Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Общие сведения о проекте
- Название учебного предмета: Русский язык.
- Класс: Четвертый.
- УМК: «Гармония»
- Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах ».
- Тип урока: Изучение нового материала.
- Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса: в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
- Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fgos.docx | 64.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку по теме:
«Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№2» г. Дальнереченск
ФИО Мельник Светлана Валентиновна
2019г.
Общие сведения о проекте
- Название учебного предмета: Русский язык.
- Класс: Четвертый.
- УМК: «Гармония»
- Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах ».
- Тип урока: Изучение нового материала.
- Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса: в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
- Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.
Новое о строении предложений | 9+3 резерв |
1. Члены предложения бывают однородными 2. Предложения бывают сложными 3. Итоговый диктант | 5 ч. 3 ч. 1 ч. + 3 ч. |
Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Цель: Знакомство с правилами постановки запятой в предложениях с однородными членами с союзами А, И, НО.
Задачи:
1) познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с грамматическими признаками однородных членов, формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,
2) обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и», при употреблении союзов А и НО , развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами,
3) развивать коммуникативные УУД: формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов. Отстаивать свою позицию, объяснять, рассуждать, доказывать, используя речевые средства. Умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;
4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения. Оценивать свое знание и незнание, продвижение в овладении знанием по изучаемой теме. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач. Осуществлять действия самоконтроля и контроля, самооценки и оценки, выявлять свои трудности и достижения;
5) развивать познавательные УУД: вести наблюдения, читать, слушать учителя для приобретения, уточнения, извлечения необходимой информации. Понимать информацию, представленную в схемах, переводить ее в словесную. Выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения, структурировать знания.
- развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Находить и выделять однородные члены предложения;
Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи.
Метапредметные:1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, сравнивать и обобщать.
2)Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог, согласовывая свои позиции с партнерами и находить общее решение;
3)Регулятивные УУД: Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения и трудности.
4)Личностные УУД: Воспитание лингвистической культуры; повышения богатства и выразительности своей речи.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради учащихся, тетради на печатной основе, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся: Выявлять предложения в устной и письменной речи. Устанавливать связи между словами в предложении. Находить главные члены предложения: подлежащие и сказуемые. Различать главные и второстепенные члены предложения. Находить орфограммы, определять их разновидности и соотносить с определенными правилами.
План урока и хронометраж:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1. | Мотивация к учебной деятельности с помощью работы над цитатой | 4 мин. |
2. | Актуализация: Постановка проблемы, определение темы урока «Однородные члены предложения. Знаки препинания и союзы в предложениях с однородными членами»» с помощью анализа и корректирования текста упражнения. | 7 мин. |
3. | Выявление места и причины затруднения при постановке запятых между однородными членами. | 3 мин. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами. | 8 мин. |
5. | Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи через работу над текстом упражнения. | 5 мин. |
6. | Работа в группах с самопроверкой по эталону при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 6 мин. |
7. | Включение в систему знаний и повторение при выполнении тест- контроля. | 7 мин. |
8. | Рефлексия: подведение итогов и фиксация затруднений . | 4 мин. |
Содержание урока (в таблице)
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
| Орг. момент Сегодня свой урок мы начнем с высказывания Осипа Мандельштама «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими ». (Слайд2). Как вы понимаете это выражение? Чем оно вам интересно? Ребята, наш век – век высоких технологий. Часто вы общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. Как вы к этому относитесь? - Что происходит, когда не соблюдаются правила орфографии и пунктуации? - Давайте обратимся к такому случаю. Слайд №3. Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать, кто из ребят-друзей в какой команде. Миша присылает ей СМС-ответ: «В первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду» Вы смогли понять, кто в какой команде? - Почему? - Какие правила не соблюдал Миша? - А вы попадали в такие ситуации? - Запомните: правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой. Каких знаний нам не хватает для решения этой пунктуационной задачи? Догадались ли вы, какова тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой? Слайд 5-6 | Дети приготовились к уроку. Дети читают и высказывают свои мнения. - Необходимо работать в команде, так достичь цели будет легче. Внимательно слушать друг друга, коллективно обсуждать предложения, помогать и просить помощи, принимать групповые решения и приходить к единому мнению Высказывания обучающихся. -Нет. - Два предложения соединены в одно. - Нет обозначения границ предложений, знаков препинания. Мы не знаем правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Тема: Знаки препинания при однородных членах. Задачи: Будем учиться находить в предложениях однородные члены, союзы, ставить знаки препинания в таких предложениях. | Личностные УУД: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. Познавательные УУД: уч-ся анализируют высказывание, обобщают, делают выводы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в ними в учебный диалог. Познавательные УУД: анализ текста. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, вносить коррективы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами. | -А теперь предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте (работа по карточкам в паре). По каким признакам вы узнаете однородные члены? -Понаблюдайте, отделены ли однородные члены предложения друг от друга знаками препинания? Какие союзы используются? -Что тебе открыли проведенные наблюдения? | -Дети читают предложения и доказывают, что однородные члены связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. Составляют схемы предложений о доски. | Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: логические УУД: умение анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы). | Все верно. Молодцы, ребята! Давайте составим алгоритм, который поможет нам правильно отделять однородные члены друг от друга в письменной речи. Предлагаю составить план своих действий – алгоритм работы с однородными членами. Слайд №7 1. Читаю предложение. 2. Нахожу в нем однородные члены. 3. Определяю, как они соединены. 3. Если их перечисляем, то ставим запятую. 4. Если стоит союз и, то запятая не ставится. 5. Если стоит союз а или но, то запятая ставится. Спасибо за хорошую работу. | - В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». Коллективное обсуждение и составление алгоритма. 1. Читаем предложение. 2. Нахожу в предложении однородные члены (2 и более), 3. Если их перечисляем, то ставим запятую. 4. Если стоит одиночный союз и, то запятая не ставится. 5. Если стоит союз а или но , то запятая ставится. | Развиваются коммуникативные УУД: учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, идет активное сотрудничество в поиске решения. Регулятивные УУД: осуществляется планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные УУД – постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные УУД: рефлексия способов действий, их контроль и оценка; критичность. |
5-6.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Попробуем проверить, как работает наш алгоритм. Обратимся к нашей тетради и выполним упр.№ 479 с.55 Объясняют постановку знаков. Спасибо за хорошую работу. (самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону) Предлагаю вам проверить правильность выполнения упражнения по составленным схемам. | Ученики работают самостоятельно в тетрадях, находят однородные члены, подчеркивают их. При проверке объясняют, по каким признакам определяли второстепенные члены (связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос). Соединены союзами «и , а, но» .Делегаты от групп объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы предложений . | Познавательные УУД: понимают и принимают учебную задачу при самостоятельной работе. Регулятивные УУД: развитие самоконтроля, коррекции, оценки в ходе выполнения работы. |
Работа в группах с самопроверкой по эталону. Этап предполагает коллективное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Работа в группах с самопроверкой по эталону. | Упражнение «Продолжи предложение» | Познавательные УУД: осознание учебной задачи, самостоятельность в ее решении, применение полученных знаний, постановка и решение проблем. Анализ, синтез, обобщение. Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка. Познавательные УУД: моделирование (составление схем). Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, внесение коррекции. Коммуникативные УУД: строить взаимное продуктивное сотрудничество с партнером. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Тест- контроль Слайд 1.В предложениях с однородными членами при интонации перечисления, при отсутствии союзов а) запятая не ставится б) запятая ставится 2.В предложениях с однородными членами с одиночным союзом И а) запятая не ставится б) запятая ставится 3.В предложениях с однородными членами, если они употребляются с союзами А и НО а) запятая не ставится б) запятая ставится 4.В предложениях с однородными членами с повторяющимся союзом И а) мы пока этого не заем б) запятая ставится в) запятая не ставится | Взаимопроверка 1 б, 2 а, 3б , 4 в | Познавательные УУД: общеучебные УУД: смысловое чтении, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное осознание применение алгоритма для решения проблемы поискового характера. Ведется анализ текста, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, уметь доказывать. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
А дома нужно выполнить упр. №475(базовый уровень); выписать из учебника литературного чтения примеры предложений с однородными членами ( повышенный уровень); творческое задание – мини –сочинение «Мой друг»
| Регулятивные УУД: оценка: дети осознают, что уже освоено, что подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Личностные УУД: смыслообразование - определение того, какое значение, смысл имеет для меня использовать в речи предложения с однородными членами. |
Фамилия, имя №475 _1)____________________2)______________________________ 3)_____________________4)_______________________ 5)____________________________________________ №479 1) 4) 2) 5) 3) 6) Тест-контроль
☺ сделал без ошибок ☹ допустил ошибки Моя оценка за урок Я- молодец . Я старался. Я ничего не понял.
|
Карточка №2.
Фамилия, имя_________________________
______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Литература
- М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Русский язык», учебник «К тайнам нашего языка» 4 класс, в 2 частях, 2 часть Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 г.
- М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Тетрадь – задачник к учебнику для 4 класса», в 2 частях, 2 часть
- Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2 часть
- И.И.Бондаренко, О.Ю.Дедова, Н.Н.Деменева, Е.А.Захарова, И.Н.Мохова, Н.А.Кузьмина, Н.Н.Морозова, В.Ф.Одегова, Т.А.Рунова,С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» Методическое пособие Изд.Аркти М.2012
- Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, Т.Г.Кудряшова «Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельстного метода», Москва. 2006 г.
- Н.Ю.Яшина, В.И.Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» методическое пособие для учителей начальных классов Н.Новгород, 2012
- Интернет-ресуры http: // eor. edu. ru
Ф.И.
№ 476 | № 479 | Тест-контроль | самооценка | |
1 | 1 | 1 | Я –Молодец! | |
2 | 2 | 2 | Я допускал ошибки | |
3 | 3 | 3 | Я ничего не понял | |
4 | 4 | 4 | ||
5 | 5 | |||
6 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
Разработка урока по русскому языку по теме "Сложное предложение"
Урок введение новых знаний...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...
3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"
Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности....
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...