Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk.yaz_.2klass.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
«Тайны многозначных слов»
Учитель: Максимова Ирина Андреевна
Место работы: МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Дата проведения: 7.02.2017
Тема: «Тайны многозначных слов», урок №
Источники: Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2012.
Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана-Граф, 2016.
Цель урока: познакомить с появлением многозначных слов, их прямым и переносным значением.
Задачи:
- направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:
-узнать, как появляются новые значения слов,
-научиться определять переносное значение слова.
- направленные на достижение метапредметных результатов:
- учиться извлекать информацию из различных источников, дополнять ее собственными наблюдениями и выводами;
- направленные на достижение личностных результатов:
- развивать аналитико-синтетические способности, внимание, речь, расширять кругозор;
- учиться взаимодействовать с другими людьми, проявлять самоконтроль.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари, проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
1. | Организационный | Дети утречком проснулись, Потянулись, улыбнулись, Повздыхали, поворчали И работать дружно стали. Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки и запишите в них сегодняшнее число и «Классная работа» | Дети выполняют релаксационное упражнение. | Регулятивные: снятие напряженности, подготовка к работе. | 3 мин. |
2. | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте слово, которое на нем написано (ключ). Каково его лексическое значение? (слайды) - Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько различных значений. (многозначные) - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? - Как же получилось, что разные предметы названы одним и тем же словом? Давайте попробуем в этом разобраться, а также откроем для себя другие тайны многозначных слов. А для этого нам нужно разработать особый секретный план. 1. Повторить, что такое многозначные слова. 2. Узнать, как появились многозначные слова. 3. Познакомиться с необычными многозначными словами. 4. Расшифровать значение некоторых слов. (на доске) | Учащиеся объясняют значение предложенного слова, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, знакомятся с планом урока | Познавательные: умение анализировать и делать выводы, ставить познавательную задачу; Коммуникативные: умение самостоятельно сформулировать основную мысль. | 5 мин. |
3. | Актуализация знаний | Первый пункт плана мы уже выполнили. Перейдем ко второму. - Для этого рассмотрим рисунки в учебнике на стр.35 и прочитаем подписи-предложения к ним. - Найдите выделенные слова, прочитайте их и объясните, что они обозначают. Чем они похожи? - Давайте определим, какой частью речи является слово «иголка» («золотая», «идут»). Что для этого нужно сделать? (задать вопрос) - Запишем в тетрадях вопрос, слово и обозначим над словом часть речи. -Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. Все эти слова являются различными ……… Т.е. многозначные слова могут называть и предмет, и признак предмета, и действие. - А можем мы теперь после выполненного упражнения догадаться, сделать вывод, как появились многозначные слова? Почему разные предметы или их признаки или действия названы одинаковыми словами? Физкультминутка (познавательная) - Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, а если глагол – приседаете, а если прилагательное, то просто стоите на месте. Бабочка летает, Уточка хромает, Апельсин катился, Молодец свалился, Звёздочка сияет, Серый кот гуляет, Новый фильм снимается, Работа продолжается. | Актуализируют имеющиеся знания, анализируют рисунки в учебнике, размышляют о причинах появления многозначных слов, заканчивают предложенные фразы, делают выводы, работают в тетрадях. | Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: наблюдательность, внимательность, заинтересованное отношение к поднятой проблеме. Коммуникативные: развитие устной монологической речи. Регулятивные: снятие напряжения, мобилизация для дальнейшей деятельности. | 11 мин. |
4. | Усвоение новых знаний | - Отдохнули и переходим к следующему, третьему, пункту нашего плана. - Знаете ли вы, что бывают необычные многозначные слова? Что же в них необычного? - Давайте вернемся к последней паре картинок на стр.35 внизу. - Когда мы говорим «часы идут», что мы имеем в виду? Действительно ли то, что они ходят при помощи ног, как нарисовано на картинке? - В данном случае слово «идут» имеет переносное значение, т.к. употребляется в качестве какого-то сравнения или перенесения (потому и «переносное»). В то время как в предложении «Туристы идут в поход» слово «идут» используется в его прямом значении, так, как мы его привыкли понимать, т.е. идут ногами. Так давайте же хором скажем, как называются необычные многозначные слова: слова с… (переносным значением). | Сопоставляют и сравнивают значения слов, анализируют картинки в учебнике, знакомятся с понятиями «прямое значение» и «переносное значение», учатся их различать. | Познавательные: умение выделять главное, анализировать графические изображения, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: развитие устной монологической речи. | 5 мин. |
5. | Закрепление | - А теперь я хочу познакомить вас с одним удивительным стихотворением, но для того, чтобы его правильно понять необходимо сначала выполнить задание, а для этого разделиться на группы. - Каждая группа получает на листочке слово, лексическое значение которого ей нужно посмотреть в словаре (каком? Где мы его найдем?) и записать на листочке. Затем составить с этим словом предложение, а также изобразить это слово при помощи мимики и жестов. Постарайтесь распределиться: кто что именно будет делать. Проверка выполненного задания. - Теперь после того, как мы выяснили значения предложенных слов, и тем самым, справились с четвертым, заключительным пунктом нашего плана, давайте прочитаем стихотворение «Ноябрь» на стр.36 учебника, в котором встречаются эти слова или родственные им (Мамедова). -Скажите, пожалуйста, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова? - Молодцы! | Работают в группах, с толковым словарем, составляют предложения, используют невербальные средства общения, читают стихотворение, идентифицируют различные лексические значения слов. | Познавательные: развитие аналитико-синтетических способностей, развитие письменной и устной речи. Коммуникативные: умение работать, взаимодействовать в группе, использовать вербальные и невербальные средства общения. Личностные: осознание себя частью коллектива, своей ответственности за результат деятельности. | 12 мин. |
6. | Рефлексия (подведение итогов) | - Итак, давайте подведем итог: что нового мы сегодня узнали на уроке? ( - Как появились многозначные слова? - Какое значение могут иметь некоторые многозначные слова?) А теперь на полях в своих тетрадочках нарисуйте солнышко, тучку или солнышко из-за тучки в зависимости от того, как оцениваете свою работу на уроке («Я – молодец!», «Мне было трудно, но я справился», «Надо еще поработать»). - А я оценю работу на уроке …… и ……. «пятерками». Тетрадочки закрыли, открыли дневнички и записали домашнее задание (стр.38, упр.3). Урок окончен. | Ученики анализируют свою деятельность на уроке и ее результативность. | Регулятивные: умение соотнести цель с результатом своей деятельности , оценить его. | 3 мин. |
Самоанализ урока
Мной проведен урок по теме «Какое бывает настроение?» в 1 «б» классе МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов». Этот урок проведен в соответствие с календарно-тематическим планированием на основе рабочей программы по предмету «Окружающий мир», составленной на основе Программы «Начальная школа XXI века».
Для успешной реализации поставленных мной целей использовались:
- Учебник Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» (стр. 65);
- Тетрадь на печатной основе к указанному учебнику (стр.69-70)
- Видеофрагмент из м/ф «Головоломка»
- Раздаточный материал (шарики для раскрашивания; картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоции)
1 «б» класс, в котором проводился анализируемый мной урок, представляет собой формирующийся коллектив (15 мальчиков, 13 девочек различного уровня подготовленности к школе) с безотметочной системой обучения. Класс среднего уровня интеллектуального развития, а также среднего уровня воспитанности и прилежания. Коммуникативность – выше среднего. Чтение в основном слоговое, речь развита на уровне, соответствующем возрасту. Поэтому на уроке использовались формы работы, которые позволили бы любому ребенку проявить свои достижения, попасть в « ситуацию успеха»:
- постановка познавательных задач, диалог и полилог на заданную тему,
- взаимодействие и взаимоконтроль (в парах),
- фронтальная и групповая работа с текстом учебника,
- выполнение заданий в печатной тетради,
-устное подведение итогов урока (продолжение заготовленных учителем фраз для детей, затрудняющихся дать ответ),
- коллективная рефлексия (оценивание результатов собственной деятельности на уроке и соотнесение ее с результатами коллектива).
Цель урока: определить роль и значение настроения и эмоций в жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:
-узнать, какие бывают эмоции, для чего они нужны,
-научиться определять свое и чужое эмоциональное состояние.
- направленные на достижение метапредметных результатов:
- учиться извлекать информацию из различных источников,
- дополнять информацию собственными наблюдениями и выводами;
- направленные на достижение личностных результатов:
- развивать аналитико-синтетические способности,
- развивать наблюдательность,
- расширять кругозор;
- учиться с пониманием относиться к другим людям,
- проявлять самоконтроль.
Для реализации этих задач мною использовались на различных стадиях урока познавательные универсальные учебные действия:
умение анализировать и делать выводы, ставить познавательную задачу; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; умение выделять главное, анализировать графические изображения, развитие аналитико-синтетических способностей.
Также были использованы коммуникативные УУД: умение самостоятельно сформулировать основную мысль, развитие устной монологической речи, умение работать в парах; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
В процессе урока осуществлялась работа над формированием личностных УУД: наблюдательность, заинтересованное отношение к своему внутреннему миру, формирование собственного отношения к окружающему миру, осознание своего эмоционального состояния.
В результате работы на уроке дети продемонстрировали высокий уровень коммуникативности, готовность открыто выражать свое мнение, вступать в диалог, доказывать собственную точку зрения, аргументированно (в соответствие с уровнем 1 класса общеобразовательной школы) обосновывать свои умозаключения. Творческие задания (постановка цели и задач, анализ увиденного видеофрагмента, раскрашивание «эмоциональных шариков», изображение лиц с эмоциями) были выполнены с большим удовольствием, вниманием и прилежанием. Творческие задания вызвали особый интерес первоклассников, что было продемонстрировано во время ответов и обмена результатами деятельности на уроке, во время взаимоанализа и рефлексии в финале урока.
Поставленная цель и задачи для ее достижения были успешно выполнены: 100% - достигли цели (по мнению учащихся). При ответах на вопросы на этапе рефлексия были даны ответы (наиболее часто): 1) Сегодня на уроке я узнал, что такое эмоции (100%), какими бывают эмоции (75%), эмоции можно демонстрировать или скрывать (56%); 2) Особенно интересным мне показалось открытие новых знаний (100%), просмотр м/ф (100%), работать в парах (75%), контролировать своего друга (44%), быть аналитиком и делать выводы (30%); 3) На уроке мне было весело, интересно (100%), легко (15%).
Все требования и нормы СанПин были выполнены.
Потянулись, улыбнулись, Повздыхали, поворчали И работать дружно стали. Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки и запишите в них сегодняшнее число и «Классная работа» |
Каково его лексическое значение? (слайды) - Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько различных значений. (многозначные) - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
А для этого нам нужно разработать особый секретный план. (на доске) |
4. Первый пункт плана мы уже выполнили. Перейдем ко второму. - Для этого рассмотрим рисунки в учебнике на стр.35 и прочитаем подписи-предложения к ним. - Рассмотрим картинку под цифрой 1. Что на ней происходит? - А теперь прочитаем предложение, которое относится к этой картинке. - Рассмотрим картинку 2. Что на ней нарисовано? - Прочитайте предложение. - Найдите выделенные слова, прочитайте их и объясните, что они обозначают. Чем они похожи? 5.- Давайте определим, какой частью речи является слово «иголка». Что для этого нужно сделать? (задать вопрос) - Запишем в тетрадях вопрос, слово и обозначим над словом часть речи. «Золотая» «Идут»
Т.е. многозначные слова могут называть и предмет, и признак предмета, и действие. - А можем мы теперь после выполненного упражнения догадаться, сделать вывод, как появились многозначные слова? Почему разные предметы или их признаки или действия названы одинаковыми словами? Физкультминутка (познавательная) - Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, а если глагол – приседаете, а если прилагательное, то просто стоите на месте. Бабочка летает, Уточка хромает, Апельсин катился, Молодец свалился, Звёздочка сияет, Серый кот гуляет, Новый фильм снимается, Работа продолжается. |
- Отдохнули и переходим к следующему, третьему, пункту нашего плана. - Знаете ли вы, что бывают необычные многозначные слова? Что же в них необычного? - Давайте вернемся к последней паре картинок на стр.35 внизу. - Когда мы говорим «часы идут», что мы имеем в виду? Действительно ли то, что они ходят при помощи ног, как нарисовано на картинке? - В данном случае слово «идут» имеет переносное значение, т.к. употребляется в качестве какого-то сравнения или перенесения (потому и «переносное»). В то время как в предложении «Туристы идут в поход» слово «идут» используется в его прямом значении, так, как мы его привыкли понимать, т.е. идут ногами. Так давайте же хором скажем, как называются необычные многозначные слова: слова с… (переносным значением). |
- А теперь я хочу познакомить вас с одним удивительным стихотворением, но для того, чтобы его правильно понять необходимо сначала выполнить задание, а для этого разделиться на группы. - Каждая группа получает на листочке слово, лексическое значение которого ей нужно посмотреть в словаре (каком? Где мы его найдем?) и записать на листочке. Затем составить с этим словом предложение, а также изобразить это слово при помощи мимики и жестов. Постарайтесь распределиться: кто что именно будет делать. Проверка выполненного задания. - Теперь после того, как мы выяснили значения предложенных слов, и тем самым, справились с четвертым, заключительным пунктом нашего плана, давайте прочитаем стихотворение «Ноябрь» на стр.36 учебника, в котором встречаются эти слова или родственные им (Мамедова). -Скажите, пожалуйста, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова? - Молодцы! |
- Итак, давайте подведем итог: что нового мы сегодня узнали на уроке? ( - Как появились многозначные слова? - Какое значение могут иметь некоторые многозначные слова?) А теперь на полях в своих тетрадочках нарисуйте солнышко, тучку или солнышко из-за тучки в зависимости от того, как оцениваете свою работу на уроке («Я – молодец!», «Мне было трудно, но я справился», «Надо еще поработать»). - А я оценю работу на уроке …… и ……. «пятерками». Тетрадочки закрыли, открыли дневнички и записали домашнее задание (стр.38, упр.3). Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Однозначные и многозначные слова", русский язык, 1 класс
На современном этапе развития образования основная форма обучения в начальной школе - урок. Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова» разработан для учащихся 1 класса ...
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Конспект урока «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению.» (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс
Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...