Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Людмила Николаевна Жукова

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_russkiy_yaz.1_kl.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя начальных классов МБОУ ЯСШ №6

Махсудовой Л.Н.

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Дата: 26.02.2023

Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей».

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Планируемые результаты

предметные: 

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

- личностные: 

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Минутка чистописания

1 мин

Запись даты, показ образца чистописания:

я яя яг яз ям ся ня вя тя ял

Работать над чистописанием.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

3.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

Словесный: Слово учителя

Словесный: учебный диалог

10 мин

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.

(Слайд 2)

  1. Кто альбом раскрасил наш?

Ну конечно … (карандаш).

  1. Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

  1. Чтоб на праздник сделать маски,

Нам потребуются …(краски).

  1. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

  1. Аз + буки. (Азбука)
  2. Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках. (Книга)

  1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (Линейка)

- Какое слово у вас получилось? (Русский)

- Запишите в тетрадь с «красной» строки.

- Прочитайте слова.

(Слайд3)

   Пенал, тетрадь, язык,портфель.

- Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

- Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4)

- Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.)

- Какое это слово? (Многозначное.)

- Запишите его в тетрадь рядом со словом русский.

- Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5)

-  Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.

- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?

(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы).

- Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык).

- Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

- Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие.

     Здравствуй, русский язык.

- Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3.

- Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

- На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.

- А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)

Знакомиться с учебником

Отгадывать загадки

Заполнять кроссворд

Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь.

Объяснять, что такое язык.

Записывать приветствие в тетрадь.

Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: строить речевые высказывания в устной форме

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Словесный: слово учителя

5 мин

- Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.) 

- Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)

Работать по учебнику

Участвовать в учебном диалоге

Объяснять, для чего нужна речь

Слушать речь учителя

Определять тему и цель урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Физкультминутка

1 мин

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией

Практический: работа по упражнению

Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания

15 мин

- Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?»)

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

Работа со слайдами презентации:

1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.

2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7.

3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.

4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.

 

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь.)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь -  есть один из главных способов общения людей друг с другом.)


Строить речевые высказывания

Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского

Высказывать свое мнение



Работать с рисунками и с карточками

Участвовать в учебном диалоге

Читать сведения

Делать правильные выводы

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

        

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

5.

Самостоятельная работа

6 мин

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

(Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

   Хорошую речь приятно слушать.)

Самостоятельно выполнять задания

Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

6.

Итог урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока

Отвечать на вопросы по изученной теме

Высказывать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

7.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

Самоонализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша речь. Её значение в жизни людей.

Методическая разработка урока«Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс...

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Технологическая карта урока, русский язык, 2 класс...

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...