сценарий урока русского языка "Тайны слова" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

Индивидуально-групповое занятие по русскому языку.

Тема «Тайны слова»

Тип урока: УОНР                               

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Обучающие:углубить знания лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании,знакомство с новым разделом – морфология.

Развивающая:развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Воспитывающие:воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,

  • учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства.

Оборудование:компьютер,презентация к уроку,листочки в линейку для изготовления книжки-малышки.

Наглядность на доске:плакаты с пословицами, схемы состава слова, транскрипция.

УУД

- Регулятивные: • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные: • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в исслед.дневнике

 • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. • Работать над использованием знаково-символичных средств.

 • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные: • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 • Формировать умение слушать и слышать друг друга.  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

- Личностные:

 • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

 • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

 • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

 • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.Развитие умения работать в группах

 

   
 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 • Формировать умение слушать и слышать друг друга.  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные:

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Познавательные:

 • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Познавательные:

Работать над использованием знаково-символичных средств.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Регулятивные:

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

 

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: Владеть общим приемом решения предложенных задач

 

 

 

 

 

Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий по руководством учителя

Л. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Самооценка – осознание качества и уровня усвоения материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-групповое занятие по русскому языку.

Тема «Тайны слова»

Тип урока: УОНР        

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Обучающие:углубить знания лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании,знакомство с новым разделом – морфология.

Развивающая:развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Воспитывающие:воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,

  • учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, исследовательский дневник.

Наглядность на доске: плакаты с пословицами, схемы состава слова, транскрипция.

УУД

- Регулятивные: • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные:  Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в исслед. дневнике, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. • Работать над использованием знаково-символичных средств. • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 • Формировать умение слушать и слышать друг друга.  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

- Личностные: • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

 • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Развитие умения работать в группах

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У У Д

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

2).Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Постановка цели и задач урока.

4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5).Этап реализации построенного проекта.

6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Д.З.

-Доброе утро, дорогие ребята! Я рада встречи с вами на очередном инд.-груп.занятии по русскому языку. У нас в гостях учителя. Поприветствуем их. Как всегда я желаю вам в предстоящей работе успехов и хотела бы, чтобы вы тоже пожелали друг другу удачи.

«Ладошки желаний»

 

-А теперь возьмите цветную полоску и пройдите на место с указателем данного цвета.

1. Чтение темы и эпиграфа к уроку с компьютера:

«Слова, дружище, это – как листья на дереве, и,
чтобы понять, почему лист таков, а не иной,
нужно знать, как растёт дерево!..»
 
М.Горький [
Презентация, 1-й слайд]

-Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?

-А что можно исследовать на занятиях по русскому языку? (части речи, предложение и т.д.)

-Тема нашего исследования – слово.

-Но слово это не простое, а очень важное.

2. Разгадайте ребус.       Слайд                http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/577050/01.jpg

-Что такое доброта? 
Ну, конечно, слово! 
А исследовать его 
Вы со мной готовы?

-Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.

-Сегодня мы побываем с этим словом в гостях у пяти родственников русского языка. Вспомните, какие разделы русского языка мы уже изучали?

  • ФОНЕТИКА
  • ОРФОГРАФИЯ
  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • ЛЕКСИКА
  • МОРФОЛОГИЯ (объяснит учитель)

-Эти разделы помогут нам исследовать слово «доброта».

Слайд 

-Итак, как вы думаете как называется тема нашего урока?

_А какую цель мы перед собой поставим? Слайд

-Работаем мы в группах. Каждая группа отвечает за свой раздел русского языка. Вспомним правила работы в группе.

Разминка  «Светофор».

-Я буду говорить утверждения, а вы если согласны –зелёный, если нет красный, а если сомневаетесь- жёлтый сигнал поднимаете.

Лексика - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.(да)

Фонетика наука, которая изучает изучает правила написания слов (нет)

 Орфография – раздел науки рус.язык который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.(нет)

Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.(да)

Морфология – изучает грамматические свойства слов. (да)

-В конвертах у каждой группы лежат задания. Время на выполнение 7 минут.

Музыка

Физпауза

Барбарики «Доброта»

-Итак, свои наблюдения мы будем записывать в исследовательский дневник.

4. Что изучает «Лексика»? (Это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)

-С помощью чего вы узнавали значение слова?

Хочешь слово ты понять? 
Надо книгу в руки взять. 
Доброта царит везде! 
Поищи-ка в словаре!

- Известно, что каждое слово имеет значение. Какое значение имеет слово «доброта»?

На доске появляются выписки из словарей:

 Слайд 

  1. Всё положительное, хорошее, полезное.
  2. Отзывчивость, душевное отношение, стремление сделать добро.
  3. Доброта – (устар. Ценность, качество товара.)

- Сколько значений у слова доброта?

- Как называются слова, у которых несколько значений? (Это слово многозначное).

5. - Давайте поразмышляем о характере слова. Какие чувства, вызывает у вас оно? (Добрые, светлые, солнечные, радостные, приятные…)

- Что такое слова-синонимы? (ласка, нежность…)

- Что такое слова-антонимы: (злость, гнев, ярость…)

Даны словосочетания со словом «Доброта», дети должны подобрать синонимы и антонимы к слову «добрый».

- Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек)

- Добрые дела (полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела)

ФОНЕТИКА

-Отправляемся в гости к фонетике. Что изучает этот раздел русского языка? (Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)

- Что помогает нам записать звуки? (Транскрипция.)

А теперь послушай звук. 
Составь транскрипцию, мой друг.

- Составьте транскрипцию слова «Доброта». Запишите её в дневник исследователя.

- Давайте проверим, правильно ли вы записали транскрипцию.

Проверяется с доски:

  • [доброта]      [дабрата]            [добрата]

- Уберите лишние транскрипции.

- Так слово звучит.

-Выполним звукобуквенный анализ слова «доброта»

ОРФОГРАФИЯ

7. Отправляемся в раздел орфография

- Что такое орфография? (Орфография изучает правила написания слов).

- Разберём по составу слово «доброта», чтобы определить, в какой части слова находится опасное место в слове.

Есть «опасные» места? 
Как проверить их тогда?

- Какая орфограмма в слове «доброта»? (Безударная гласная в корне, безударная гласная в суффиксе).

- Как проверить их написание? (Правило)

- Запишите слово c проверочным в дневник. (Добрый-доброта)

- Написание суффикса тоже можно проверить: подобрать слова с таким же ударным суффиксом: икота, зевота. Значит, пишется суффикс от

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

8. – Что изучает словообразование? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов)

- Подберите однокоренные слова. (Предложенные детьми слова появляются на экране, учитель дополняет другие слова) Слайд

Добрый

 

 

Добрососедство

Добренький

 

 

Предобрый

Добряк

 

 

Доброкачественный

Раздобреть

 

 

Добро

Добродушный

 

 

Добрейший

Доброжелательный

 

 

Задобрить

Добросовестный

 

 

Одобрение

Добропорядочный

 

 

Добросердечный

Доброхот

 

 

Предобрый

Слово, знаешь не одно. 
Родни много у него. 
Чтобы слово составлять,
Нам морфемы надо знать.

- Какие части слова вы знаете?

- С помощью чего образовались новые слова? (Приставка, суффикс).       

- Какие из данных слов подходят к схемам:

МОРФОЛОГИЯ

– А теперь отправляемся в раздел «Морфология» – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

-В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

Соединить начало пословицы с концом. 

Не одежда красит человека,

 

 

а добрый от радости.

Злой плачет от зависти,

 

 

а хвались добром.

Добрые слова

 

 

 а его добрые дела.

Не хвались серебром,

 

 

а ищи доброты.

В ком добра нет,

 

 

дороже богатства.

Не ищи красоты,

 

 

в том и правды мало.

(Подчёркнутую пословицу дети записывают в исследовательский дневничок).

А теперь посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый.

-Вот закончилось занятие, 
Подведем его итог: 
Что ты нового узнал? 
Книжку ты себе создал?

- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, в гостях, у каких разделов науки о языке мы сегодня побывали?

-Заполните оценочный лист группы.

Творческая страница. 

Сочинить четверостишие или проделайте  такую же работу со словом «радость» и записать все свои исследования в дневник исследователей. 

Дети настраиваются на работу.

«Тайны слова»

Исследовать слово «доброта».

Уч-ся повторяют правила работы в группе..

Работа в группах

Выполнение физминутки

С помощью толкового словаря

Работа на доске и в дневнике

 Письмо под диктовку

Запись слова и его анализ

1. - В добрый путь!

2. – Добро пожаловать!

3.Добрый молодец.

4. - В добрые руки.

Самооценка

Коммуникативные: • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 • Формировать умение слушать и слышать друг друга.  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

 Регулятивные:

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

 • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

 • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Познавательные:

Работать над использованием знаково-символичных средств.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Познавательные: Владеть общим приемом решения предложенных задач

Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий по руководством учителя

Л. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Р. Самооценка – осознание качества и уровня усвоения материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока русского языка 4 класс

Написание безударных личных окончаний глаголов....

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

сценарий урока русского языка 2 класс

Тема: "Способы образования слов"...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...