Конспект урока по русскому языку "Слова-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Наталья Васильевна Поповцева

На данном уроке формируется понятие антонимов, как слов противоположных по значению.

Учащиеся знакомятся со словами- антонимами, учатся подбирать слова противоположные по смыслу,находить антонимы в словосочетаниях и предложениях, правильно употреблять антонимы в речи.

На этапе диагностики использована система электронного голосования VOTUM

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova-antonimy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

УМК: "Начальная школа XXI века".

Тема: Слова - антонимы.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: сформировать понятие антонимов, как слов противоположных по значению.

Задачи:

1.Познакомить со словами- антонимами.

2.Научить подбирать слова противоположные по смыслу.

3.Учить находить антонимы в словосочетаниях и предложениях.

Формируемые УУД:

-предметные: закрепить знания о синонимах, наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи  антонимы.

-метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

      -личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем

 Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование:  

  1.Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013 год.

2.Карточки для работы в группах, парах

                 3.ПК, мультимедиа, презентация.

  4.Система электронного голосования VOTUM

Ход урока

I Орг. Момент. 

-Какой сейчас урок?

 С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”.  .     (Слайд1)

- Эпиграф относится к какому литературному жанру?

- Объясните значение пословицы. Пусть девизом нашего урока будет этот эпиграф.

II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

-О каких словах говорили на прошлом уроке?

1)- Ребята, у вас на карточках в два столбика записаны слова, прочитайте их:

Неразговорчивый                 отважный

Добрый                                  нежный

Тихий                                    чудесный

Несложный                            злой

Ласковый                               молчаливый

Смелый                                  бесшумный

Прекрасный                            простой

- Работая в парах, соедините слова - синонимы.

- Проверим ваши результаты.

Вывод:- Какие  же слова называются синонимами?

-Для чего нужны синонимы в речи?-Все ли слова вы соединили?

III Постановка учебной задачи 

Прочитайте эти слова.- (добро-зло)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. ( Антонимы) (Слайд2).  

-Откройте учебник на с.62

-Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать закон, по которым живёт язык)

Прочитайте тему урока.

- Что бы вы  хотели  узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? (Слайд3).  

Корзина идей.     (Слайд4).  

-Узнаем, какие слова называются антонимами?

-Откуда произошло название?

-Где чаще употребляются?

- Для чего нужны антонимы в речи?

-Будем учиться находить антонимы, подбирать их, правильно употреблять  в речи 

ВЫВОД:( -На уроке узнаем, какие слова называются антонимами, почему они так называются. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным слова

IV Открытие нового знания.

- Чтобы узнать о происхождении  слова «антонимы», давайте обратимся к этимологическому словарю. (Слайд 5)

- В греческом  языке анти обозначает «против», а «онима» - имя
-Сформулируйте определение слова «антонимы»

Антонимы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и обозначают противоположное значение.

Сравните свои предположения с предложенным определением в учебнике. Какие слова называются антонимами?

V Первичное закрепление.

1.Наблюдение за антонимами

-. Давайте понаблюдаем, где чаще всего встречаются антонимы.

- Скажите, а есть ли в девизе нашего урока слова - антонимы?

а) В пословицах:

Ученье - свет, а не ученье - тьма.          С.63, упр.1

б) В загадках:

Днем спит

Ночью летает. 

И прохожих пугает.                                  С. 64, упр.5

в) В стихах:

Длинный сарафан для Маши,      А короткий - для Алёнки,

Чтоб была всех в мире краше,            Маленькой её сестрёнки

г) – А сколько в сказках встречается антонимов? (Выставка книг)

рукодельница – ленивица

маленькие – большие крышечки и т.д.

ВЫВОД:

- Где же чаще всего встречаются антонимы? (В пословицах, загадках, стихах, сказках)

VI Физкультминутка.

2 Работа в группах

А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы?  Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем в группах.

1 группа

-Подберите антонимы к данным словам

2 группа

-Дополните  предложение. Подчеркните антонимы. (проверка:слайды 6,7,8)

3 группа

-Восстановите пословицы(проверка: слайд 9)

4 группа

-Подбери антонимы к картинкам

5 группа

-Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

6группа

-Подбери противоположные по значению картинки, составь предложения

ВЫВОД: для чего же  в речи нужны антонимы?

VII Диагностика

-Проверим ваши знания. Приготовьте пульты для голосования.  (проведение теста)

VIII Рефлексия

-Чему учились на уроке?

--Давайте вернемся к нашей корзине идей. Все ли поставленные цели достигнуты? (слайд10)

Домашнее задание (по выбору) 

-Стр. 63, №4

      -Составить рассказ на тему: «Что случиться, если антонимы исчезнут из русского языка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....