Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-sochinenie_v_4_kl.pervyy_sneg.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Сочинение по картине А.А. Пластова « Первый снег ».
Цель урока:
Обучать детей умению читать картину, понимать идейный замысел художника.
Задачи урока:
1.Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Метапредметные:
-познавательные – формирование умения использовать в своей речи яркие слова из художественных произведений, формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке, умения оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей.
- коммуникативные – развитие словарного запаса обучающихся, формирование речевых умений.
3.Предметные: развивать у обучающимся умения составлять текст на заданную тему, соблюдая его структуру, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ресурсы: «Смайлики».
Грамзапись П.И.Чайковского "Времена года".
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.
Репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» у каждого ученика.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Самоопределение к деятельности.
Игра «Отгадайте»
- Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Белый пух на землю ляжет,
Скроет землю пух лебяжий,
Засверкает, заискрится,
В яркий жемчуг превратится. (снег)
-Да, ребята, сегодня на уроке русского языка мы будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А. Пластова «Первый снег».
3. Работа над темой урока.
а) Подготовительная беседа.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.
Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Первый снег», «Витя – подпасок», « Ужин тракториста».
Знакомство с картиной «Первый снег».
- Перед вами репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».
- Что такое репродукция? (Ученики находят толкование слова в словаре С.И. Ожегова).
- Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. (Картину дети рассматривают под музыку П.И.Чайковского).
- Давайте попробуем выразить мысль, пользуясь отрывками из стихотворений о первом снеге. (Дети вспоминают отрывки из стихотворений о первом снеге).
б) Беседа по картине.
- Вспомните, какие чувства испытали вы, когда рано утром в ноябре увидели первый снег?
- Как зимой изменились улицы, школьный двор?
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
- Кого мы ещё видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
- Давайте вспомним стихотворения о первом снеге и выберем эпиграф.
а) Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре-
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок.
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Я.Аким
б) Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
в) Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный,
Первым снегом понесло…
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. И. Бунин
г) Здравствуйте, лёгкие звёзды
пушистого первого снега!
И.Тургенев
д) На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.
Г.Граубин
г) Работа над планом.
- О чём надо написать во вступлении?
- О чём мы должны написать в основной части?
- Каким может быть заключение?
План
1.Первый день зимы.
2.Радость детей.
3.Цвет и настроение картины.
4.Моё отношение к картине.
д) Орфографическая подготовка.
Пояснение слов. Работа с толковым словарём.
Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.
Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.
Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведением или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.
Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.
Живописец - художник, занимающийся живописью.
Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.
е) Письмо сочинения.
Образец:
А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.
Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
ё) Редактирование.
ж) Чтение и анализ сочинений обучающихся.
4.Подведение итогов урока.
-Чьё сочинение Вам понравилось больше всего?
-Что нового узнали на уроке?
-Что такое пейзаж?
- А кто пишет пейзажи?
- Как Вы понимаете слово «живопись»?
-Кто такой живописец?
- Как Вы понимаете слово «эпиграф»?
-Объясните смысл слова «палисадник».
5.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Красный смайлик: работа прошла успешно, с пользой.
Зелёный смайлик: многое можете, но Вам ещё нужна помощь.
Жёлтый смайлик: вы считаете, что на уроке было трудно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.
Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...