
2 Работа в группах
А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем в группах.
1 группа
-Подберите антонимы к данным словам
2 группа
-Дополните предложение. Подчеркните антонимы. (проверка:слайды 6,7,8)
3 группа
-Восстановите пословицы(проверка: слайд 9)
4 группа
-Подбери антонимы к картинкам
5 группа
-Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.
6группа
-Подбери противоположные по значению картинки, составь предложения
ВЫВОД: для чего же в речи нужны антонимы?
VII Диагностика
-Проверим ваши знания. Приготовьте пульты для голосования. (проведение теста)
VIII Рефлексия
-Чему учились на уроке?
--Давайте вернемся к нашей корзине идей. Все ли поставленные цели достигнуты? (слайд10)
Домашнее задание (по выбору)
-Стр. 63, №4
-Составить рассказ на тему: «Что случиться, если антонимы исчезнут из русского языка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...