Открытый урок развития речи "Звуки весны".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Курнявко Ирина Викторовна

Урок представляет собой коллективное написание мини - сочинения – описания на тему "Звуки весны" по опорным словам, используя групповую  и парную форму работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Урок развития речи. «Звуки весны»

Коллективное написание мини - сочинения – описания.

Цели: 1. Учить детей писать сочинение по опорным словам.  

            2.  Развивать кооперативную компетенцию, используя групповую  и парную форму работы.

            3. Воспитывать чувство любви и внимательности к родной природе.

Оборудование: компьютер, звукозапись «Весенняя капель», плакаты с текстами, карточки: «Звуки весны», «глаголы звучания», «деловой текст» «художественный текст», «звуки живой природы», «звуки неживой природы», рисунок девушки-весны, карточки  для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Приветствие.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас с вами много гостей. Но я вам открою ещё один маленький секрет. Оказывается, к нам сегодня на урок придёт ещё одна гостья.  Кто же это,  спросите вы? Попробуйте отгадать.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Значит, к нам пришла…….весна.

 

              Если снег везде растаял,

              И трава в лесу видна,

              И поёт пичужек стая, -

              Значит, к нам пришла ……….весна.

             Если солнце разрумянит

             Наши щёки докрасна,  

             Нам ещё приятней станет, -

             Значит, к нам пришла……. весна.

- Да,  к нам в гости, действительно пришла весна.

На доску под музыку  прикрепляется рисунок девушки весны.

  • Посмотрите, какая она нарядная красивая, пестрит яркими, свежими красками.
  • А как вы догадались, что к нам пришла именно весна? (дети называют приметы весны)
  • А кому из вас нравится это время года? Почему?

Пришла она к нам, вовсе не случайно, и принесла с собой множество различных  весенних звуков, потому что на уроке мы сегодня попробуем совершить необыкновенное чудо, а именно  – попробуем рассказать об этих весенних звуках в своём сочинении.

- Подумайте, как может звучать тема нашего сочинения? («Звуки весны», «Мелодия весны») (Вывешивается карточка «Звуки весны»)

- Возьмите листы для творческой работы и запишите  тему  нашего сочинения.

II. Подготовительный этап.

- Как вы думаете, какова будет основная мысль нашего текста? (Показать, сколько новых звуков дарит нам весна)

- Поэтому, сейчас я предлагаю вам  послушать, что же за звуки,  принесла нам  с собой Весна.

1. Звучит песня «Весенняя капель» 

- Какие же вы весенние звуки вам удалось услышать? (журчание ручейка, пение птиц, шелест листьев, шум дождя, детский смех)

- Эти звуки мы связываем именно с приходом весны. Потому что этих звуков не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. И они напомнили человеку о том, что долгая  зима вновь сменяется весной. С приходом весны все оживает вокруг. Весна идет! В природе яркий праздник и, как на настоящем празднике, все шумит, живет, радуется. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна,  всех не перечислишь!

2. Работа на листах (индивидуально)

- Запишите  звуки, которые вы услышали с помощью глаголов в неопределённой форме. (глаголы записывайте в столбик)

 (журчать, звенеть, шелестеть, свистеть, петь, чирикать, щебетать, кричать, смеяться, фыркать, капать, рычать, долбить, гремит, жужжит, лопаться, трескаться)

3. Проверка записанных глаголов.

- Назовите глаголы, которые вы записали.

Учитель вывешивает карточки  с перечисленными глаголами.

- Что общего в лексическом значении всех этих глаголов. (глаголы, которые обозначают звуки)

- А глаголы, которые обозначают звуки,  называются глаголами – звучания. (вывешивается карточка «глаголы- звучания)

- Все эти звуки можно разделить на две группы: звуки живой природы и  звуки неживой природы. Давайте попробуем это сделать.

4. Работа в парах.

- Возьмите карандаш и линейку и подчеркните одной чертой глаголы, которые обозначают звуки живой природы, а двумя чертами – глаголы, которые обозначают звуки неживой природы.

Парная работа за компьютером.

Парная работа у доски.

- Распределите глаголы на две группы по такому же принципу.

5. Проверка.

- Назовите звуки неживой природы.   (журчать, звенеть, капать, греметь, свистеть)

- Назовите звуки живой природы. (свистеть, петь, чирикать, щебетать, кричать, кашлять, смеяться, фыркать, рычать, долбить, жужжит шелестеть,)

- А теперь рядом с каждым глаголом  запишите источники этих  звуков, выраженные именами  существительными.

6. Работа в парах.

 Парная  работа за компьютером. (Соотнести картинки сущ. с глаголами)

7. Проверка.

- Назовите глаголы звучания живой природы вместе с  имена существительными.  ( соловьи свистят,  птицы поют, чирикают, щебечут, дети кричат,  смеются,  ёжик фыркает, сосульки плачут, капают,  медведь рычит,  дятел долбит, насекомые жужжат, листики шелестят)

- Назовите глаголы звучания неживой природы вместе с  имена существительными.  (ручей, река журчит, звенеть, , ветер свистит, гром гремит)

Физминутка

8. Повторение сведений о тексте, типах и стилях текста.

- А сейчас, используя опорные слова, которые мы вместе записали попробуем составить текст на тему: «Звуки весны».

- Вспомните, что же такое текст? (Текст-  это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст может иметь заглавие.)

- Ребята, как вы думаете, а какой тип текста подойдёт для нашего сочинения? (описание)

- Ребята, но тексты описания могут быть составлены в разных стилях.

(На доске плакаты с записанными текстами)

 

1)  Переменная облачность.

Температура воздуха +9º.

К вечеру ожидается дождь.

   2) Наступила весна.

Светит яркое солнце.

 С крыш домов зазвенела веселая капель.

- Прочтите текст, записанный на первом плакате.

- Где мы можем услышать этот текст? (по радио или телевидению во время прогноза погоды.)

- Этот текст чётко, кратко, по – деловому описывает погодные явления. Это деловой текст.

- Прочитайте 2-ой текст и подумайте, где мы можем встретиться с таким описанием природы? (в художественных произведениях)

- Здесь для прогноза погоды много лишних сведений. Этот текст рисует картину весенний  природы, передаёт её красоту. Это художественный текст.

- Какой стиль мы выберем для написания сочинения, главная мысль которого: показать, сколько новых звуков дарит нам весна? (художественный стиль)

   - Вспомните, из скольких частей состоит текст? (из 3-ёх)

   - Какие это части? (вводная, основная, концовка)

На доску вывешиваются плакаты:

  • Посмотрите на доску, определите, к какой части текста относится первая запись? (вводная часть)
  • А вторая запись? (концовка)
  • Какая часть отсутствует в нашем  сочинении? (основная)
  • Ваша задача - составить основную часть, в которой вы должны рассказать о  волшебных  весенних звуках.
  • О каких весенних звуках вы расскажите в основной части? (о звуках живой и неживой природы)

- А чтобы работа спорилась, и дело делалось, мы будем работать в группах и в парах.

1 группа – займётся корректировкой основной части текста. Добавит подходящие по смыслу  глаголы – звучания.

2 группа – составит предложения  из данных слов и свяжет их по смыслу.

3 группа – расположит предложения так, чтобы получился связный текст.

4 группа – Откорректирует основную часть текста, распространив данные предложения.

5 группа – работает за компьютером

6 группа – займётся корректировкой основной части текста. Добавит подходящие по смыслу  глаголы – звучания.

7 группа - расскажет о звуках живой природы.

8 группа - расскажет о звуках неживой природы.

III. Написание мини- сочинения.

1. Дети работают в группах.

2. Проверка текстов. Дети зачитывают получившиеся тексты.

Прочитайте получившийся текст.

  IV. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Вам понравились ваши сочинения?
  •  Удалось ли нам достичь цели нашего урока?
  • Как вы думаете благодаря кому и чему? (Благодаря упорной, совместной работе и, конечно же, самой красавице  Весне, ведь именно она вдохновила на творчество не только нас с вами, но и многих поэтов, писателей и художников. Об этом говорят картины и иллюстрации на доске)

И на память о сегодняшнем уроке мы с вами подарим нашим гостям и друг другу  мэрцишоры.    Мэрцишор – так называется  праздник, который   вот уже 800 лет  отмечается 1 марта на территории Румынии и Молдавии. Он знаменует наступление весны. Мэрцишоры носят на одежде весь март месяц, а в апреле красно-белые талисманы нужно повязать на фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. А если дерево, на которое вы прикрепили мэрцишор,  даст богатый урожай, значит, счастья и любви вам в этом году не миновать.

Дети дарят сувениры – мэрцишоры друг другу и гостям.

Звучит звукозапись «Весенняя капель»

О теплых днях весны, о щедрых днях
Звучит многоголосье увертюры
Звенит вода в ручьях, прощай остатки льда,
Выводит зяблик трель клавиатуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,
И будоражат лес синицы, не смолкая.
Курлычут журавли. Один...Еще один,
И сердце дрогнуло, ликуя и страдая.

Мелодия весны... В ней удальство и грусть.
Поет моя мечта, над рощей пролетая.
Как ты прекрасна, песенная Русь,
В неброский день распахнутого мая.

Приложение 1

Карточки для работы в парах

Карточка №1 (группа №1)

Расположите предложения в основной части так, чтобы получился текст. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

Вместе с ветерком прилетает шум двора…

Где-то кричат мальчишки.

В открытую форточку влетает ароматный ветерок.

Только весной так звенит и поет улица.

Лает собака.

Грохочет проезжающая машина.

Все рады приходу весны!

Правильный вариант

В открытую форточку влетает ароматный ветерок.

Вместе с ветерком прилетает шум двора…

Где-то кричат мальчишки.

Лает собака.

Грохочет проезжающая машина.

Только весной так звенит и поет улица.

Карточка №2 (группа №2)

Составьте предложения из слов (для основной части текста), так чтобы получился текст. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

    1) на,  орут,  припеке,  петухи

    2) тенькает,  окошка,  звонко, синица,  у

  1. бормочет, в, сойка,  лесу
  2. раздаётся, дробь, вдалеке, звонкая, дятла

   Все рады приходу весны!

Правильный вариант

На припёке орут петухи.

Звонко тенькает у окошка синица.

Бормочет в лесу сойка.

Вдалеке раздаётся звонкая дробь дятла.

Карточка №3 (группа №3)

 Откорректируйте основную часть текста. Вставьте подходящие по смыслу глаголы звучания в основной части текста. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

……………… за окнами звонкая капель. …………… весёлые ручейки. Деревья ……….…….молодыми  зелёными листочками.  Но вдруг ………………… оглушительный гром, сверкает молния,  и вмиг …………..  тёплый весенний дождь.

   Все рады приходу весны!

Правильный вариант

Застучала за окнами звонкая капель. Зажурчали весёлые ручейки. Деревья зашелестели молодыми  зелёными листочками.  Но вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния,  и зашумел  тёплый весенний дождь.

Карточка № 4 (группа № 4)

Откорректируйте основную часть текста. Дополните предложения. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

 Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

Трескается лед на реке. Журчат ручейки. Лопаются почки. Распускаются листочки. Поют птицы, жужжат насекомые.

Все рады приходу весны!

Правильный вариант.

Трескается тонкий лёд на реке. Журчат весёлые ручейки. На деревьях лопаются почки и распускаются зелёные листочки. Повсюду поют весёлые песни  птицы, жужжат насекомые.

Карточка № 5 (группа № 5)

Составьте текст описание весенних звуков неживой природы. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Освободившись ото льда, журчит речка.  С крыш домов зазвенела веселая капель. По дорогам шумят ручьи. Ветер шелестит молодыми листочками.

Карточка № 6 (группа № 6)

Составьте текст описание весенних звуков неживой природы. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

В чистом весеннем воздухе поют птицы. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями. Ёжики вылезли из своих нор и весело фыркают. Зажужжали мухи, осы и пчёлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый итегрированный урок "Весна приходит вновь"

Уроки математики и художественного труда. Урок математики раскрывает конкретный смысл деления, а по труду это второй урок- дети приклеивают готовые детали....

Открытый урок "Насекомые весной". 1 класс.

Урок был разработан по УМК "Начальная школа XXI век". Публикация прошла в газете "Начальная школа. "Первое сентября"....

Конспект открытого внеклассного занятия "Весна - Красна" 1 дополнительный класс коррекционная школа

Открытое внеклассное занятие "Весна - Красна" по предмету мир природы и человека 1 дополнительный класс коррекционная школа...

Открытый урок по литературному чтению в 3а классе на тему "ВЕСНА ИДЁТ! ВЕСНЕ ДОРОГУ!"

Открытый урок по литературному чтению был проведен в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ в МКОУ "Артезианская СОШ №2".Урок был посвящен теме прихода весны.Весна - это время обновления, время перемен.Это вре...

Конспект открытого урока для детей с УО по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"

Конспект открытого урока  для детей с УО вариант 1 по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс Тема: Весна. Признаки весны.

Тема: Весна. Признаки весны.ЦельПознакомить учащихся с понятием весна, признаки весны;Задачи урока1. Образовательная:- выделить признаки весны в неживой природе;- дать представление об изменениях в жи...