3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков проектной деятельности | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку, проведённый в 3 «Л» классе
Классный руководитель: Георгиева С. В.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ
Урок 52 (47).
Слайд 1
Тема: «Правила правописания разделительных ъ и ь знаков»
Цель:
– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];
– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
Оборудование: таблички с названиями инициативных групп, заготовки для выполнения проекта, раздаточный материал (буквы для составления слов, полоски из бумаги для выполнения заданий, зелёные и синие кружочки), цветные карандаши, клей, надписи с названиями этапов осуществления проектной деятельности.
Ход урока
1 Организационный момент
Распределение по группам.
На партах таблички с надписями:
аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.
Приветствие гостей.
Сегодня на уроке мы будем заниматься проектной деятельностью.
2. Формулирование темы и целей урока
Её этапы:
- Обдумывание проекта и составление плана.
- Разработка составных частей проекта.
- Иллюстрирование.
- Испытание.
Определение проблемы урока
Слайд 2 Учитель:
Запомните! Проще простого!
Пишите его в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласный
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья:
Е, Ё, Ю, Я.
Дети определяют тему урока:
«Правила правописания разделительных ъ и ь знаков».
Слайд 3 Требования к проекту
Он должен являться дидактическим пособием
Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм
Интересный и увлекательный
Работать с ним может сразу несколько человек
Использовать можно многократно
3. Подготовительный этап
Обдумывание проекта и составление плана
Слайд 4
«Мозговой штурм» Дети предлагают свои идеи.
Это будет опорная таблица
На месте предполагаемого проекта появляется заготовка:
Правописание разделительных ъ и ь знаков
Слайд 5 Инициативные группы
Аналитики
Экспериментаторы
Иллюстраторы
Исследователи
Слайд 6 Задания
Выработка правил в схемах. (Выполняют «аналитики»)
Слова в загадках. (Выполняют «иллюстраторы»)
Алгоритм действий. (Выполняют «экспериментаторы»)
Знаки-фокусники. (Выполняют «исследователи»)
Промежуточный контроль. (Выполняют участники проекта, свободные от заданий на данном этапе)
4. Разработка основных частей проекта и иллюстрирование.
1) Фиксирование проблемы. В каких случаях необходим разделительный знак и какой?
2) Правила.
В экспериментальной лаборатории появляются слова:
1-в_юга
весел_е
руж_ё
мурав_и
2-об_явление
пред_юбилейный
под_ём
раз_яснил
3-апел_син
дел_фин
сирен_
4-прибо_
поко_
комба_н
5-по_ёт
боле_ет
по_яснил
вы_езд
«Экспериментаторы» определяют буквы, «Аналитики» разделают слова на 5 групп, на доску вешают нужные слова и составляют схемы по результатам эксперимента.
Выполните – встаньте, чтобы мы проверили.
«Иллюстраторы» и ещё 2 группы восстанавливают деформированное стихотворение, отражающее проблему урока и алгоритм действий.
Озорной разделительный мягкий знак
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»
(Т. Крюкова)
Разделительный твёрдый знак
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак.
Восстановите алгоритм действий, экспериментаторы.
- Читаю (произношу) слово, слушаю, есть ли в нём звук [й,] после согласного звука перед гласным.
Вьюга – звук [й,] после согласного [в,] перед [у], разъезд – звук [й,] после согласного [з] перед [э]. Вывод: нужен разделительный знак.
- Выделяю в слове корень. Вьюга, разъезд.
- Смотрю, где нужно написать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем. Если в корне – пишу ь (вьюга), если между приставкой и корнем – пишу ъ (разъезд).
- Записываю слово.
- Проверяю написание: обозначаю орфограмму.
Вьюга, разъезд.
Знаки-фокусники - исследователи
Подели –
Обели –
Сел –
Сёмка-
Обедать –
Полёт –
Семя –
Коля –
Уля –
Отгадайте загадки, найдите слова с орфограммой и обозначьте её на карточке.
Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)
Записываем слово братья.
Придёт зима, объявится, на праздник ёлки явится. (Мороз.) Объявится.
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Объедет его великан-пароход.
И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать.
Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью.
Аналитики заходят на Началку сем и отправляют по 5 слов с разделительными знаками
В ходе работы всех групп продукты деятельности фиксируются на заготовке для проекта:
Проблема В каких случаях пишутся разделительные ъ и ь знаки
Правила в стихах и схемах Алгоритм
Знаки-фокусники
- Итоги урока
Анализ схем-опор
Положительные и отрицательные стороны разработанного проекта
Анализ хода работы над проектом
Рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...
"Орфография .Обобщение." 5 класс. Открытый урок по русскому языку
Конспект открытого урока с презентацией по русскому языку в 5 классе на тему "Орфография. Обобщение."...
"Орфография .Обобщение." 5 класс. Открытый урок по русскому языку
Конспект открытого урока с презентацией по русскому языку в 5 классе на тему "Орфография. Обобщение."...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным ь знаком" 2кл.
Конспект открытого урока по русскому языку 2кл." Правописание слов с разделительным ь знаком"...
открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими орфограммами"
На этапе закрепления пройденного материала классу предлагается вспомнить все пройденные орфограммы, которые прошли в 1 и во 1 классе. работа проводится на тексте....