Открытый урок по литературному чтению в 3а классе на тему "ВЕСНА ИДЁТ! ВЕСНЕ ДОРОГУ!"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наминова Наталья Владимировна

Открытый урок по литературному чтению был проведен в рамках НЕДЕЛИ НАУКИ в МКОУ "Артезианская СОШ №2".

Урок был посвящен теме прихода весны.Весна - это время обновления, время перемен.

Это время года когда все расцветает, благоухает  как человек, так и природа.

Тема весны  затронуло творчество многих поэтов и писателей.

Также, данная тема изучается на уроках литературного чтения  в учебном материале каждого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_teh.karta_.docx38.74 КБ
Файл urok_liter.chteniya_3_klass.pptx114.29 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Черноземельского РМО

МКОУ «Артезианская средняя общеобразовательная школа №2»

Название                УМК «Гармония»                           Предмет           литературное чтение                   Класс       3

Тема урока:       «Весна идет, весне дорогу!»  (  А.Фет «Я пришел к тебе с приветом,..,» Ф.Тютчев «Зима недаром злится,…», А.Плещеев «Весна»,  А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…», И.Северянинова «Отчего?»)                                                                                                                                                                                  Место и роль урока в изучаемой теме: данная тема из раздела «Весна идет, весне дорогу…» составляет единое целое: в процессе анализа вышеназванных произведений учить воспринимать эмоциональное содержание поэтических текстов и видеть связь между образной картиной стихотворения, миниатюры и их смыслом

Тип урока: конкурс чтецов, обобщение

Цель урока: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворений о весне                                                                  Задачи:                                                                                                                                                                                                                            образовательные:                                                                                                                                                                                                                    организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворениями  А.Фета, Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.К.Толстого, И.Северянинова      развивающие:                                                                                                                                                                                                                              развивать образное мышление,  память, внимание, воображение, речь;                                                                                                                                                                  обеспечить развитие читательских умений,  навыков  выразительного чтения, речи,                                                                                         воспитательные:                                                                                                                                                                                                     воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворений;

 вызвать душевный отклик на лирические произведения о весне;              

 способствовать воспитанию интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине.

МАТЕРИАЛ УРОКА ПОДГОТОВЛЕН  ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭОР : http://www.zavuch.info/uploads/methodlib.doc

МУЗЫКА: ZAYCEV.NET

Этапы урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

1 мин

Организационное начало урока

 Цель: проверить готовность к уроку

Здравствуйте, дети!                     Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок.

Подготовка к работе.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

1.1

1 мин

Постановка проблемы

Цель:

  • развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
  • воспитывать интеллигентность

умение выслушать товарищей;

- Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему?
- Как вы думаете, почему большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, чем это объясняется?
- Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворениям замечательных русских поэтов

Учащиеся называют разные времена года и объясняют причину своего выбора.

Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц,  что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость.

Познавательные УУД

  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.

5 мин

 словарная работа

Цель:

  • формировать навык самостоятельной работы;
  • развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся,
  • учить работать со справочной литературой,

Но сначала проведем зрительный диктант с группой новых слов                  (слайд 2).

 Время экспозиции – 3 секунды.

Все внимание на экран!

На экране появляются слова:

ПЕЧАЛЬ    ТРЕВОГА ( 3 сек)

ВОЛШЕБНЫЙ   ОТЧАЯНИЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ

Возьмите в ручки красные ручки.

Внимание на экран! Проверка.

Какие из этих слов мы можем использовать сегодня на уроке и в каких случаях?

  Дети приготовили тетради, синие и зеленые ручки, простые карандаши.

- Учащиеся смотрят на экран

-прочитывают орфографически каждое слово

- записывают в тетрадь, выделяя «опасное» место зеленым цветом

-  обозначают ударение

- делят на слоги

-  выделяют корень

Проверяют написание слов.

Волшебный – когда будем говорить о весне.

Внимательный – когда будем слушать друг друга.

Выразительный – когда будем читать стихотворения.

              Самоопределение          

Самопроверка              

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Самоосмысление                                                                                      

3.

7 мин

Сообщение темы урока 

Сегодня на уроке мы будем говорить и писать о весне. Потому тему урока мы обозначим так: "Весна идет - весне дорогу!"

Но сначала я вам предлагаю послушать отрывок из музыкального произведения А. Вивальди  "Времена года".  Закройте, пожалуйста, глаза и представьте ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор.

Звучит отрывок музыкальной пьесы Вивальди «Времена года. Весна»

Какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили?

Вы верно определили время года, изображенное в музыкальном произведении. А теперь прослушайте словесное произведение.

Звучит аудиозапись стихотворения А.Фета «Я пришел к тебе с приветом»

Слушают произведение.

Ответы детей.

Слушают произведение

 Личностные УУД

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

.Коммуникативные УУД

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

3.1

Афанасий Фет

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Какая картина более интересна и понятна вам, музыкальная или словесная?

Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов

                                              Самоосмысление

4.0

7 мин

Наблюдение

цель:

  • развивать память и образное
  •  мышление детей,
  • совершенствовать навыки
  •  определения частей речи;
  • развитие коммуникативных
  • навыков через работу в парах,
  •  оценку и самооценку
  • деятельности
  • воспитывать чувство коллективизма,
  •  интерес к предмету.

На уроках литературного чтения мы изучали произведения о весне, а в тетради записывали слова, словосочетания, которые показали нам, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны. Это вы показали и в своих рисунках при помощи красок, на которых мы видим конкретные предметы: деревья, воздух, первоцветы и т.д.

Давайте, глядя на рисунки  составим свои произведения о весне, в которых вы выразите свои мысли и чувства в тетради,  а потом поделимся своими зарисовками с одноклассниками.

Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений.

Открывают тетради по литературному чтению и, пользуясь таблицей и словарем настроений, в малых группах составляют небольшие зарисовки о весне.

Представители от каждой группы зачитывают свои зарисовки.

1 группа:

«Весна гуляет по нашему краю, как молодая хозяйка. Солнце пригревает, а свежий воздух наполняет сердце радостью. Лучам солнца не охота ждать лета и они уже купаются в речке. весна – чудесное время года!»

2 группа:

«Весна началась. Грачи прилетели и стали громко кричать. Появились первоцветы, они очень прекрасны. Солнце все выше. Оно такое яркое. Леса, луга стали цвести. Это так чудесно»

3 группа:

«Началась весна. Звенит ручей. Люди радуются, гуляют, пускают кораблики, долбят лед. Начали голубеть леса, луга. Но земля потревожена, изранена, обнажена.»

Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других

5.

2

мин

6.

7

мин

Закрепление

цель:    

  1.  совершенствовать навыки выразительного чтения;
  2. формировать навык самостоятельной работы;
  3. продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа
  4. активизация мыслительной и творческой деятельности;
  5. развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности

Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, слушали музыку, работали письменно со словами, а теперь предстоит самое интересное – подготовить выразительное чтение стихотворений о весне. Работать будем в группах:

1-я группа готовит выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима не даром злится…»

– И.Северянинов «Отчего?»

2-я группа – А Плещеев «Весна» (Уж тает снег, бегут ручьи…)

– А.Плещеев «Весна» (Песни жаворонков снова…)

3-я группа – А.К.Толстой  «звонче жаворонка пенье…»

 – А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…»

  • Распределяются на группы,
  • прочитывают стихотворение

 сначала каждый самостоятельно,

  • коллективно расставляют паузы,
  • выбирают темп чтения, интонацию, настроение, с которым будут читать

данное произведение,

  • прослушивают друг друга, дают советы,

по мере готовности подают сигнал

                                              Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности ;

Проговаривать последовательность действий ;

Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

6.1

8

мин

Конкурс стихов

А теперь послушайте внимательно друг друга, и помните о правилах хорошей речи!

Оцените подготовку ребят, выскажите свои пожелания и впечатления.

3-ое учащихся выступают перед одноклассниками, а остальные выслушивают, а потом высказывают свое мнение

Взаимооценка Самовыражение

7.

1 мин

Итог урока

Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся

. Ребята, вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке?

Учащиеся рассказывают

 о своих чувствах, которые

 возникли во время работы .

  Самоанализ

 Рефлексия

8.

1 мин

Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

– Нарисовать по желанию один из названных образов стихотворения и написать миниатюру  или выучить стихотворение наизусть.

Самовыбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 а классе «ВЕСНА ИДЕТ! ВЕСНЕ – ДОРОГУ!»

Слайд 2

Словарная работа П Е ЧАЛЬ ТР Е ВОГА В О ЛШЕБНЫЙ ОТ ЧА Я НИЕ ВН И МАТ Е ЛЬНЫЙ ВЫР А ЗИТ Е ЛЬНЫЙ

Слайд 3

Презентация подготовлена: Наминовой Н.В., учителем начальных классов МБОУ «Артезианская СОШ № 2» К уроку использованы анимации с детского портала «Солнышко» – http://www.solnet.ee/img/solnet_logo.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Л.Н.Толстой, рассказ «Лев и собачка». Цели и задачи: учить определять жанр и тему произведения; работать над выразительностью чтения; ф...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева, Т.М. Белозёрова"

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему "Образ весны в стихотворениях А.Н.Плещеева ,Т.М.Белозёрова" направлен на изучение творчеств этих замечательных поэтов,учить анализировать лирические пр...

Урок по литературному чтению в 3 классе. Озорные стихи о весне.

Презентация ко 2-му уроку из раздела "О весна, без конца и без краю ..." (Стихи В.Маяковского "Тучкины штучки", И.Мандельштама "Калоша", С.Черного "Зеленые стихи")...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....