Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Пояснительная записка :
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011
Класс 3 А
УМК «Школа России».
Авторы учебника : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Количество детей в классе: Всего 14
Расчасовка по четвертям:
| Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов по плану |
1 четверть | 9 | 4 | 36ч |
2 четверть | 7 | 4 | 28ч |
3четверть | 10 | 4 | 40ч |
4 четверть | 8 | 4 | 32ч |
За год | 34 недели |
| 136ч |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yazyk_3_a.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Зам директора по УВР приказом директора
______________________________ от 30.08.2018 г № 58-ОД
Рабочая программа
предмета «Русский язык»
для 3 А класса на 2018-2019 учебный год
136 часов
ПРИНЯТА
Составитель
решением методического объединения Худякова Людмила Борисовна, учителей начальных классов учитель начальных классов
протокол от___________2018 г №_______
2018
Пояснительная записка :
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011
Класс 3 А
УМК «Школа России».
Авторы учебника : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Количество детей в классе: Всего 14
Расчасовка по четвертям:
Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов по плану | |
1 четверть | 9 | 4 | 36ч |
2 четверть | 7 | 4 | 28ч |
3четверть | 10 | 4 | 40ч |
4 четверть | 8 | 4 | 32ч |
За год | 34 недели | 136ч |
Планируемые результаты | ||
Для детей, не имеющих отклонений в развитии | Для детей с ОВЗ (ЗПР) | |
Личностные | ||
У обучающихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения. | ||
Обучающийся получит возможность для формирования: положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». | ||
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | ||
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и залачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | ||
Обучающийся получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | ||
Познавательные | ||
Обучающийся научится: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; произвольно владеть общими приёмами решения задач | ||
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; | ||
Коммуникативные | ||
Обучающийся научится: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | ||
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
Чтение. Работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | ||
Обучающийся научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака: понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | ||
Обучающийся получит возможность научиться: работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. | ||
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | ||
Обучающийся научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Обучающийся получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | ||
Работа с текстом: оценка информации | ||
Обучающийся научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | ||
ИКТ- компетентность Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | ||
Обучающийся научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Обучающийся получит возможность научиться: работать с несколькими источниками информации сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. | ||
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | ||
Обучающийся научится: владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; | ||
Обработка и поиск информации | ||
Обучающийся научится: подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); Обучающийся получит возможность научиться: описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. | ||
Создание, представление и передача сообщений | ||
Обучающийся научится: создавать диаграммы, планы территории и пр.; размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; Обучающийся получит возможность научиться: создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; | ||
Планирование деятельности, управление и организация | ||
Обучающийся научится: планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, Обучающийся получит возможность научиться: моделировать объекты и процессы реального мира. | ||
Предметные Содержательная линия «Система языка» | ||
Раздел «Фонетика и графика» | ||
Обучающийся научится: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Обучающийся получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. | ||
Раздел «Орфоэпия» Обучающийся получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. | ||
Раздел «Состав слова (морфемика)» | ||
Обучающийся научится: различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Обучающийся получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. | ||
Раздел «Лексика» | ||
Обучающийся получит возможность научиться: подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | ||
Раздел «Морфология» | ||
Обучающийся научится: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени). Обучающийся получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. | ||
Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; Выпускник получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения. | ||
Содержательная линия «Орфография и пунктуация» | ||
Обучающийся научится: применять правила правописания (в объёме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объёмом 70—80 слов; писать под диктовку тексты объёмом 60—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. | ||
Содержательная линия «Развитие речи» | ||
Обучающийся научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; Обучающийся получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). | ||
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Синтаксис и пунктуация: виды предложений, главные и второстепенные члены предложения, словосочетания, однородные члены предложения, обращение, знаки препинания при обращении и однородных членах предложения.
Создание собственных текстов: писем, открыток, записок, приглашений, объявлений, телеграмм, заявлений, объяснительных.
Тематическое планирование
Раздел / (количество часов) | ||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (уровень изучения данной темы, используемые методы и приёмы, индивидуальные задания) |
Язык и речь. 1 ч. | ||||
Наша речь и наш язык | 1 | |||
Текст, предложение. Словосочетание. 12 ч. | ||||
Текст. Типы текстов. | 1 | |||
Предложение. | 1 |
Р\Р№1 Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | |||
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |||
Виды предложений по интонации. | 1 | |||
Предложение с обращением | 1 | |||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||
Простое и сложное предложение. | 1 | |||
Словосочетание | 1 | |||
Словосочетание Р\Р№2 Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | |||
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | 1 | |||
Слово в языке и речи 18ч. | ||||
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. | 1 | |||
Синонимы и антонимы. Омонимы. | 1 | |||
Слово и словосочетание. | 1 | |||
Фразеологизмы. | 1 | |||
Р\р № 3 Обучающее изложение по Н.Сладкову | 1 | |||
Работа над ошибками.Части речи. | 1 | |||
Части речи. Р\р №4 Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | |||
Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи. | 1 | |||
Однокоренные слова. | 1 | |||
Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | |||
Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. | 1 | |||
Р\р № 5 Обучающее изложение повествовательного текста М.Пришвина по данным вопросам | 1 | |||
Проект «Рассказ о слове». | 1 | |||
Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | |||
Обучающее изложение. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | |||
ПРОЕКТ «Рассказ о слове». | 1 | |||
Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи» PS: результаты диктанта считать за четвертные | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | |||
Состав слова 14ч. | ||||
Работа над ошибками. Корень слова. | 1 | |||
Как найти в слове корень. | 1 | |||
Сложные слова. | 1 | |||
Формы слова. Окончание. | 1 | |||
Как найти в слове окончание? | 1 | |||
Приставка — значимая часть слова. | 1 | |||
Работа над ошибками. Основа слова. | 1 | |||
Обобщение знаний о составе слова. | 1 | |||
Р\р№7Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту | 1 | |||
Проект «Семья слов» | 1 | |||
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова» | 1 | |||
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | |||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
Правописание частей слова 25 ч. | ||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. Обобщение. | 1 | |||
Правописание слов с безударными гласными в корне. Р\р № 8 Восстановление содержания деформированного повествовательного текста. | 1 | |||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | |||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение. | 1 | |||
Р\р № 9 Изложение текста«Клесты» (по В. Вольскому) по коллективно составленному плану. | 1 | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление. | 1 | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление. | 1 | |||
Р\р № 10 Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» | 11 | |||
Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик,-ек | 1 | |||
Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ок | 1 | |||
Упражнение в правописании суффиксов и приставок | 1 | |||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | |||
Правописание приставок и предлогов. Закрепление. | 1 | |||
Контрольный диктант №4 за 1 полугодие по теме «Правописание корней слов». | 1 | |||
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 | |||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | |||
3 четверть 43 часа | 1 | |||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | |||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | |||
Р\р № 11 Изложение текста ( М. Радионова) по самостоятельно составленному плану | 1 | |||
Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | |||
Части речи 61ч. | ||||
Работа над ошибками. Части речи | 1 | |||
Имя существительное 27 ч. | ||||
Что обозначает имя существительное? | 1 | |||
Имя существительное. Начальная форма. | 1 | |||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
Проект «Тайна имени» | 1 | |||
Число имен существительных | 1 | |||
Р\р № 12 Изложение текста (Г.Скребицкий) по предложенному плану. | 1 | |||
Работа над ошибками. Как определить род имен существительных? | 1 | |||
Упражнение в определении рода имен существительных | 1 | |||
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | |||
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Закрепление | 1 | |||
Р\р № 13 Обучающее изложение по басне Л.Толстого | 1 | |||
Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное» | 1 | |||
Упражнения в определении падежей. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. | 1 | |||
Сочинение по картине И Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». Развитие речи. Сроставление рассказа по репродукции картины И Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». | 1 | |||
Именительный падеж. | 1 | |||
Родительный падеж. | 1 | |||
Дательный падеж. | 1 | |||
Винительный падеж. | 1 | |||
Творительный падеж. | 1 | |||
Предложный падеж. | 1 | |||
Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | |||
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей». | 1 | |||
Обобщение знаний. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени 1существительного. | 1 | |||
Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Развитие речи. | 1 | |||
Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен сущ». | 1 | |||
Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | |||
Имя прилагательное. 16 ч. | ||||
Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. | 1 | |||
Р\р №16 Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 | |||
Род имён прилагательных. | 1 | |||
Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | |||
Изменение имен прилагательных по родам. Закрепление. | 1 | |||
Число имён прилагательных. | 1 | |||
Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | |||
Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | |||
Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление. | 1 | |||
Р\р №17 Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 | |||
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |||
Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||
Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | |||
Работа над ошибками Личные местоимения. | 1 | |||
Изменение личных местоимений по родам. | 1 | |||
Р\р №18 Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» по В. Бианки | 1 | |||
Местоимение | ||||
Контрольный диктант №9 по теме «Местоимение» | 1 | |||
Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | |||
Значение и употребление глаголов в речи. Р\р №19 Составление рассказа по сюжетным рисункам | 1 | |||
Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
Число глаголов | 1 | |||
Времена глаголов. | 1 | |||
Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
Р\р №20 Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | |||
Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
124 | Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление. | 1 | ||
125 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
126 | Правописание частицы не с глаголами. Закрепление. | 1 | ||
127 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||
128 | Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол» | 1 | ||
129 | Итоговая стандартизированная работа. Контрольный диктант № 11 | 1 | ||
130 | Работа над ошибками. Повторение за год о частях речи. | 1 | ||
131 | Повторение. Конференция на тему «Части речи в русском языке» | 1 | ||
132 | Повторение за год о слове, предложении. | 1 | ||
133 | Повторение о правописании окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
134 | Повторение за год о правописании приставок и предлогов. | 1 | ||
135 | Повторение за год о правописании безударных гласных, парных согласных | 1 | ||
136 | Обобщение пройденного за год. | 1 |
[1] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
[2] Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
рабочая программа языки и литература 2 класс глубокая умственная отсталость
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Языки и литература» составлена на основании на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отстал...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....