Технологическая карта урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сухова Анна Юрьевна

Урок по теме: "Глагол как часть речи". Раздел: "Глагол". УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_russkomu_yazyku_3_klass_suhova_a.yu_.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сухова Анна Юрьевна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Предмет: Русский язык

Раздел

Глагол.

Тема

Глагол как часть речи.

Цели

Актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола; познакомить их с группами глаголов по значению; формировать умение подбирать к глаголам синонимы и антонимы; объяснять значение многозначных глаголов; развивать образную речь обучающихся.

Термины и понятия

Части речи: имя существительное, глагол; падежи имён существительных; фразеологизмы; словарное слово; синонимы, антонимы, омонимы; словарь синонимов.

Планируемый результат

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

  • Формирование интереса и положительного отношение к русскому языку;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Познавательные:

  • Выполнять универсальные логические действия - анализ, синтез;
  • Сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  • Развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  • Формировать умение наблюдать и анализировать языковые явления.

Регулятивные:

  • Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
  • Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
  • Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

  • Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
  • Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

  • Формировать грамматическое понятие «глагол», как часть речи;
  • Развивать умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
  • Подбирать антонимы и синонимы к глаголам;
  • Развивать умений устной связной речи;
  • Развивать умение образной речи.
  • Формировать умение безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение – фразеологические особенности в текстах, необходимость синонимов и антоним в произведениях.

Окружающий мир – характеристика особенностей действий домашних животных: кошки и собаки.

Математика – счёт количества глаголов.  

Информационный материал: учебник Л.Ф. Климанова 3 класс. Ч. 2. Стр. 58 – 59., презентация, словарь синонимов, карточки с заданием

Демонстрационный материал: словарь синонимов.

Интерактивный материал: карточки с заданием.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

I этап. Организационный момент

3 минуты

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Проверка готовности обучающихся к уроку.
  • Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
  • Настроить обучающихся на занятие.
  • Минутка чистописания.

- Итак, ребята, прозвенел звонок. Проверьте свою готовность к уроку. Закройте глаза, настройтесь на урок. Откройте глаза.

- Я рада приветствовать вас! Всем здравствуйте! Давайте начнём наш урок, присаживайтесь.

- Запишите число, классная работа и соединение букв.

Личностные умения:

  • Умение организовать своё рабочее место.

Коммуникативные умения:

  • Умение слушать учителя.

II этап. Актуализация знаний.

5 минут

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Актуализировать темы предыдущих уроков.
  • Актуализация по темам имя существительное, падежи имён существительных.

- Ребята, посмотрите на слайд. Вы видите, что в предложениях пропущенные слова. Подумайте, какое слово необходимо вставить? Кто вспомнил данные фразеологические выражение? (Слово язык пропущено).

- Объясните значение фразеологизмов.

Запишите данные фразеологизмы. Подчеркните орфограмму в словарном слове Язык. Обозначьте над всеми именами существительными падеж и окончание.

- Ребята, обратите внимание на записанные предложения. Слова какой части речи помогли вам определить падеж у имён существительных? Что общего в записанных предложениях? (В каждом предложении есть существительное и глагол).

- Конечно это глаголы, подчеркните глаголы двумя чертами. Устно поставьте к ним вопросы.

Познавательные умения:

  • Актуализация изученных тем.

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

  • Использовать знания полученные на предыдущих уроках.

III этап. Самоопределение деятельности

5 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Самостоятельное формулирование цели и темы урока.
  • Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на предыдущем уроке. (Глагол).

- Глагол — это часть речи, которая называет… что? (Действие предмета).

- Это часть речи, которая отвечает на какие вопросы? (Что делать? Что сделать? И другие: знать, узнать, спасать, спасти).

-  Это самостоятельная часть речи или нет? И почему? (Это самостоятельная часть речи, так как у глагола есть своё значение, признаки, он не служит для связи других слов).

-  Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Сегодня мы продолжим тему прошлого урока. Закрепим знания о глаголе).

- Вспомните домашнее задание. Получился ли у вас рассказ без глагола? Почему?

- Давайте послушаем нескольких ребят, прочитайте текст, который у вас получился. (Читают получившийся рассказ).

- Какую роль в речи играют глаголы? (Ответы детей).

- Спасибо за ваши предположения. Задачей нашего урока будет ответить на этот вопрос. Проверим в конце урока у кого были верные предположения.

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные умения:

  • Проводить анализ объектов, выделять общие черты.

IV этап. Работа по теме урока.

5 минут.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Формирование умения определения глаголов как части речи;
  • Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.

- Открывайте учебник, страница 58. Прочтём упражнение 95. Объясните, в каком значении употреблён глагол в каждом предложении. Ребята, можно ли назвать эти глаголы синонимами?

- Синонимы - это что за слова? Зачем они нужны? (Синонимы – это слова с одинаковым значением, близки. Синонимы нужны чтобы разнообразить нашу речь, чтобы слова не повторялись).

- Вы абсолютно правы! Даже существует словарь синоним, который может помочь человеку не повторять одно и то же слова в речи, реферате. Докладе, при написании разных работ. Люди пользуются вот таким словарём. На перемене можете взять у меня и ознакомиться с ним.

- А сейчас ваша задача записать данные предложения, заменив глаголы на синонимы.

(Дети записывают, двое учеников выходят к доске).

- А можно ли данные слова заменить глаголами антонимами? Какие предложения бы получились?

(Высказывают предположения).

Предметные умения:

  • Развивать умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы;
  • Развивать умений устной связной речи;
  • Развивать умение образной речи.

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Физкультминутка для тела

IV этап. Работа по теме урока.

10 минут.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Формирование умения определения глаголов как части речи;
  • Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.

- А сейчас, ребята, вы поработайте в парах. Упражнение 97. Прочитает задание Кирилл. (Читают, слушают).

- Первый вариант записывает глаголы, которые называют действия кошки, а второй вариант – собаки. Когда время выйдет, вы должны поменяться тетрадями со своим соседом и посчитать записанные слова. Таким образом мы узнаем, у кого из пар лучший словарный запас глаголов. (Выполняют задание).

- Отлично, молодцы!

- И последнее наше завершающие задание.

Игорь подготовил для вас стихотворение. Ваша задача угадать, кем является Игорь. (Глаголом!)

- Конечно, молодцы! Игорь выучил стихотворение из книги Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол». Ещё раз прочтите его и посчитайте, сколько глаголов в этом стихотворении.

- И ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока «Какую роль в речи играют глаголы?». (Считают, отвечают на вопрос).

 

Коммуникативные умения:

  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Внимательно слушать своих одноклассников.

Предметные умения:

  • Развивать умений устной связной речи;
  • Развивать умение образной речи.

Личностные умения:

  • Проявление интереса к поэтически произведениям.

V этап. Рефлексия учебной деятельности.

2 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Проведения анализа своей деятельности на уроке.
  • Подведение итогов урока, формулирование выводов занятия.

- Давайте подведём итоги нашего урока. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какая тема урока у нас была?

- Что удивительного вы узнали об этой части речи?

- Какие языковые явления вы сегодня наблюдали?

- Какое упражнение вам было интересно выполнять?

- Молодцы, я очень рада!

Личностные умения:

  • оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

VI этап. Домашнее задание.

4 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Понимание и запись домашнего задания.

- Давайте познакомимся с домашним заданием. Откройте стр. 59, упражнение 99. Прочтите текст. Что за часть речи выделена? (Омонимы).

-  Вспоминаем. Синонимы – это слова близкие по значение, антонимы противоположные, а омонимы - это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению.

Дома вам нужно будет записать предложения, вставляя где необходимо буквы и рядом с выделенными словами – омонимами указать часть речи.

-  Запишите упражнение в дневник. Спасибо за урок! Можете отдыхать на перемене.

Регулятивные умения:

  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативные умения:

  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Внимательно слушать учителя и своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 «А» классе

Урок русского языка в первом классе по теме"Повторение изученных правил письма. Звуковой анализ слов.Подготовка к итоговому контролю....

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Тема:  Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения  учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...

Технологическая карта урока по русскому языку "Спряжение глагола" 4 класс

Данный урок проведён в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок составлен по ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...

Технологическая карта урока математики "Величина и её часть" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о доле величины. Задачи урокаДидактические:Научить находить часть различных величин (вре...

Технологическая карта урока математики "Решение задач на части" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления сложения дробей с одинаковым знаменателем.  Задачи урокаДидактические:1.закрепить способность ...