Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме «Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов». До этого урока предшествовало изучение имени существительного, имени прилагательного, местоимения. Урок по данной теме позволяет повторить знания учащихся о глаголе и перейти к более подробному изучению его морфологических признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol._znachenie_i_upotrebl._3_kl.docx | 28.58 КБ |
презентация к уроку | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.о. Королев Московской области
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.
Составитель: учитель начальных классов
Князева И.В.
г.о. Королев, 2019 г.
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.
Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные:
-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с информацией:
- работа с материалом учебника;
- искать и выделять необходимую информацию.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина), карточка с заданием для работы в паре, в группе.
Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.
Ход урока
I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.
- А теперь посмотрите слайд и прочитайте высказывание.(Слайд 1)
- Как вы объясните данную пословицу?
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.
-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам,
Чего не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.
- Cловарная работа
- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)
- Что вы о них можете сказать?
- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы.
- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что знаете об имени прилагательном?
2. - Ваше следующее задание: расшифровать тему нашего урока. (Слайд 2)
- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П | Х | Г | Л | С | Ш | А | Г | К | О | Л |
-Какое слово получилось? (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)
- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.
(Слайд 3)
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»
(Слайд 4) А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.
III . Работа по теме урока
- Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)
- Прочитайте текст (Слайд5)
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел.
- Назовите части речи, которые использованы в тексте.
- Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)
- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?
- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)
- Запишите текст, который у вас получился.
(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал.
- Как изменился второй текст?
- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)
- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)
- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события)
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
- Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 101
- Физминутка
- Продолжение работы над темой урока.
- Закрепление изученного материала.
- – Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное, распространенное, нераспространенное)
(Учащиеся выбирают подходящие карточки)
- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)
-Как вы определили?
- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант - в четвертом.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.
2) (На доске карточки со словами: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)
-Прочитайте группу слов. Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
Подберите к каждому сущ. подходящий глагол.
- Запишите нераспространенные предложения.
- Подчеркните грамматическую основу.(Один ученик работает у доски)
- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
- Включение в систему знаний и повторение
(Работа по учебнику)
- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)
- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый? (Ленивый)
- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в №170 стр. 100
- Какова главная мысль стихотворения?
- Выпишите глаголы. (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)
- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)
- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.
-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)
- Самостоятельная работа
- Выполните задание №1 стр. 41 в рабочей тетради.
- Итог урока. Рефлексия.
- Подведем итог урока. (Слайд 6)
- Что такое глагол? (Часть речи)
- На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
- Что обозначает? (Действие предмета)
- Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?
- Что понравилось? Чем урок запомнится?
- Домашнее задание. Стр. 101 правило, №171
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое
П Х Г Л С Ш А Г К О Л Глагол
В.И. Даль «Глагол – это словесная речь человека, разумный говор, язык»
« Глаголь» — старинное название буквы «г».
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел .
Глагол Часть речи Действие предмета Сказуемое Что делать? Что сделать?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...