2. Чистописание
3. Интрига
III.Этап актуализации знаний Цель-выявить первоначальные знания детей по теме «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу» ;подготовить к восприятию новой темы. 4. Прогнозирование
5. Работа по учебнику
IV.Этап изучения новых знаний Цель-сравнение ударной и безударной позиции написания сочетаний ЖИ-ШИ.
V. Физкультминутка Цель-реализация двигательной активности.
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. Цель-умение вести учебный диалог, добывать информацию из текста, выражать свои мысли, слушать и дополнять ответ товарища.
6. Работа над проектом
VII. Этап подведения итогов урока Цель-подведение итогов, формулирование и запоминание памятки.
VIII. Этап рефлексии Цель-вспомнить и проанализировать свою работу на уроке.
Д/З, выставление отметок
| -Правильно назовите буквы, которые вы видите на слайде .(ж, ш, ч, щ) -На что указывают наклонные линии? (контроль линий). -Пропишите эти буквы, чередуя до конца строки, соблюдая контроль линий. -Какие правила с этими буквами вы знаете? -Пропишите эти сочетания на следующей строке. -Посмотрите на следующий слайд. Всегда пом…гай товарищ…м. -Почему надо помогать товарищам? Помогая друг другу, вы делаете добро, а так же становитесь участниками социального проекта «Твори добро», в котором мы приняли участие на прошлой неделе.
- Объясните пропуски в словах. -Спишите предложение, подчеркните известные орфограммы. -Проверьте и оцените себя по шкале оценки.
-Вчера, идя по коридору, я услышала спор трех учеников: один говорил, что в слове ЖИЛИЩЕ в корне нужно писать Ы, другой Е, третий И. Как вы считаете, кто из учеников прав? Выскажите свое мнение. Сегодня на уроке мы узнаем ответ на этот вопрос.
-Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?(написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ) -Проверим, верен ли ваш прогноз. -Найдите в содержании учебника нужную тему и страницу, откройте ее по закладке. -Прочитайте тему нашего урока. -Сформулируйте цели нашего урока. (узнать тайну написания ЖИ-ШИ)
-Прочитайте диалог Маши и Миши. Что узнали из их разговора? Хотите узнать эту тайну? -Кто догадался от чего будет зависеть написание этих сочетаний? (от ударения) -Там где ударение падает на сочетание, пишем И, не падает-проверяем .
-В каких словах можно проверить и доказать написание И ? (выслушиваются ответы детей) -Прочитайте слова на слайде 3 (тиш…на, горош…на, ш..п, уж…н) -Какие из этих слов можно проверить? -Как будем проверять?( ставим под ударение) -Какие слова нельзя проверить? -А если слова нельзя проверить (пользуемся словарем «Пиши правильно») -Запишите эти слова, вставляя нужную букву .
-На странице 146 учебника найдите выделенные слова Внимательно прочитайте первые 3 слова.( шипеть, шипящий, шипучий) Можно ли их назвать родственными? Докажите. А четвертое? Если возникли затруднения, чем воспользуемся? (толковый словарь Ожегова С. И. ) (показ словаря, нахождение значения слова ШИП. Шип-колючка, шип-звук шипения.) -Как называются такие слова? (омонимы). Приведите примеры слов омонимов. -А если слова нельзя проверить? (обращаемся к словарю «Пиши правильно»).(тишина, горошина, ужин) -Найдите в учебнике упражнение 111. -Прочитайте задание. На какие 2 группы можно разделить эти слова? Выполните это упражнение, воспользуясь подсказкой летучей мыши. -Это задание выполним парами. - Вспомним правила работы в паре. Назовите их . - Говорим шепотом
- Работаем вместе
- Слушаем друг друга и договариваемся
- Обозначаем, что работа окончена (домиком)
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга выполненную работу. Оцените на полях по шкале оценки.
-Продолжим работу над проектом «Пишу правильно» и составим памятку написания ЖИ-ШИ. ПАМЯТКА 1. Определи ударное или безударное сочетание 2. Если под ударением, пиши букву, не сомневаясь 3. Если без ударения, ищи проверочное слово 4. Обратись к словарю «Пиши правильно»
-У вас на столах лежат конверты. Возьмите и откройте их. Пока Маша была на заседании клуба, Миша написал предложения. Найдите ошибки, которые увидела Маша и исправьте их. 1 в. В детском саду тишена. Малышы спят. 2 в. Чижы жывут в лесу. Ребята ищут шышки. -Проверьте себя по слайду на доске.
-Подведем итог нашей работе. -В начале урока мы поставили цели, посмотрим, достигли ли мы их. -Какую тайну мы разгадали? -Как будем поступать? (выслушиваются ответы детей) Вспомните начало урока . Кто же из детей оказался прав-как правильно написать словр ЖИЛИЩЕ .
-Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. -Закончите урок словами: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я сумел… На этом уроке я похвалю себя за…
Учитель дает инструкцию для выполнения домашнего задания.
Вывод: Мы с вами изучили четыре группы животных, но на этом не останавливаемся и продолжаем изучать остальные группы животных.
-Поднимите руки у кого остались лишние детали? -Подойдите по одному человеку от пары и соберите пазл. Посмотрите, что получилось? (Дети выходят к доске и вывешивают свои части,собирают из них птицу)
| Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают правила, пишут сочетания букв с этими правилами.
Выслушиваются разные ответы детей.
Находят в учебнике нужную тему, ставят цели урока. Знакомятся с диалогом Маши и Миши.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.
Систематизируют, анализируют, делают выводы.
Работают по учебнику, рассуждают, отвечают на вопросы учителя.
Составляют памятку.
Выслушиваются ответы детей и составляется памятка.
Дети работают по карточкам. Находят ошибки и исправляют их.
Сверяют свою работу с образцом на слайде.
Дети отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.
Записывают домашнее задание в дневниках. | Личностные УУД: -оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; -свободно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -Прогнозировать свою деятельность. -Высказывать предположение на основе наблюдения -Формулировать проблему, цель урока -Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Предметные УУД; -Знать правила написания ЖИ-ШИ и уметь применять его.
Коммуникативные УУД: -договариваются, приходят к общему решению совместной деятельности. Познавательные УУД : -анализируют, группируют
-преобразовывают информацию из одной формы в другую
Познавательные УУД: -работать с информационными источниками; -умение ориентироваться в учебной литературе.
Регулятивные УУД: -работать по указанному плану.
| Слайд 1 1 мин.
Слайд 2 4 мин.
Слайд 3 4 мин.
Учебник
Слайд 4 3 мин.
Слайд 5 2 мин.
|
| Учитель- Давайте, вместе искать ответы на поставленные задачи - Выделим признаки птиц. Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос. Как вы отличаете птиц от других животных? Они умеют летать. У них есть крылья. Учитель- Хорошо. Можно ли назвать всех летающих животных птицами? Нет, летать могут и насекомые, например, бабочка. Летать могут и звери, например, летучая мышь. Учитель- А бывают ли нелетающие птицы? Да , пингвин или страус Учитель- Давайте еще подумаем, у птиц есть какой-то другой отличительный признак? Они несут яйца Учитель- Но несут яйца и пресмыкающиеся, которых мы изучали на прошлом уроке: ящерицы, змеи, крокодилы и т.д. И даже насекомые- бабочки. У них есть клюв и две ноги Учитель- Зачем клюв птицам? Добывают пищу-Приводят в порядок перышки-Вьют гнезда-Ухаживают за птенцами- Поют Учитель - Но клюв бывает и у черепах. Птицы покрыты перьями Учитель - Правильно, молодцы! Во всем мире мы больше никакого пернатого не найдем!!! Перьями покрыты только птицы, и это невероятно удобная одежда. Учитель обращает внимание на слово "Пернатые", на его значение из толкового словаря С.И. Ожегова ПЕРНАТЫЕ – ПОКРЫТЫЕ ПЕРЬЯМИ. Учитель - Как вы думаете, зачем птицам перья? Помогают летать, защищают от холода и даже от перегревания На доске
Признаки птиц 1.Умеют летать 2.Несут яйца 3.Есть клюв и две ноги 4.Покрыты перьями (пернатые) |
Задачи урока 1.Что отличает птиц от других животных? 2.Чем питаются птицы? 3. Зачем нужны птицы? |
Вывод: Мы с вами выявили основные признаки птиц. Давайте изучать тему дальше.
| Раскрывают особенности внешнего вида и жизни животных; Высказывают суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков группы животных.
| Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - извлекать необходимую информацию из иллюстрации; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать и действовать с позиции содержания предмета; - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; - осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря Коммуникативные УУД: - строить и диалогическую речь; ; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - выполнять различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу;
| Слайды 3 , (иллюстрация), 4 (значение слова - пернатые), учебная доска
|
| Учитель- Узнали, кто это? А.С. Пушкин Учитель- Правильно. Под его пером сказки, рассказанные его няней, превращались в стихи, которые разошлись по всему миру. Учитель- Посмотрите, чем раньше писали стихотворения? Пером Учитель- Обратите внимание что перо состоит из очина (часть, которую затачивали) и ствол (часть, на котором находились бородки). Учитель-Рассмотрите перья на чучеле птицы. Какие они? Разные: большие и маленькие Учитель- Действительно, перья у птиц разные. Они бывают нескольких типов, а вот каких именно, вы узнаете из практической работы. Вы будете работать в парах. Учитель- У вас на столах лежат конверты. Возьмите и откройте их. Выполните задания. Учитель- Сделайте вывод, какие перья есть у птицы? Ответы учащихся Учитель- А где находятся маховые перья? На крыльях. Учитель- Скажите, а покровные это какие? Где их можно увидеть? Учитель- Покажите, где находятся пуховые перья? Учитель- Давайте сверимся с доской. У кого все правильно поставьте + у кого есть недочеты –
Учитель Практическая задача. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает температуру тела, и птицы должны стремиться больше летать. Почему же в мороз птицы чаще сидят нахохлившись?
Учитель- Мы с Вами развешивали кормушки на территории школы, чтобы подкормить птиц зимой в рамках школьной акции «Каждой пичужке – наша забота и кормушка!» Учитель- А какой корм мы насыпали в кормушки? Овес, жаренные и нежареные семена подсолнечника, соленые орешки, соленое сало, пшено, грецкие орехи Учитель- Все ли птички были рады нашем угощениям? Дети сомневаются (кто-то говорит – ДА!, кто-то говорит - НЕТ!) Учитель - Ответить на вопрос поможет народная мудрость «Всякая птица своим клювом сыта». Учитель-Предлагаю поработать с текстом, откроем учебник на страничке 23. Для ответа на наш вопрос. Свою готовность покажите домиками. Учитель--Прочитайте текст. Читает один ученик. Учитель--Какую роль выполняет клюв у птиц? Ответы учащихся Учитель--Скажите, а теперь мы можем понять смысл этой пословицы? Ответы учащихся. Можем, что в зависимости от клюва, у птиц разная еда. Учитель-Как вы думаете, а клюв влияет на способ питания? Ответы учащихся. Может, если будет насекомоядные птицы у них тонкий клюв, если бы у них был клюв хищника они бы не смогли питаться насекомыми. Учитель- Какие виды птиц по способу питания мы узнали? Ответы учащихся. Зерноядные, хищные и насекомоядные Учитель- Я предлагаю заполнить вам интересную таблицу. Внимание на доску. Рассмотрите таблицу. Заполните недостающие графы таблицы. Ответы учащихся Вывод. Мы с вами разделили птиц по способу питания. Потренировались их определять. Но у для вас есть интересная информация. Учитель- Ежегодно Союз охраны птиц России выбирает птицу года. Цель– привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны. В Калужской области символом 2019 года стала бородатая неясыть. А вам интересно узнать эта птица? Предлагаю послушать доклад Ксении про символ 2019 года.
|
Выполнение практической работы.
Самостоятельно проверяют правильность выполнения практической работы
Решение практической задачи Ответ.учащихся . В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья, и тем самым создают вокруг своего тела «воздушную рубашку». В полете успевший чуть нагреться воздух у тела птицы все время заменяется свежим – более холодным. Потеря тепла может быть настолько значительной, что летящая птица умирает от переохлаждения.
Поиск ответов на проблемный вопрос. Работа с учебником. Заполнение таблицы.
Применение полученных знаний при заполнении таблицы
Выступление учащегося | Личностные УУД: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; - умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивнвные УУД: -работать по указанному плану; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; -формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; – работать с информационными источниками; - сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Познавательные УУД: -извлечение необходимой информации из прочитанных текстов; -определение основной и второстепенной информации; -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целой группы единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - развивать элементарные навыки работы с приборами (лупа).
Коммуникативные УУД: – сотрудничать с учителем и сверстниками при выполнении заданий; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.
| Слайды 5-11, интерактивная доска
|