Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котляр Марина Сергеевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Фразелологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_klass._frazeologizmy.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Фразеологизмы».

                                                                 Выполнила

 учитель начальных классов

                                                                                                М.С. Котляр            

Цель урока:

Научить детей применять в речи устойчивые выражения.

Задачи урока:

Развивать умение строить предложения с применением устойчивых

выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление познать его многообразие.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

Здравствуйте, ребята, 

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- Наш урок мы начнём с минутки чистописания.

До конца строки запишите следующие буквы:

Дд, Пп, Кк…

До, па, ки..

Словарная работа

- Давайте вспомним, как пишутся слова: шофер, комната, одуванчик, фотограф.

Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи. Чуть позже я вам сообщу тему нашего урока, а сейчас послушайте страничку из "Веселого задачника" Бориса Заходера.

Как это принято у змей,

Кусают за ногу

Гадюки,

А потому

При встрече с ней

Берите, дети,

Ноги в руки!

Почему такой странный совет дает вам писатель Б. Заходер?

Что означает выражение Брать ноги в руки?(слайд 1)  Презентация.

Николай Сладков "Три загадки"

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения:

Где раки зимуют. Ииз кожи вон лезет. Сспит с открытыми глазами?

Ответ: Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"

Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

- Прочитайте четверостишие.

- О каком герое в нем говорится?

- Что означает выражение « колотил да колотил по тарелке носом»? (пытался съесть)

- А вот втором случае? ( ничего не удалось)

- Значение какого выражения не совпадает со значение отдальных слов, входящих в него? ( 2 выражение)

Тема нашего урока называется "Устойчивые выражения"

- Прочитайте правило

Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.

- Какие выражения изобразил художник? (водить за нос, обвел вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы)

- Запишем в тетради эти устойчивые выражения и их значение.

Водить за нос-  обманывать

Обвести вокруг пальца- перехитрить, обмануть

Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания

Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.

В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения?  ( в переносном)

Работа с учебником

Перед выполнением упражнения выясним значение каждого устойчивого выражения из справки.

Ударить в грязь лицом-

Водой не разольёшь-

Сесть в галошу-

- Подставим эти выражения в стихотворение.

Физ. минутка

- Выполняем упражнение 71 самостоятельно, потом все вместе проверим.

- Выполним упражнение 73

- Подберите к каждому выражению значение.

Значения данные вам ниже в справке.

- Прочитайте предложения заменив выражения «переводами».

- Как вы понимаете выражение « вертится как белка в колесе?

- Ребята фразеологизмы есть не только в русском языке, но и в других языках.

Например, в английском языке есть устойчивое выражение « занят как пчела». Как вы думаете, что это означает? ( быть трудолюбивым, быть всегда с работой)

В французском языке « стрелять из четырёх ружей» (

В немецком языке «не знать ни отдыха, не покоя»

С каким устойчивым выражением-фразеологизмом в русском языке похожи по значению данные фразеологизмы? (вертится, как белка в колесе»

3. Итог урока.

Рефлексия.

Понравился ли урок?

Что нового узнали?

Для чего в нашей речи присутствуют устойчивые выражения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....