Открытое занятие: Развитие творческой речевой активности через актуализацию знаний по теме: «Весна, весенние изменения в природе, признаки весны, весенние приметы в загадках описаниях и произведениях изобразительного искусства!"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Челядина Светлана Владимировна

Воспитательский час в детском доме. Тема: Весна, весенние изменения через картины художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx69.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное казённое учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  «Детский дом с. Черниговка»

Открытое занятие: Развитие  творческой речевой активности через актуализацию знаний по теме:

«Весна, весенние изменения в природе, признаки весны, весенние приметы в загадках описаниях и произведениях изобразительного искусства!"

большаявода.jpg

Челядина Светлана    

                                                                            Владимировна, 1 кв.

                                                                                   категория.

Черниговка 2016 г.

Цель:

 1.Научить воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

 2. Развить у школьников творческую активность.

 3. Воспитать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Задачи:

1. Учить детей, видеть красоту изменяющейся весенней природы.

2. Развить коммуникативные навыки, навыки работы по картине.

    Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие.

3. Обогащать знания детей о признаках, характерных для весны.

4. Воспитать в детях способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту родной природы.

Оборудование:

Ноутбук. Электронная презентация «Пришла весна!», муз.композ. Вивальди «Времена года. Весна», картины А. К.  Саврасова  «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна - Большая вода»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие. Наверняка вы помните героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовка попал на страницы книги, а мы с вами совершим путешествие в художественный уголок природы.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, посвященное прекрасному времени года, когда в природе происходят невероятные и очень красивые изменения... А именно тому, как это время года изображают художники.  А о каком именно времени года мы поговорим, узнаем из загадки:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Воспитатель:

 Правильно, весной. Все мы знаем, что весна - это время года, когда природа оттаивает после зимних морозов, когда все живое пробуждается, и от этого все вокруг  становится ярче, свежее и красивее.

Сегодня мы с вами увидим, а какой видят весну известные русские художники или, как мы их еще называем, - живописцы. 

2. Изучение нового материала.

Воспитатель:

 Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень известными картинами. Но для начала нам нужно узнать 2 интересующих момента:

1. Как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.

2. Вспомнить названия весенних месяцев. Какие они имеют названия? Март, апрель, май.

Воспитатель:

А теперь послушаем загадку, отгадаем её и узнаем, о каком из весенних месяцев пойдет речь.

Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Воспитатель:

Верно, это март. Именно погоду этого весеннего месяца изобразил в своей картине известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. А картина называется «Грачи прилетели»       Слайд1

Посмотрите, пожалуйста, на картину. Попытаемся описать то, что изобразил художник, Алексей Кондратьевич Саврасов. Что мы видим на картине?

Дети - Окраина небольшого городка или деревня,

- старая церковь

- покосившийся забор,

- тающий снег

- на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи.

Воспитатель: А какие цвета использовал художник Саврасов при написании картины «Грачи прилетели»?

Дети: Серые, снег уже нечистый, стволы тоже темные, видно, что они намокли, и лишь небо голубое.

Воспитатель: Мы видим, что художник изобразил простую русскую деревеньку, ярких веселых красок нет, как это обычно бывает весной. То есть это все говорит о том, что художник полюбил родную весеннюю природу марта такой, какая она есть на самом деле.

        Картину «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов написал за один день. Но, несмотря на это картина очень понравилась обществу.

3.  Рассматривание картины. Загадка. Сейчас мы послушаем еще одну загадку и узнаем, какой весенний месяц изображен на следующей картине. Читает Надя К.

Яростно река ревёт, и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.  Кто же к нам пришёл?

Воспитатель: Верно, это апрель. А картина называется «Весна. Большая вода», написал ее, не нарисовал, а написал Исаак Ильич Левитан. Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы.  Ребята, давайте сначала посмотрим на картину под музыку, а потом вместе обсудим, что изображено на картине. Слайд 2

Звучит.…Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта великого композитора Вивальди - «Времена года». Для того чтобы услышать музыку, нужно слушать ее в тишине. Сядьте удобнее и постарайтесь не отвлекаться.

Воспитатель: Расскажите, что вы видите. Постарайтесь не пропустить даже самые малозаметные приметы весны. Что изображено на картине?

Воспитатель: А какие цвета использовал Левитан?

Дети: Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Воспитатель: Верно, именно эти цвета точно передают радостное, весеннее настроение.

А теперь вам, ребята, нужно выбрать характеристики, которыми можно описать картину:

 Изображены: теплое ласковое солнце, морской прибой, свежий прозрачный чистый воздух, пронизывающий ветер, голубое небо, старые сосны.

Красоту каких предметов передал на своей картине Левитан? Красоту половодья, рощи, неба, стаи уток в небе, сбоку картины изображена лодка, вдалеке – дома, магазины.  

 Видим, что вода занимает большую часть картины. Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.

А вода какая? - Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся, грязная, темная.

Воспитатель: С чем ее можно сравнить, если в ней отражаются деревья, кусты?

Дети: С зеркалом.

Воспитатель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то, что занимает верхнюю?

Дети: Небо.

Воспитатель:  Какое оно?- Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, темное, грязное.

Воспитатель: Видим на картине рощу. Какие деревья растут в роще?

Дети: Старая осина и елочка, березки.

Воспитатель: Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? Как?

Дети: У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.

Воспитатель: Ребята, а что хочет нам показать художник своей картиной?

Дети: Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

Воспитатель: О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?

Дети: О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

Воспитатель: Все верно. Молодцы!  

4. Физминутка:  ВЕСЕННЯЯ .

5. Поговорки.   Слайд

 

Воспитатель:  Ребята,  объясните поговорки и пословицы: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы».

Дети: В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весенний день год кормит.

Кто спит весною – плачет зимою.

Где в апреле река, там,  в июле лужица.

6. Весенние загадки

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт  (весна)

              В белый цвет оделся сад,

              Пчёлы первые летят.

              Гром грохочет.

             Угадай, Что за месяц это? (май)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей  (грач)

                Первым вылез из землицы

                На проталинке.

                Он мороза не боится,

                Хоть и маленький  (подснежник)

 На зелёном шнурочке

 Белые звоночки  (ландыш)

                 Зазвенели ручьи,

                 Прилетели грачи.

                 В улей пчела

                 Первый мёд принесла.

                 Кто скажет, кто знает,

                 Когда это бывает?  (весной)

7. Задание «Весеннее пробуждение природы»

- Укажите природные явления, характерные для весны.
Заяц сменил свой цвет с белого на серый, появились почки на деревьях, белка запасает пищу, птицы вьют гнёзда, прохладно, тает снег, жарко, листопад, начался сев, метут метели, журчат ручьи, ель стоит зелёная, появились насекомые, земля покрыта снегом, солнце светит, но не греет, птицы летят на север, ярче светит солнце, вылупились птенцы, опадают листья, цветут цветы, идут дожди, тепло, мороз, ледоход, день длинный, распустились почки, медведь спит в берлоге, на деревьях нет листьев, реки стали полноводными.

8.Рефлексия.

Воспитатель:  Молодцы! А теперь вспомним все то, что узнали сегодня нового на нашем занятии. Для этого нам нужно выполнить несложное задание. Я предлагаю вам предложения, но они не закончены.

 Ваша задача - вспомнить картины и все то, что мы о них узнали, и вставить подходящие слова.

Авторов картин называют художники, а также …(живописцы).

Правильнее говорить «Художники …(пишут) картины», а не «рисуют».

Картины, на которых изображена природа, называются …(пейзажи)

Весенняя картина Алексея Кондратьевича Саврасова называется  (Грачи прилетели)

Картина  «Весна. Большая вода» принадлежит кисти художника Исаака Ильича (Левитана)…. Он был учеником А.К.Саврасова.

К чему призывают живописцы, которые пишут картины родной природы?

О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

Молодцы, ребята! Поработали вы сегодня хорошо. Внимательно слушали, отвечали на вопросы и справились с заданиями! Вот и закончилось путешествие в художественные уголки природы.

 Дорогие ребята! Красота, это мир, навстречу к ней всегда открыта душа человека. Берегите красоту природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...

Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...

Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»

Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....

Урок "Весенние изменения в природе". (1 класс) УМК «Планета знаний»

Цель урока:    Углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.Задачи урока:Дать представление об изменениях в жизни растений и животных веснойПоказать ...

Конспект урока на тему "Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки." 2 класс

Конспект литературного чтения для 2 класса: "Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки."...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном на материале «Весенние изменения в природе»

Урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в парах)....