Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе по теме «Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов». До этого  урока  предшествовало изучение имени существительного, имени прилагательного, местоимения. Урок по данной теме позволяет повторить знания учащихся о глаголе и перейти к более подробному изучению его морфологических признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.о. Королев Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.

Составитель: учитель начальных классов

Князева И.В.

г.о. Королев, 2019 г.

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.

Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

            - формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

            - обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

            - определение роли глагола в предложении.

Планируемые результаты:

Предметные:

-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как  показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

 - овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,   грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,  что ещё неизвестно;

  - оценивать ход и результат выполнения задания;

  - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

 - корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

 - уметь работать в парах

 - внимательно слушать друг друга;

 - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с информацией:

               -  работа с материалом учебника;

               - искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор  В.П. Канакина), карточка с заданием для работы в паре, в группе.

 Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.

Ход урока

I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.

- А теперь посмотрите слайд и прочитайте высказывание.(Слайд 1)

- Как вы объясните данную пословицу?

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.

-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать 

Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам,

Чего не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.

  1. Cловарная работа

- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)

- Что вы о них можете сказать?

- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы.

- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что знаете об имени прилагательном?

2. - Ваше следующее  задание: расшифровать тему нашего урока. (Слайд 2) 

- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось? (Глагол)

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется  глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)

- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.

(Слайд 3)

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»

(Слайд 4)  А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

III  . Работа по теме урока

  1. Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)

- Прочитайте текст (Слайд5)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  (Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?)

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)

- Запишите текст, который у вас получился.

(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.) 

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал.

- Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)

- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)

- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события)

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

-  Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 101

  1. Физминутка

  1. Продолжение работы над темой урока.
  1. Закрепление изученного материала.
  1. – Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное, распространенное, нераспространенное)

(Учащиеся выбирают подходящие карточки)

- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)

-Как вы определили?

- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант -  в четвертом.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.

- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.

2) (На доске карточки со словами: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)

-Прочитайте группу слов. Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

Подберите к каждому сущ. подходящий глагол.

- Запишите нераспространенные предложения.

- Подчеркните грамматическую основу.(Один ученик работает у доски)

- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

  1. Включение в систему знаний и повторение

(Работа по учебнику)

- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)

- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый? (Ленивый)

- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в №170 стр. 100

- Какова главная мысль стихотворения?

- Выпишите глаголы.  (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)

- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)  

- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.

-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)

  1. Самостоятельная работа

- Выполните задание №1 стр. 41  в рабочей тетради.

  1.  Итог урока. Рефлексия.
  • Подведем итог урока. (Слайд 6)
  • Что такое глагол? (Часть речи)
  • На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
  • Что обозначает? (Действие предмета)
  • Каким членом предложения является? (Сказуемым)

      - Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?

      - Что понравилось? Чем урок запомнится?

  1.  Домашнее задание. Стр. 101 правило, №171


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов Подготовил: учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 Князева И.В.

Слайд 2

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое

Слайд 3

П Х Г Л С Ш А Г К О Л Глагол

Слайд 4

В.И. Даль «Глагол – это словесная речь человека, разумный говор, язык»

Слайд 5

« Глаголь» — старинное название буквы «г».

Слайд 6

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел .

Слайд 7

Глагол Часть речи Действие предмета Сказуемое Что делать? Что сделать?

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...