План-конспект урока русского языка по написанию изложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Радченко Наталья Юрьевна

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока 21.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по написанию изложения по коллективно  составленному плану.

Задачи  предметные –

- способствовать формированию у учащихся умения отбирать материал на тему, подчинять своё высказывание основной мысли, умение озаглавить текст, отражая в заголовке тему или основную мысль;

-содействовать формированию связности и последовательности изложения, умения при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста,  умения устанавливать в тексте связи между предложениями;

-способствовать формированию у учащихся умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умения правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы.

-формированию личностных УУД- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста;

коммуникативных –  выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, записи на доске, текст с пропущенными буквами.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание работы на уроке

Уровни работы по речевому развитию

1.Орг. момент. Вступительная беседа

1-2 мин.

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем писать изложение. Поэтому будьте  внимательны и сосредоточены.

2.Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

3 мин.

Сейчас я первый раз прочту текст. Послушайте внимательно.(Учитель выразительно читает текст )

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.

3. Анализ содержания текста

А)беседа по содержанию

Б) выяснение темы текста и основной мысли, задачи автора

В)определение типовой принадлежности текста

3 мин.

Сейчас я вам прочитала текст. А чем текст отличается от предложения? (Текст– группа предложений, связанных между собой по смыслу одной темой. Текст можно озаглавить.)

Определение темы и главной мысли текста.

-О ком говориться в тексте?

-Что о них говориться?

-Как можно озаглавить текст? (учащиеся предлагают разные варианты; «Кошки», «Домашние кошки»)

- К какому типу можно отнести данный текст? ( повествование, описание или рассуждение)

Текстовый уровень

Произносительный уровень

4. Анализ структуры текста

А)выявление микротемы, выделение части и выяснение особенностей содержания каждой из них

Б) составление плана

в

3-4 мин.

Определение количества частей в тексте.

-Сколько частей в тексте? (3)

-Перечитай1 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём в ней говориться?( о породах кошек, «Люди вывели много разных пород кошек»).

Перечитай 2 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём говориться во 2части текста?(«Все кошки – замечательные охотники»)

- О чём говорится в последней части текста? ( об истории существования кошек, о почитании кошек в Египте)

-От какого лица ведется рассказ? Докажите.

-Понаблюдай за сменой времен глаголов.

Какие глаголы употреблены в этом тексте?

Физкультминутка

В работу включена музыкальная физкультминутка, в которой под звучащую музыку дети выполняют физические и танцевальные упражнения. Она проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей класса и их работоспособности.

Итак, мы с вами выяснили, о чём говорится в тексте, о каждой его части поговорили. Как же мы озаглавим текст?(«Кошки»)

-Как озаглавим первую часть текста? (породы кошек)

А вторую?(прирождённые охотники)А третью?( история кошек)

У нас с вами получился следующий план.

«Кошки»

1.Породы кошек.

2.Прирождённые охотники

3.История кошек.

Уровень текста

5. Языковой анализ текста

А) наблюдение над использованием ярких точных слов, форм слов, синтаксических конструкций

Б) предупреждение различных речевых недочётов

7-10 мин.

Какие породы описываются автором в тексте? Какими синонимичные слова автор предлагает в тексте.(сибирские- пушистые, ангорские – с очень тонкой пушистой шерстью, сиамские – розовато – палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами).

(Названия пород животных написаны учителем на доске). При написании изложения обращайте внимание на эти слова.

Если в тексте сравнения? Найдите и прочитайте. Какую особенность животных оно передаёт? Какими ещё яркими словами можно описать внешность, характер и повадки кошек? (найдите в тексте).

- Прочитайте изложение, которое написала Таня.

Понравилось ли вам изложение Тани? Ваше изложение было бы таким? Что не учла Таня, какие ошибки допустила?

Попробуйте теперь, прочитав текст и работу девочки, самостоятельно пересказать текст по памяти.

Лексический уровень (подбор синонимов)

6.Орфографическая подготовка

2 мин.

На доске текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. Учитель вставляет в пропуски правильный вариант ответа учеников. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.

Текстовый уровень

7. Чтение текста повторно

2 мин.

Учитель повторно читает текст для изложения.

Произносительный уровень

8. Запись текста

10 мин.

Запись текста изложения учащимися в свои тетради

9. Самопроверка работ

2- 3 мин.

Дети проверяют готовые свои работы, исправляют при необходимости ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными"

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными" нестандартная форма урока: урок-суд http://www.k-yroky.ru/load/69-1-0-5448...

Урок русского языка "Правила написания корня слова".

Урок построения системы знаний по теме "Правописание корня слова"....

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Урок русского языка, 4 класс, Изложение "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....