Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема  урока: Сочинение  по  картине  А.А. Пластова «Первый  снег».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-sochinenie_v_4_kl.pervyy_sneg.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок  русского  языка  в  4 классе.

Тема  урока: Сочинение  по  картине  А.А. Пластова « Первый  снег ».

Цель  урока:

Обучать  детей  умению  читать  картину, понимать  идейный  замысел художника.

Задачи  урока:

1.Личностные – формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности.

2.Метапредметные:

-познавательные – формирование  умения  использовать  в своей  речи  яркие  слова  из  художественных  произведений, формирование  умения  на  основе  анализа  объектов  делать  выводы.

 -регулятивные – формирование  умения  определять  цель  деятельности  на уроке, умения  оценивать  учебные  действия  в  связи  с поставленной задачей.

 - коммуникативные – развитие  словарного  запаса  обучающихся, формирование  речевых  умений.

3.Предметные: развивать  у  обучающимся  умения  составлять  текст  на заданную  тему, соблюдая  его  структуру, излагать  текст  последовательно, устанавливая  связь  между  его  частями  и  отдельными  предложениями.

Ресурсы: «Смайлики».

Грамзапись  П.И.Чайковского "Времена  года".

Толковый  словарь  русского  языка. С.И.Ожегов.

Репродукции  картины  А.А.Пластова  «Первый  снег» у  каждого  ученика.

                                Ход  урока

1. Организация   начала  урока.

2. Самоопределение  к  деятельности.

   Игра «Отгадайте»

 -  Отгадайте  загадку  и  вы  узнаете, о  чём  сегодня  пойдёт  речь  на уроке.

                        Белый  пух  на  землю ляжет,

                        Скроет  землю  пух  лебяжий,

                        Засверкает, заискрится,

                        В яркий  жемчуг  превратится. (снег)

-Да, ребята, сегодня  на  уроке  русского  языка  мы  будем  писать сочинение  по  картине  известного  русского  художника  А.А. Пластова «Первый  снег».

3. Работа  над  темой  урока.

а) Подготовительная беседа.

Аркадий  Александрович  Пластов  (1893-1972 гг.), выдающийся  русский живописец. Он  написал  жанровые  картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые  глубокой  любовью  к  родной  природе, к  деревне  и  её людям.

Аркадий  Александрович  Пластов  родился  в  деревне  Прислониха Ульяновской  области. С детских лет  любил  рисовать. Он  закончил Московское  училище  живописи  по  скульптурному  отделению, а живописи  обучался  самостоятельно. Он  любил  детей  и  деревню. Подолгу  жил  и  работал  в  родной  Прислонихе.  Любимые  герои Пластова - деревенские  ребятишки. Они  присутствуют  почти  всегда  в  его  картинах: «Первый снег», «Витя – подпасок», « Ужин  тракториста».

Знакомство  с  картиной «Первый  снег».

- Перед  вами  репродукция  картины  А.А.Пластова «Первый снег».

- Что  такое  репродукция? (Ученики  находят  толкование  слова  в  словаре С.И. Ожегова).

- Чтобы  говорить  о  картине, её  надо  прочитать, т.е. очень  внимательно рассмотреть  и  обдумать. (Картину  дети  рассматривают  под  музыку П.И.Чайковского).

- Давайте  попробуем  выразить  мысль, пользуясь  отрывками  из стихотворений  о  первом  снеге. (Дети  вспоминают  отрывки  из стихотворений  о  первом  снеге).

б) Беседа по картине.

- Вспомните,  какие  чувства  испытали  вы, когда  рано  утром  в  ноябре увидели  первый  снег?

- Как  зимой  изменились  улицы, школьный  двор?

- Почему  девочка  и  мальчик  выбежали  на  крыльцо  своей  избы?

- Почему  девочка  закинула  голову  и  смотрит вверх?

- Что  выражает  её  лицо?

- Чему  она  радуется?

- Мальчик  вышел  посмотреть  только  на  первый  снег  или  решил что-нибудь  сделать?

- Что  особенно  удивляет  и  радует  детей?

- Только  ли  дети  рады  снегу?

- Кого мы  ещё  видим  на  картине?

- Какие  это  птицы?

- Почему  зимой  веселее, чем  в  ненастную  погоду?

- Какое  настроение  создаёт  картина  у  тебя?

- Какие  строчки  из  отрывков  стихотворений  можно вспомнить, глядя  на эту  картину?

- Как  изменились  улица, крыши  домов, палисадник, деревья?

 - Давайте  вспомним  стихотворения  о  первом  снеге  и  выберем эпиграф.

                а)     Утром  кот

                     Принёс  на  лапках

                     Первый  снег!

                     Первый  снег!

                     Он  имеет

                     Вкус  и  запах,

                     Первый  снег!

                     Первый  снег!

                     Он  кружится,

                     Лёгкий, новый,

                     У  ребят  над  головой.

                     Он  успел  платок  пуховый

                     Расстелить  над  мостовой,

                     Он  белеет

                     Вдоль  забора,

                     Прикорнул  на  фонаре-

                     Значит, скоро,

                     Очень  скоро

                     Полетят  салазки

                     С  горок.

                     Значит, можно  будет

                     Снова

                     Строить  крепость

                      Во  дворе!

                             Я.Аким

                б)  Снег пушистый, серебристый

                  Мягким  стелется  ковром,

                  И снежинки, как  пушинки,

                  Вьются  весело  кругом.

                 в) Зимним  холодом  пахнуло

                   На  поля  и  на  леса.

                   Ярким  пурпуром  зажглися

                    Пред  закатом  небеса.

                       

                     Ночью  буря  бушевала,

                     А  с  рассветом  на  село,

                     На  поля, на  сад  пустынный,

                     Первым  снегом  понесло…

                      И  сегодня  над  широкой

                      Белой  скатертью  полей

                      Мы  простились  с  запоздалой

                       Вереницею  гусей.            И. Бунин

                                 

 г) Здравствуйте, лёгкие  звёзды

   пушистого  первого  снега!

                      И.Тургенев  

д) На  землю  тихие  снежинки

Ложатся  блёстками  слюды.

                       Г.Граубин                    

г) Работа  над  планом.

- О чём  надо  написать  во  вступлении?

- О  чём  мы  должны  написать  в основной  части?

- Каким  может быть заключение?

План

1.Первый  день зимы.

2.Радость  детей.

3.Цвет  и  настроение  картины.

4.Моё  отношение  к картине.

д) Орфографическая  подготовка.

Пояснение  слов. Работа  с  толковым  словарём.

Пейзаж - рисунок, картина, изображающая  природу, вид.

Пейзажист - художник, специалист  по  пейзажам.

Эпиграф - изречение, краткая  цитата, пословица, помещённая  автором  перед всем  произведением  или  отдельной  частью  его, с  целью  отметить  его основную  идею, смысл, отношение  к  нему  автора.

Живопись – изобразительное  искусство – создание  художественных  образов с  помощью  красок.

Живописец - художник, занимающийся  живописью.

Палисадник - небольшой, огороженный  садик, цветник  перед  домом.

е) Письмо  сочинения.

Образец:

А.А.Пластов  на  картине «Первый  снег»  изобразил  начало  зимы. Картина передаёт  тот  особенный  час   в природе, когда  на  землю  мягко  и  легко  ложатся  в  танце  первые  снежинки.

Проснулись  утром  дети, выглянули  в  окно  и  удивились, за  одну  ночь всё вокруг  побелело.

Выбежала  на  крыльцо  девочка  с  младшим  братом. Она  не  успела  даже  одеться: накинула  на  голову  большой  тёплый  платок  и  в  одном лёгком  платьице  выскочила  из  избы. Только  ноги  успела  сунуть  в чёрные  валенки. Вытянулась  в  струнку и, закинув  голову, смотрит  на падающий  снежок. Восторг  и  удивление  выражает  её  лицо. Глаза  весело  улыбаются, блестят - счастлива, что  дождалась  первого  снега. Её брат  оделся  потеплее: в  чёрный  пиджак, на  голову  нахлобучил  шапку. Мальчик  смотрит  на  побелевшую  улицу, на  белые  крыши деревенских изб. Он  тоже  доволен  первым  снегом.

Рядом  в  палисаднике, растёт  старая  берёза. На  берёзу  успела  прилететь и  сесть сорока. Она  торопливо  стрекочет  на   ворону, спокойно  и  важно шагающую  по  снегу. Тут  же, в  палисаднике, растёт  мелкий  кустарник. Снег  засыпал  его  нижние  ветки  и  прижал  к  земле.

За  углом  избы  видна  часть  деревенской  улицы. На  улице  появился второй  мальчик. Он  тоже  вышел  посмотреть  на  первый  снег. Небо серое, покрыто  тучами. Ветрено. Снег  крупными хлопьями  устилает  улицу, он  кое-где  тут  же  тает.

В своей  картине  художник  сочетает  белые, серые, коричневые  краски. Этим  Пластов показал  деревню  обычной, будничной  и  в  то же время нарядной  от  первого  снега. Глядя  на  картину, мы  ощущаем  прелесть первого  снега.

ё) Редактирование.

ж) Чтение  и  анализ  сочинений  обучающихся.

4.Подведение   итогов  урока.

-Чьё  сочинение  Вам  понравилось  больше  всего?

 -Что нового  узнали  на  уроке?

 -Что такое  пейзаж?

- А  кто  пишет  пейзажи?

- Как  Вы  понимаете  слово «живопись»?

 -Кто  такой  живописец?

- Как  Вы  понимаете  слово «эпиграф»?

 -Объясните  смысл  слова «палисадник».

5.Рефлексия.

 -Оцените  свою  работу  на  уроке  с  помощью  смайликов.

Красный  смайлик:  работа  прошла  успешно, с  пользой.

Зелёный  смайлик: многое  можете, но Вам  ещё  нужна  помощь.

Жёлтый  смайлик: вы  считаете, что  на  уроке  было  трудно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.

Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...