Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Фразелологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_3_klass._frazeologizmy.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему: «Фразеологизмы».
Выполнила
учитель начальных классов
М.С. Котляр
Цель урока:
Научить детей применять в речи устойчивые выражения.
Задачи урока:
Развивать умение строить предложения с применением устойчивых
выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление познать его многообразие.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
Здравствуйте, ребята,
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
- Наш урок мы начнём с минутки чистописания.
До конца строки запишите следующие буквы:
Дд, Пп, Кк…
До, па, ки..
Словарная работа
- Давайте вспомним, как пишутся слова: шофер, комната, одуванчик, фотограф.
Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи. Чуть позже я вам сообщу тему нашего урока, а сейчас послушайте страничку из "Веселого задачника" Бориса Заходера.
Как это принято у змей,
Кусают за ногу
Гадюки,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети,
Ноги в руки!
Почему такой странный совет дает вам писатель Б. Заходер?
Что означает выражение Брать ноги в руки?(слайд 1) Презентация.
Николай Сладков "Три загадки"
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения:
Где раки зимуют. Ииз кожи вон лезет. Сспит с открытыми глазами?
Ответ: Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"
Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.
- Прочитайте четверостишие.
- О каком герое в нем говорится?
- Что означает выражение « колотил да колотил по тарелке носом»? (пытался съесть)
- А вот втором случае? ( ничего не удалось)
- Значение какого выражения не совпадает со значение отдальных слов, входящих в него? ( 2 выражение)
Тема нашего урока называется "Устойчивые выражения"
- Прочитайте правило
Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.
- Какие выражения изобразил художник? (водить за нос, обвел вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы)
- Запишем в тетради эти устойчивые выражения и их значение.
Водить за нос- обманывать
Обвести вокруг пальца- перехитрить, обмануть
Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания
Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.
В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения? ( в переносном)
Работа с учебником
Перед выполнением упражнения выясним значение каждого устойчивого выражения из справки.
Ударить в грязь лицом-
Водой не разольёшь-
Сесть в галошу-
- Подставим эти выражения в стихотворение.
Физ. минутка
- Выполняем упражнение 71 самостоятельно, потом все вместе проверим.
- Выполним упражнение 73
- Подберите к каждому выражению значение.
Значения данные вам ниже в справке.
- Прочитайте предложения заменив выражения «переводами».
- Как вы понимаете выражение « вертится как белка в колесе?
- Ребята фразеологизмы есть не только в русском языке, но и в других языках.
Например, в английском языке есть устойчивое выражение « занят как пчела». Как вы думаете, что это означает? ( быть трудолюбивым, быть всегда с работой)
В французском языке « стрелять из четырёх ружей» (
В немецком языке «не знать ни отдыха, не покоя»
С каким устойчивым выражением-фразеологизмом в русском языке похожи по значению данные фразеологизмы? (вертится, как белка в колесе»
3. Итог урока.
Рефлексия.
Понравился ли урок?
Что нового узнали?
Для чего в нашей речи присутствуют устойчивые выражения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....