Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Максимова Ирина Андреевна

Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk.yaz_.2klass.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Тайны многозначных слов»

Учитель: Максимова Ирина Андреевна

Место работы: МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 2 «Б»

Дата проведения: 7.02.2017

Тема: «Тайны многозначных слов», урок №

Источники: Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2012.

                  Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана-Граф, 2016.

                       

Цель урока: познакомить с появлением многозначных слов, их прямым и переносным значением.

Задачи:

  1. направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:

-узнать, как появляются новые значения слов,

-научиться определять переносное значение слова.

  1. направленные на достижение метапредметных результатов:

- учиться извлекать информацию из различных источников, дополнять ее собственными наблюдениями и выводами;

  1. направленные на достижение личностных результатов:

- развивать аналитико-синтетические способности, внимание, речь, расширять кругозор;

- учиться взаимодействовать с другими людьми, проявлять самоконтроль.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари, проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1.

Организационный

Дети утречком проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Повздыхали, поворчали

И работать дружно стали.

Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки и запишите в них сегодняшнее число и «Классная работа»

Дети выполняют релаксационное упражнение.

Регулятивные: снятие напряженности, подготовка к работе.

3 мин.

2.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте слово, которое на нем написано (ключ).

Каково его лексическое значение? (слайды)

- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько различных значений. (многозначные)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Как же получилось, что разные предметы названы одним и тем же словом? Давайте попробуем в этом разобраться, а также откроем для себя другие тайны многозначных слов.

А для этого нам нужно разработать особый секретный план.

1. Повторить, что такое многозначные слова.

2. Узнать, как появились многозначные слова.

3. Познакомиться с необычными многозначными словами.

4. Расшифровать значение некоторых слов.

(на доске)

Учащиеся объясняют значение предложенного слова, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, знакомятся с планом урока

Познавательные: умение анализировать и делать выводы, ставить познавательную задачу;

Коммуникативные: умение самостоятельно сформулировать основную мысль.

5 мин.

3.

Актуализация знаний

Первый пункт плана мы уже выполнили. Перейдем ко второму.

- Для этого рассмотрим рисунки  в учебнике на стр.35 и прочитаем подписи-предложения к ним.

- Найдите выделенные слова, прочитайте их и объясните, что они обозначают. Чем они похожи?

- Давайте определим, какой частью речи является слово «иголка» («золотая», «идут»). Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)

- Запишем в тетрадях вопрос, слово и обозначим над словом часть речи.

-Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. Все эти слова являются различными ……… Т.е. многозначные слова могут называть и предмет, и признак предмета, и действие.

- А можем мы теперь после выполненного упражнения догадаться, сделать вывод, как появились многозначные слова? Почему разные предметы или их признаки или действия названы одинаковыми словами?

Физкультминутка (познавательная)

- Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, а если глагол – приседаете, а если прилагательное, то просто стоите на месте.

Бабочка летает,

Уточка хромает,

Апельсин катился,

Молодец свалился,

Звёздочка сияет,

Серый кот гуляет,

Новый фильм снимается,

Работа продолжается.

Актуализируют имеющиеся знания, анализируют рисунки в учебнике, размышляют о причинах появления многозначных слов, заканчивают предложенные фразы, делают выводы, работают в тетрадях.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: наблюдательность, внимательность, заинтересованное отношение к поднятой проблеме.

Коммуникативные: развитие устной монологической речи.

Регулятивные: снятие напряжения, мобилизация для дальнейшей деятельности.

11 мин.

4.

Усвоение новых знаний

- Отдохнули и переходим к следующему, третьему, пункту нашего плана.

- Знаете ли вы, что бывают необычные многозначные слова? Что же в них необычного?

- Давайте вернемся к последней паре картинок на стр.35 внизу.

- Когда мы говорим «часы идут», что мы имеем в виду? Действительно ли то, что они ходят при помощи ног, как нарисовано на картинке?

- В данном случае слово «идут» имеет переносное значение, т.к. употребляется в качестве какого-то сравнения или перенесения (потому и «переносное»). В то время как в предложении «Туристы идут в поход» слово «идут» используется в его прямом значении, так, как мы его привыкли понимать, т.е. идут ногами.

Так давайте же хором скажем, как называются необычные многозначные слова: слова с… (переносным значением).

Сопоставляют и сравнивают значения слов, анализируют картинки в учебнике, знакомятся с понятиями «прямое значение» и «переносное значение», учатся их различать.

Познавательные: умение выделять главное, анализировать графические изображения, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: развитие устной монологической речи.

5 мин.

5.

Закрепление

- А теперь я хочу познакомить вас с одним удивительным стихотворением, но для того, чтобы его правильно понять необходимо сначала выполнить задание, а для этого разделиться на группы.

- Каждая группа получает на листочке слово, лексическое значение которого ей нужно посмотреть в словаре (каком? Где мы его найдем?) и записать на листочке. Затем составить с этим словом предложение, а также изобразить это слово при помощи мимики и жестов. Постарайтесь распределиться: кто что именно будет делать.

Проверка выполненного задания.

- Теперь после того, как мы выяснили значения предложенных слов, и тем самым, справились с четвертым, заключительным пунктом нашего плана, давайте прочитаем стихотворение «Ноябрь» на стр.36 учебника, в котором встречаются эти слова или родственные им (Мамедова).

-Скажите, пожалуйста, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова?

- Молодцы!

Работают в группах, с толковым словарем, составляют предложения, используют невербальные средства общения, читают стихотворение, идентифицируют различные лексические значения слов.

Познавательные: развитие аналитико-синтетических способностей, развитие письменной и устной речи.

Коммуникативные: умение работать, взаимодействовать в группе, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Личностные: осознание себя частью коллектива, своей ответственности за результат деятельности.

12 мин.

6.

Рефлексия (подведение итогов)

- Итак, давайте подведем итог: что нового мы сегодня узнали на уроке?

( - Как появились многозначные слова?

 - Какое значение могут иметь некоторые многозначные слова?)

А теперь на полях в своих тетрадочках нарисуйте солнышко, тучку или солнышко из-за тучки в зависимости от того, как оцениваете свою работу на уроке («Я – молодец!», «Мне было трудно, но я справился», «Надо еще поработать»).

- А я оценю работу на уроке …… и ……. «пятерками».

Тетрадочки закрыли, открыли дневнички и записали домашнее задание (стр.38, упр.3).

Урок окончен.

Ученики анализируют свою деятельность на уроке и ее результативность.

Регулятивные: умение соотнести цель с результатом своей деятельности , оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:  осознавать свое эмоциональное состояние.

3 мин.

Самоанализ урока

Мной проведен урок по теме «Какое бывает настроение?» в 1 «б» классе МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов». Этот урок проведен в соответствие с календарно-тематическим планированием на основе рабочей программы по предмету «Окружающий мир», составленной на основе Программы «Начальная школа XXI века».

Для успешной реализации поставленных мной целей использовались:

  1. Учебник  Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»  (стр. 65);
  2. Тетрадь на печатной основе к указанному учебнику (стр.69-70)
  3. Видеофрагмент из м/ф «Головоломка»
  4. Раздаточный материал (шарики для раскрашивания; картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоции)

1 «б» класс, в котором проводился анализируемый мной урок, представляет собой формирующийся коллектив (15 мальчиков, 13 девочек различного уровня подготовленности к школе) с безотметочной системой обучения. Класс среднего уровня интеллектуального развития, а также среднего уровня воспитанности и прилежания. Коммуникативность – выше среднего. Чтение в основном слоговое, речь развита на уровне, соответствующем возрасту. Поэтому на уроке использовались формы работы, которые позволили бы любому ребенку проявить свои достижения, попасть в « ситуацию успеха»:

- постановка познавательных задач, диалог и полилог на заданную тему,

- взаимодействие и взаимоконтроль (в парах),

- фронтальная и групповая  работа с текстом учебника,

- выполнение заданий в печатной тетради,

-устное подведение итогов урока (продолжение заготовленных учителем фраз для детей, затрудняющихся дать ответ),

- коллективная  рефлексия (оценивание результатов собственной деятельности на уроке и соотнесение ее с результатами коллектива).

Цель урока: определить роль и значение настроения и эмоций в жизни человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности:

-узнать, какие бывают эмоции, для чего они нужны,

-научиться определять свое и чужое эмоциональное состояние.

  1. направленные на достижение метапредметных результатов:

- учиться извлекать информацию из различных источников,

-  дополнять информацию собственными наблюдениями и выводами;

  1. направленные на достижение личностных результатов:

- развивать аналитико-синтетические способности,

- развивать наблюдательность,

- расширять кругозор;

- учиться с пониманием относиться к другим людям,

- проявлять самоконтроль.

Для реализации этих задач мною использовались на различных стадиях урока познавательные универсальные учебные действия:

умение анализировать и делать выводы, ставить познавательную задачу; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; умение выделять главное, анализировать графические изображения, развитие аналитико-синтетических способностей.

Также были использованы коммуникативные УУД: умение самостоятельно сформулировать основную мысль, развитие устной монологической речи, умение работать в парах; вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

В процессе урока осуществлялась работа над формированием личностных УУД: наблюдательность, заинтересованное отношение к своему внутреннему миру, формирование собственного отношения к окружающему миру, осознание своего эмоционального состояния.

В результате работы на уроке дети продемонстрировали высокий уровень коммуникативности, готовность открыто выражать свое мнение, вступать в диалог, доказывать собственную точку зрения, аргументированно (в соответствие с уровнем 1 класса общеобразовательной школы) обосновывать свои умозаключения. Творческие задания (постановка цели и задач, анализ увиденного видеофрагмента, раскрашивание «эмоциональных шариков», изображение лиц с эмоциями) были выполнены с большим удовольствием, вниманием и прилежанием. Творческие задания вызвали особый интерес первоклассников, что было продемонстрировано во время ответов и обмена результатами деятельности на уроке, во время взаимоанализа и рефлексии в финале урока.

Поставленная цель и задачи для ее достижения были успешно выполнены: 100% - достигли цели (по мнению учащихся). При ответах на вопросы на этапе рефлексия были даны ответы (наиболее часто): 1) Сегодня на уроке я узнал, что такое эмоции (100%), какими бывают эмоции (75%), эмоции можно демонстрировать или скрывать (56%); 2) Особенно интересным мне показалось открытие новых знаний (100%), просмотр м/ф (100%), работать в парах (75%), контролировать своего друга (44%), быть аналитиком и делать выводы (30%); 3) На уроке мне было весело, интересно (100%), легко (15%).

Все требования и нормы СанПин были выполнены.


  1. Дети утречком проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Повздыхали, поворчали

И работать дружно стали.

Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки и запишите в них сегодняшнее число и «Классная работа»

  1. - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте слово, которое на нем написано (ключ).

Каково его лексическое значение?

(слайды)

- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько различных значений.

(многозначные)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

  1. - Как же получилось, что разные предметы названы одним и тем же словом? Давайте попробуем в этом разобраться, а также откроем для себя другие тайны многозначных слов.

А для этого нам нужно разработать особый секретный план.

 (на доске)

4. Первый пункт плана мы уже выполнили. Перейдем ко второму.

- Для этого рассмотрим рисунки  в учебнике на стр.35 и прочитаем подписи-предложения к ним.

- Рассмотрим картинку под цифрой 1. Что на ней происходит?

- А теперь прочитаем предложение, которое относится к этой картинке.

- Рассмотрим картинку 2. Что на ней нарисовано?

- Прочитайте предложение.

- Найдите выделенные слова, прочитайте их и объясните, что они обозначают. Чем они похожи?

5.- Давайте определим, какой частью речи является слово «иголка».

Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)

- Запишем в тетрадях вопрос, слово и обозначим над словом часть речи.

«Золотая»

«Идут»

  1. -Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. Все эти слова являются различными ………

Т.е. многозначные слова могут называть и предмет, и признак предмета, и действие.

- А можем мы теперь после выполненного упражнения догадаться, сделать вывод, как появились многозначные слова? Почему разные предметы или их признаки или действия названы одинаковыми словами?

Физкультминутка (познавательная)

- Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, а если глагол – приседаете, а если прилагательное, то просто стоите на месте.

Бабочка летает,

Уточка хромает,

Апельсин катился,

Молодец свалился,

Звёздочка сияет,

Серый кот гуляет,

Новый фильм снимается,

Работа продолжается.

- Отдохнули и переходим к следующему, третьему, пункту нашего плана.

- Знаете ли вы, что бывают необычные многозначные слова? Что же в них необычного?

- Давайте вернемся к последней паре картинок на стр.35 внизу.

- Когда мы говорим «часы идут», что мы имеем в виду? Действительно ли то, что они ходят при помощи ног, как нарисовано на картинке?

- В данном случае слово «идут» имеет переносное значение, т.к. употребляется в качестве какого-то сравнения или перенесения (потому и «переносное»). В то время как в предложении «Туристы идут в поход» слово «идут» используется в его прямом значении, так, как мы его привыкли понимать, т.е. идут ногами.

Так давайте же хором скажем, как называются необычные многозначные слова: слова с… (переносным значением).

- А теперь я хочу познакомить вас с одним удивительным стихотворением, но для того, чтобы его правильно понять необходимо сначала выполнить задание, а для этого разделиться на группы.

- Каждая группа получает на листочке слово, лексическое значение которого ей нужно посмотреть в словаре (каком? Где мы его найдем?) и записать на листочке. Затем составить с этим словом предложение, а также изобразить это слово при помощи мимики и жестов. Постарайтесь распределиться: кто что именно будет делать.

Проверка выполненного задания.

- Теперь после того, как мы выяснили значения предложенных слов, и тем самым, справились с четвертым, заключительным пунктом нашего плана, давайте прочитаем стихотворение «Ноябрь» на стр.36 учебника, в котором встречаются эти слова или родственные им (Мамедова).

-Скажите, пожалуйста, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова?

- Молодцы!

- Итак, давайте подведем итог: что нового мы сегодня узнали на уроке?

( - Как появились многозначные слова?

 - Какое значение могут иметь некоторые многозначные слова?)

А теперь на полях в своих тетрадочках нарисуйте солнышко, тучку или солнышко из-за тучки в зависимости от того, как оцениваете свою работу на уроке («Я – молодец!», «Мне было трудно, но я справился», «Надо еще поработать»).

- А я оценю работу на уроке …… и ……. «пятерками».

Тетрадочки закрыли, открыли дневнички и записали домашнее задание (стр.38, упр.3).

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова", русский язык, 1 класс

На современном этапе развития образования основная форма обучения в начальной школе - урок. Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова»  разработан для  учащихся 1 класса ...

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс

Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...