Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Части речи. Закрепление»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе  «Части речи. Закрепление»

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Автор: Пестрикова Инна Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №358

Предмет:  Русский язык

УМК: Школа России

Класс: 2 класс

Тип урока: Обобщение. Закрепление изученных знаний.

Технологическая карта урока по русскому языку  «Части речи. Закрепление»

Тема

«Части речи. Закрепление»

Цель

Повторить  и обобщить изученный  материал по теме «Части речи

Задачи

1. Формировать умение распознавать части речи;

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости;

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, в пае, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности;

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Планируемый результаты

Личностные: 
- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: 
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

Основные понятия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, синоним ,антоним, однокоренные слова

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник русский язык В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая тетрадь В.П. Канакина

Музыкальный файл «Звуки природы», загадки о пчелах, карточки для индивидуальной работы

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа ,работа в паре, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой. (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

2.

Минутка чистописания (3мин)

3.

Словарная работа (5мин)

Отвечают на вопросы учителя.

Слушание музыки «Звуки природы» и загадка о пчёлах.

Прописывают буквы и сочетания букв, подбирают однокоренные слова к слову ( пчела)

Пп, Чч.

Игра «Заполни соты»

Пальто, посуда, собака, орех, хорошо, молоко, машина, одежда, работа, мороз, корова.

Вставляют пропущенную букву- карточку(о или а) на доске.

- Прозвенел опять звонок!
Начинаем мы урок.
Все к нему готовы?
Чтобы зрение, осанку
Лет до ста нам сохранить,
Сядем так, как на плакате
Девочка сидит!

- У вас на столах лежат смайлики настроений. Посмотрите, какой из них отражает ваше настроение. Выберите его и покажите.

На уроке будьте внимательны, активны и старательны.

.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Пожелайте хорошего настроения.

-Давайте постараемся , чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Сегодня на уроке русского языка вы будете пчелками.

-А сейчас давайте запишем дату нашего урока.

-Пчелы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысяча пчел. К концу лета в каждом улье          у пчел начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек дерева тополя клей- прополис и аккуратно замазывают им щели. Итак, мы пчелки – строители. Строим аккуратно красиво.

Вы, наверное знаете, что пчелы приносят мед, строят соты, запечатывают ячейки.

-Давайте нектаром запечатаем соты.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний  (5мин)

- Распределите слова на группы, по какому признаку вы это сделаете.

С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, в которых живут слова. Все слова относятся к какой –либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. Вы хотите узнать об этом?    

 - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, используя ключевые слова

Пчёлы не только собирают мед, но и опыляют растения. За день пчела способна опылить7тыс цветков. Эти пчёлы называются пчелами  сборщицами.

Итак, пчёлки в путь опылять цветы.

Апрель, трава, желтый, зеленеет, ручьи, яркое, почки, журчит, зеленая, светит.

Какие еще вы знаете части речи?

Умение распознавать части речи по вопросам.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

(1-2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока (Части речи. Закрепление»

- Какую цель ставим? (Повторить и закрепить знания о частях речи)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IY. Обобщение и систематизация знаний(8-10 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний о частях речи

"Проверь себя"

- Запиши слова в три группы.

Лес, весенний, солнышко, светит, яркое, зеленеет.    

- Оцените себя в этом задании.

- Поднимите зелёные сигналы, у кого нет ошибок.

Задание 2.  Игра "Третий лишний".      

- В каждой строке подчеркни  лишнее слово, не относящееся к этой части речи. 

Сказка, книга, интересный.

Волшебная, заколдует, добрая.

Читает, царевна, идёт.

- Оцените себя в этом задании.

- Задание по выбору учащихся (разноуровневые задания) 

Уровень А.

Разделить слова на три группы. Записать их в три столбика.

Уровень Б.

Выписать из текста по 3 слова, обозначающие название предмета, признак предмета, действие предмета. Ответить на вопрос.

Уровень В.

Выписать из любимой сказки по 5 слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

Проверка на экране. Оценивают свою работу («светофор»).

- Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Обсуждение в парах.

Работа с картой самооценки.

Оценивают свою работу («светофор»).

Работа с памяткой.

1. Читаю слово.

2. Слово отвечает на вопрос  …

3. Слово обозначает  …

4. Называю часть речи, к которой относится это слово.

Работа с картой самооценки.

Проверка сигнальными карточками.

Знать вопросы частей речи

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать самостоятельно

(Регулятивные УУД).

Физкультминутка (1-2мин)

Физкультминутка «Пчелки»

Выполняют движения (Прил.1)

IY. Обобщение и систематизация знаний(8-10 мин)

Цель:

- организовать обобщение знаний о частях речи

Списывание с доски, с комментированием и определением частей речи.

Живёт пчела один месяц. Но за разную работу очень аккуратно и исправно.И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

Утро на реке.

Утро было прохладное.

Над водой поднимался туман.

Тяжелая роса клонила к земле.

Из леса доносился томительный и милый голос кукушки.

-Почему туман назван молочным?

-Почему голос кукушки томительный , но милый.

Знать формулировку правил о частях речи

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь (Личностные УУД).

VI.  Контролирующее задание  (5 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Решают тест (выбирают верное утверждение)

Выполняют проверку и исправляют ошибки.

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует фронтальную проверку.

Самостоятельная работа.

Тест .

Выполнить тест.

Фронтальная проверка.

Самооценка.

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Знаю

Умею

Запомнил

Смог

                                                             

                   Я                  

- Оцените свою деятельность на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

 ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

1.существительное

2.прилагательное

3.глагол

ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

1.существительное

2.прилагательное

3.глагол

ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ

1.существительное

2.прилагательное

3.глагол

А.  Имена прилагательные обозначают действие предмета

В.   Имена прилагательные обозначают признак предмета

С. Имена прилагательные обозначают предмет

4. ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

А.    Глаголы  обозначают действие предмета

В.     Глаголы  обозначают признак предмета

С.     Глаголы  обозначают предмет

5. ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

А.  ГЛАГОЛЫ  ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО? ЧТО?

В.  ГЛАГОЛЫ  ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ?

 С.   ГЛАГОЛЫ  ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

6. ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

А. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

В. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ?

С. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Приложение 1

Физ. минутка «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)

И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Глагол. Закрепление.

Формировать умение  учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Части речи"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 3 класс.

Урок по теме: "Глагол как часть речи". Раздел: "Глагол". УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...