Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

 Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артикуляции звука, написания элементов строчной  прописной букв; выделение звука"А" из ряда гласных, звукосочетаний гласных звуков, слогов и слов; развивать простые формы звуко-буквенного анализа и синтеза, зрительное восприятие, память мышление, оптические представления;расширять словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ. ЗВУК И БУКВА  «А»

Цели, задачи: уточнить правильную артикуляцию гласного звука «а»; уточнить и закрепить написание буквы (строчной и прописной); учить выделять звук «а» из сочетаний гласных звуков, слогов, слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза, зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах; расширять словарь.

Оборудование: вырезанные из бумаги элементы рукописной и печатной букв (прописных и строчных) «А» (набор для каждого ребенка); карточки с записью имён – для каждого ребенка; изображения мальчика и девочки; предметные картинки; индивидуальные зеркала (по количеству дететей в группе)

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё … (алфавит).

- С какого звука начинается слово-отгадка? ( Уточняется артикуляция звука. Использую индивидуальные зеркала, дети сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией учителя. )

Звук «а» гласный. Как он образуется? ( Дети дают характеристику звуку : гласный, поётся, состоит из голоса, для выдыхаемого воздуха нет преград во рту).

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Сегодня мы будем работать со звуком и буквой «А».

  1. Выделение звука «А» на слух

    а) из ряда гласных : у, а, о, ы, и, а, у, э, а, о, и, а;

    б) из сочетания гласных: ау, ао, уа, иа, оэ, ыа, иу, уо, аы;

    в) из слогов: ам, ув, ор, па, ип, ак, эт, фа, он, ра, ас;

    г) из слов: азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, дыра, шум, каша.

      3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

         - К нам спешила буква «А». Но по дороге с ней случилась беда! Она рассыпалась! Соберите буквы из элементов. У вас должно получиться четыре буквы: печатные и рукописные, строчные и прописные.

 4. Физкультминутка. Игры для пальчиков: «Замок», «Индейская лесенка», «Стол», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

 5. Припоминание и дифференциация мужских и женских имён. Закрепление норм орфографии.

Запись на карточках:

_ртём

_лл_

_гриппин_

_лён_

_лексей

_ня

_н_ст_сия

_лекс_ндр

_ндрей

_нтон

_ртур

К_тя

Лен_

Вик_

М_рин_

Дети вставляют ( вписывают ) буквы . Предварительно обращаем внимание, вспоминаем правило о написании имён собственных.

На доску выставляются изображения мальчика и девочки. Устно дети разделяют имена, записанные на карточках, на две группы.

 6. Определение места звука в слове. Соотнесение слова со звуковой схемой. Развитие логического мышления.

- Артур и Аня хотят загадать вам загадки. Отгадки на загадки изображены на картинках! В словах-отгадках нужно определить место звука – в начале, в середине, в конце слова. Дети должны записать в тетрадях слова в три столбика, соответственно схемам. Ребенок у доски (или учитель) раскладывает картинки под схемами.

***

***

***

  • Рыжий хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … белка.

  • Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пышный хвост – её краса. Это – кумушка … лиса.

  • На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

На носу повисла капля. Ну! Все знают, это - … цапля!

  • Полосатая лошадка – вся как школьная тетрадка.

Нет ни кляксы, ни пятна. В Африке живёт она.  … Зебра.

  • Лежит пузан на сельской грядке,

Сверху зелено, а внутри – сладко!   … Арбуз.

  • Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … машина.

  1. Итог занятия.

- Назовите слова, где звук «А» в начале:…, середине - ….., конце слова - …

Дети дают характеристику звуку «А». Называют, какие  буквы они сегодня складывали из элементов: рукописные, печатные, строчные, прописные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры".

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии на школьном логопункте....

Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.

Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...

Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»

Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия на тему "Слоговой анализ слов"

В данном документе представлена методическая разработка подгруппового логопедического занятия для 1 - 2 класса...