Тема. Звуки и буквы. Слова с буквой «Э».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Педагогические цели.
Образовательная - создать условия для ознакомления детей со словами с буквой «Э», показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков.
Развивающая – развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой «Э», развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_e_otk_urok.docx | 58.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема.Звуки и буквы. Слова с буквой «Э».
Педагогические цели.
Образовательная - создать условия для ознакомления детей со словами с буквой «Э», показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков.
Развивающая – развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой «Э», развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока.
Решение частных задач.
Планируемые результаты (предметные).
Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв.
Получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.
Личностные результаты.
Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение, оценивают свои достижения на уроке.
Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог; владеть диалогической формой речи.
Методы и формы обучения.
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Образовательные ресурсы.
Проектор, учебник, рабочая тетрадь, буквы слова «эскимо»; загадки и лист разбора слова для работы в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь
II. Актуализация знаний.
- Разминка.
- Как называется урок?
- Чему учимся на уроке русского языка?
- Кто создал славянскую азбуку?
- Сколько букв в современном русском языке?
- На какие две группы можно разделить звуки?
- Какие особенности гласных звуков вы знаете?
- Состоит из голоса.
- Воздух выходит свободно, без преград.
- Образует слог.
- Чем звук отличается от буквы?
Запомните!
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё произносить,
Но не трогать и носить.
- Сколько гласных звуков? Назови их.
- Сколько гласных букв?
- Какие гласные буквы могут давать два звука?
- В каких позициях?
- Работа а парах. Раскрасьте только те картинки, в названиях которых гласная буква даёт два звука.
Правильно. Ёлка и ёжик.
- Посмотрите на доску. В словах « потерялась» буква. Какая буква потерялась?
…то, …таж, …хо, …дик.
- Постановка темы и целей урока.
- О чём пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня мы поговорим о букве Э, вспомним всё, что мы о ней знаем и, может быть, узнаем что- то новое.
III. Минутка чистописания.
Э э это этаж эхо Эдик
-- Итак, что мы можем сказать о букве э.
IV.Работа по учебнику. Упр 9, с 61.
- Прочитайте.
- Из какой сказки взят этот отрывок? Назовите автора сказки.
- О чём говорится в этом отрывке? Кто такие Эльфы? ( Это духи природы).
- Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам? Расскажите.
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
V.Физкульминутка.
VI.-- Скажите, как называется поверхность, на которой появляется изображение? ( экран).
-- Вот наш экран, на столе лежат буквы: О, С, К, М, Э, И.Сейчас мы будем сочинять сказку.
Проходила мимо экрана буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «О» и продолжает сказку: «Буква «О» обозначает гласный звук». Смотрит, никого нет на экране. Вошла буква «О» на экран и стала там жить.
На следующий день шла мимо ещё одна буква … Другой ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: «Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой».
- Решили буквы жить вместе.
- На следующий день шла мимо ещё одна буква … и т.д.
- Так все буквы поселились на экране. Чтобы жить дружно, они должны постараться составить слово. (Дети «выстраиваются» и получается слово «ЭСКИМО»).
VII. Постановка проблемы. Работа в группах. Изучение нового материала.
- А сейчас поработаем в группах.
Первая группа читает стихотворные строчки «Доскажи словечко» и запоминает четверостишие об «эскимо», выбрав это четверостишие из трёх.
- Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж –
Что же это? …
- Вот ладонь на длинной ножке
Выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая,
А зовут …
- В золотистой обложке,
В шоколадной рубашке.
В руки просится само.
Что же это? …
- Вторая группа думает, что такое «эскимо» и почему оно так называется?
- Третья группа выполняет звуко-буквенный разбор слова «эскимо».
«Эскимо - ___ слога, __________ ударный, ____ букв, ____ звуков, ____ гласных, ____ согласных».
Четвёртая группа составит предложение со словом эскимо. Предложение- ком.
Пятая группа. Найдите слова с буквой э :эскимо, экран, этаж, эхо.
О | С | З | О | Э | С | К | И | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Э | А | А | И | С | Э | М | О | П | А | М | Ы | В | Э |
С | Б | В | Э | Д | Т | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | М |
К | О | Н | С | А | А | Ы | А | Х | О | Р | В | И | У |
А | Т | А | К | Е | Ж | Е | С | О | Л | А | Я | В | В |
Л | Л | Я | И | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | М |
А | И | У | М | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | П |
Т | В | Т | О | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Э | К | С | К | А | В | А | Т | О | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Э | К | Р | А | Н | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
- Проверяем. Кто отвечает? А кто думает иначе?
1 группа. «В золотистой обложке,
В шоколадной рубашке.
В руки просится само,
Что же это? …….. (эскимо).
2 группа. Эскимо – мороженое в шоколаде. Пришло в наш язык из французского языка, в котором раньше обозначало детскую одежду – вязаный комбинезон для малышей, похожий на эскимосский костюм. Эскимо названо так потому, что как будто «одето в комбинезон».
3 группа. Эскимо – 3 слога, третий ударный, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных.
Четвёртая группа. На Московском хладокомбинате изготавливают очень вкусное сладкое шоколадное, ванильное, сливочное эскимо в красивой упаковке.
Пятая группа
О | С | З | О | Э | С | К | И | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Э | А | А | И | С | Э | М | О | П | А | М | Ы | В | Э |
С | Б | В | Э | Д | Т | О | В | Э | К | А | Ф | Ы | М |
К | О | Н | С | А | А | Ы | А | Х | О | Р | В | И | У |
А | Т | А | К | Е | Ж | Е | С | О | Л | А | Я | В | В |
Л | Л | Я | И | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | М |
А | И | У | М | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | П |
Т | В | Т | О | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Э | К | С | К | А | В | А | Т | О | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Э | К | Р | А | Н | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
- Все поработали очень хорошо! Молодцы! Запишем слова «экран, эскимо» в тетрадь.
- Во всех словах буква «Э» находится в начале слова. А может ли эта буква быть в другой части слова? Докажите. (Аэропорт, поэт, дуэт, каноэ, статуэтка, алоэ, мэр, поэма, каратэ).
- Работа по учебнику. С. 62, упражнение 10. Прочитаем задание. Какой вывод можно сделать? (Большинство слов, в которых пишется буква «Э» - иностранные, «пришли» в русский язык из других языков.) Понятно ли вам значение этих слов? Что делать, если непонятно? Напишите два слова с буквой «Э» не в начале слова. Какие слова вы записали?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Буква э обозначает гласный или согласный звук?
- Как определить гласный звук в слове?
- Что узнали о словах с буквой э?
- Оцените свою работу в тетрадях на полях на последней строчке.
- Кому было интересно на уроке?
- Что было легко делать? Что вызвало затруднение?
- Как вы считаете, кто сегодня очень хорошо работал, много и правильно отвечал? ( Вручение наклеек). Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"
Урок русского языка по теме "Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э"...
Конспект открытого урока с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [н], [н`]. [р], [р`]. Буквы Нн, Рр. Слова-указатели (без введения термина «местоимение»). Наблюдение средств выражения рода»
В конспекте урока представлен методический материал по знакомству учащихся с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...
Конспект урока по рус.языку. Упражнения в написании слов с изученными буквами, слов с буквами парных согласных звуков на конце
Тип урока:рефлексияЦель:формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;УУД:Личностные:Освоить статус ученика; формировать мотивацию к учению.Регулятивные:1. Организовывать св...
Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.
Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....