Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Мельник Светлана Валентиновна

Общие сведения о проекте

  1. Название учебного предметаРусский язык.
  2. Класс: Четвертый.
  3. УМК: «Гармония»
  4. Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах ».
  5. Тип урока: Изучение нового материала.
  6. Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса: в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
  7. Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fgos.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

  Проект урока по русскому языку по теме:

«Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№2» г. Дальнереченск

ФИО Мельник Светлана Валентиновна

2019г.

Общие сведения о проекте

  1. Название учебного предмета:  Русский язык.
  2. Класс: Четвертый.
  3. УМК: «Гармония»
  4. Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах ».
  5. Тип урока: Изучение нового материала.
  6. Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса: в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
  7. Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.

Новое о строении предложений

9+3 резерв

1. Члены предложения бывают однородными

2. Предложения бывают сложными

3. Итоговый диктант

5 ч.

3 ч.

1 ч.

+ 3 ч.

Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Цель:  Знакомство с правилами постановки запятой в предложениях с однородными членами с союзами А, И, НО.

Задачи: 

1) познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с грамматическими  признаками однородных членов,  формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,

2) обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и», при употреблении союзов А и НО , развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами,

3) развивать коммуникативные  УУД:  формулировать связный ответ на поставленный вопрос,  участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов.  Отстаивать свою позицию, объяснять, рассуждать, доказывать, используя речевые средства.  Умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;

 4) развивать регулятивные  УУД:  умение ставить, принимать и  решать учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения. Оценивать свое знание и незнание, продвижение в овладении знанием по изучаемой теме. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач. Осуществлять действия самоконтроля и контроля, самооценки и оценки, выявлять свои трудности и достижения;

 5) развивать познавательные УУД: вести наблюдения, читать, слушать учителя для приобретения, уточнения,  извлечения необходимой  информации. Понимать информацию, представленную в схемах, переводить ее в словесную. Выполнять анализ,  сравнение, преобразование, конструирование;  делать умозаключения, выводы, обобщения, структурировать знания.

  1. развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Находить и выделять однородные члены предложения;

Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.  

Использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи.

Метапредметные:1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, сравнивать и обобщать.

2)Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог, согласовывая свои позиции с партнерами и находить общее решение;

3)Регулятивные УУД: Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения и трудности. 

4)Личностные УУД: Воспитание лингвистической культуры; повышения богатства и выразительности своей речи.

Оборудование урока:  компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради учащихся, тетради на печатной основе, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся: Выявлять предложения в устной и письменной речи. Устанавливать связи между словами в предложении. Находить главные члены предложения: подлежащие и сказуемые. Различать главные и второстепенные члены предложения. Находить орфограммы, определять их разновидности и соотносить с определенными правилами.

План урока и хронометраж:     

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Мотивация к учебной деятельности с помощью работы над цитатой

4 мин.

2.

Актуализация: Постановка проблемы,  определение темы урока  «Однородные члены предложения.   Знаки препинания и союзы в предложениях с однородными членами»» с помощью анализа и корректирования текста упражнения.

7 мин.

3.

Выявление места и причины затруднения при постановке запятых между однородными членами.

3 мин.

4.

Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами.

8 мин.

5.

Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи через работу над текстом упражнения.

5 мин.

6.

 Работа в группах с самопроверкой по эталону при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

6 мин.

7.

Включение в систему знаний и повторение при выполнении тест-

контроля.

7 мин.

8.

Рефлексия: подведение итогов и фиксация затруднений .

4 мин.

Содержание урока (в таблице)

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

 

Орг. момент

Сегодня свой урок мы начнем с высказывания Осипа Мандельштама  «Каждый человек, как  буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими ». (Слайд2).

Как вы понимаете это выражение? Чем оно вам интересно?

 Ребята, наш век – век высоких технологий. Часто вы общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. Как вы к этому относитесь?

- Что происходит, когда не соблюдаются правила орфографии и пунктуации?

- Давайте обратимся к такому случаю. Слайд №3.

Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать, кто из ребят-друзей в какой команде. Миша присылает ей СМС-ответ:

«В первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду»

Вы смогли понять, кто в какой команде?

- Почему?

- Какие правила не соблюдал Миша?

- А вы попадали в такие ситуации?

- Запомните: правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой.

 Каких знаний нам не хватает для решения этой пунктуационной задачи?

Догадались ли вы, какова тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

 Слайд 5-6

Дети приготовились к уроку. Дети читают и высказывают свои мнения.

- Необходимо работать в команде, так достичь цели будет легче. Внимательно слушать друг друга, коллективно обсуждать предложения, помогать и просить помощи, принимать групповые решения и приходить к единому мнению

Высказывания обучающихся.

-Нет.

- Два предложения соединены в одно.

- Нет обозначения границ предложений, знаков препинания.

Мы не знаем правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.                       Тема: Знаки препинания при однородных членах.

Задачи: Будем учиться находить в предложениях однородные члены, союзы, ставить знаки препинания в таких предложениях.

Личностные УУД: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.

Познавательные УУД: уч-ся анализируют высказывание, обобщают, делают выводы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в ними в учебный диалог.

Познавательные УУД: анализ  текста.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,  вносить коррективы.

4.Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами.

-А теперь предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте (работа по карточкам в паре).  По каким признакам вы узнаете однородные члены?

-Понаблюдайте, отделены ли  однородные члены предложения друг от друга знаками препинания?

Какие союзы используются?

-Что тебе открыли проведенные наблюдения?

-Дети читают предложения и доказывают, что однородные члены связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.

Составляют схемы предложений о доски.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: логические УУД: умение анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы).

Все верно. Молодцы, ребята! Давайте составим алгоритм, который поможет нам правильно отделять однородные члены друг от друга  в письменной речи.

 Предлагаю

составить план своих действий – алгоритм работы с однородными членами.

Слайд №7

1. Читаю предложение.

2. Нахожу в нем  однородные члены.

3. Определяю, как они соединены.

3. Если их перечисляем, то ставим запятую.

4. Если стоит союз и, то запятая не ставится.

5. Если стоит союз а или но,  то запятая  ставится.

Спасибо за хорошую работу.

- В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». 

Коллективное обсуждение и  составление алгоритма.

1. Читаем предложение.

2. Нахожу в предложении однородные члены (2 и более),

3. Если их перечисляем, то ставим запятую.

4. Если стоит одиночный союз и, то запятая не ставится.

5. Если стоит союз а или но , то запятая  ставится.

Развиваются коммуникативные УУД:  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, идет активное  сотрудничество в поиске решения.

Регулятивные УУД: осуществляется планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные УУД – постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении

проблем поискового характера. Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные УУД: рефлексия способов действий, их контроль и оценка; критичность.

5-6.Реализация построенного проекта и

 первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Попробуем проверить, как работает наш алгоритм. Обратимся к нашей тетради   и выполним  упр.№ 479 с.55

 Объясняют постановку знаков. Спасибо за хорошую работу.

(самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону) Предлагаю вам проверить  правильность выполнения упражнения по составленным схемам.

Ученики работают самостоятельно в тетрадях, находят однородные члены, подчеркивают их.

При проверке объясняют, по каким признакам определяли  второстепенные члены (связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос).

Соединены союзами «и  , а, но» .Делегаты от групп объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы предложений .

Познавательные УУД: понимают и принимают учебную задачу при самостоятельной работе.

Регулятивные УУД: развитие самоконтроля, коррекции, оценки в ходе выполнения работы.

  Работа в группах с самопроверкой по эталону. Этап предполагает коллективное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа в группах с самопроверкой по эталону.

Упражнение «Продолжи предложение»

Познавательные УУД: осознание учебной задачи, самостоятельность в ее решении, применение полученных знаний, постановка и решение проблем. Анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: моделирование (составление схем).

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, внесение коррекции.  

Коммуникативные УУД: строить взаимное продуктивное сотрудничество с партнером.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ  применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Тест- контроль Слайд

1.В предложениях с однородными членами при интонации перечисления, при отсутствии союзов

а) запятая не ставится

б) запятая  ставится

2.В предложениях с однородными членами  с одиночным союзом И

а) запятая не ставится

б) запятая  ставится

3.В предложениях с однородными членами, если они  употребляются с союзами А и НО

а) запятая не ставится

б) запятая  ставится

4.В предложениях с однородными членами  с  повторяющимся союзом И

а) мы пока этого не заем

б) запятая  ставится

в) запятая не ставится

 Взаимопроверка 1 б,  2 а,  3б ,  4 в

Познавательные УУД: общеучебные УУД: смысловое чтении, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное осознание применение алгоритма для решения проблемы поискового характера. Ведется анализ текста, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, уметь доказывать.  

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

  • Слайд №13.
  • Теперь я умею
  • Я могу похвалить себя за ……
  • Я понял…
  • Было трудно…
  • Было интересно…

А дома нужно выполнить упр. №475(базовый уровень); выписать из учебника литературного чтения примеры предложений с однородными членами ( повышенный уровень); творческое задание – мини –сочинение «Мой друг»

 

Регулятивные УУД: оценка: дети осознают, что уже освоено, что подлежит усвоению,  осознание качества усвоения.

Личностные УУД: смыслообразование -  определение того, какое значение, смысл имеет для меня использовать в речи предложения с однородными членами.

     

 Фамилия, имя                                                                                                     

№475   _1)____________________2)______________________________

3)_____________________4)_______________________

5)____________________________________________  

        №479    1)                                                    4)

                     2)                                                     5)

                      3)                                                   6)  

       Тест-контроль

  1.                                              2)                          3)                          4)                    

  сделал без     ошибок

  допустил ошибки

 Моя оценка за урок      Я- молодец  .  Я старался.  Я ничего не понял.              

                                                                                                   

           

               

                                                                   

Карточка №2.

Фамилия, имя_________________________

 

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________                                                                                                    

Литература

  1. М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Русский язык»,  учебник «К тайнам нашего языка» 4 класс, в 2 частях, 2 часть Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 г.
  2. М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Тетрадь – задачник к учебнику для 4 класса», в 2 частях, 2 часть
  3. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2 часть
  4. И.И.Бондаренко, О.Ю.Дедова,  Н.Н.Деменева, Е.А.Захарова, И.Н.Мохова, Н.А.Кузьмина, Н.Н.Морозова, В.Ф.Одегова, Т.А.Рунова,С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» Методическое пособие Изд.Аркти М.2012
  5. Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, Т.Г.Кудряшова «Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельстного метода», Москва. 2006 г.
  6. Н.Ю.Яшина, В.И.Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» методическое пособие для учителей начальных классов Н.Новгород, 2012
  7. Интернет-ресуры http: // eor. edu. ru

Ф.И.

№ 476

№ 479

Тест-контроль

самооценка

1

1

1

Я –Молодец!

2

2

2

Я допускал ошибки

3

3

3

Я ничего не понял

4

4

4

5

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"

Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности....

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить  разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...