Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Басараба Елена Викторовна

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Программа "Школа России".

Учебник: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский язык. 2 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_tverdye.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

2018



Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель урока:

повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

расширять и активизировать словарный запас;

формировать потребность детей в обращении к словарю;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать внимание, память, мышление.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

Личностные УУД Самоопределение, положительный эмоциональный  настрой на  работу

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Составление плана последовательности действий

Построение жизненных планов во временной перспективе

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Метапредметные УУД

- познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

- регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием

- коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

- выделение существенных признаков твердых т мягких согласных;

- умение  работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания;

- умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации



  1. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

 -Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Словарь:

- Я читаю лексическое значение слова, вы записываете слово.

Берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Сентя́брь – девятый месяц года, первый месяц осени.

Тетра́дь – школьная принадлежность, сшитые листы бумаги в обложке.

Медве́дь – крупный хищный зверь.  Лесной житель, спит зимой.

Учени́к – тот, кто учится в школе.

Пету́х – главная птица в курятнике.

Дере́вня – небольшое поселение, с небольшими одноэтажными домами, огородами и садами.

Взаимопроверка (слайд 1.)

- Какая безударная гласная во всех этих словах?(Е)

- Мы с вам записали слова.  Без чего нельзя записать слова, текст? (Без знания букв) Слайд 3

- Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать, произносить? (В звуки)

- Сколько букв в русском языке? (33) На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные) (Слайд 3)

- Какие буквы не обозначают звука? (Ь и Ь)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.

- А сколько гласных букв? (10) Назовите их.

- Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков? (36)

                                                Буквы                           не обозначают звука (2)                                                          

                                                                           

Звуки (42)

                                                                                           

                                                 

  Гласные (6)            Согласные (36)                                                                           

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)

- Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие) – слайд 3

Буквы                             не обозначают звука (2)                                                          

                                                                           

                                                               Звуки (42)

                                   Гласные (6)            Согласные (36)    

                                        

                        Мягкие (18)                                             Твердые (18)

- Сегодня мы будем повторять Твердые и мягкие согласные звуки. (Слайд 4) - Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 

- Чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)

- Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)

4. «Открытие нового знания»  (7-8 минут)

Прочитайте скороговорку. Найди слова, которые отличаются одной буквой.

Коля просо курам нёс,

Замарал он просом нос.

Запишем слова, рядом запишем звуковые схемы

нос [нос]

нес [н'ос] Сравните слова, чем они отличаются?

Запишем ещё два слова вместе со звуковыми схемами.

лук [лук]

люк [л'ук] Сравните слова, чем они отличаются?

Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)

Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)

Послушайте стихотворение

Гордые согласные все не успокоятся,

Твердые согласные не желают спать.

Кто же им поможет, кто же им подскажет,

Мягкими и нежными как согласным стать.

«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.

«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.

Мягкими слияниями встанем с вами вместе».

«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.

Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.

Вы запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ». (Слайд 6)

- Гласные можно разделить на две группы: обозначающие твёрдость и обозначающие мягкость согласных. Назовём их

схема (Слайд 6)

Гласные

обозначающие твердость                                 обозначающие мягкость

                                а о у ы э                                        е ё и ю я

- Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?

Запишем слова, рядом запишем звуковую схему.

уголки [угалк'и]

угольки [угал'к'и] Сравните слова, чем они отличаются?

 Кроме  гласных, какая еще буква обозначает мягкость? (Ь)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

- Прочитаем правило в учебнике на стр. 121

Динамическая пауза

Если первый звук в слове мягкий  – то хлопаете в ладоши, если твердый – топаете ногами.

богач, линейка, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж, мир, пятёрка.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)

Задание: разделите слова на две группы: (слайд 8)

Юла, плот, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мель, люди, сирень.

Проверьте свои работы и оцените на сколько вы были внимательны при выполнении данного задания (слайд 9)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

упр. 196

упр.197

- Самостоятельная работа

Карточка 1

Выпиши слова в которых есть мягкие согласные и подчеркни их

Олень, суп, слон, зима, пенал, ребята, весело, земля, ключик, мак, коньки.

Карточка 2

Запишите предложения и подчеркните мягкие согласные.

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

(если останется время)

 «Верите ли вы?» (тоже)

  1. Что гласных букв 10? (Да)
  2. Что гласных звуков 4? (Нет)
  3. Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)
  4. Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)
  5. Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)
  6. Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)
  7. Что согласных звуков 33? (Нет)
  8. Что согласных букв 21? (Да)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Как вы оцените свои достижения на уроке?

Какое настроение осталось у вас от урока?

Поднимите руку те, кто может сказать «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

Домашнее задание  

Упр. 198


 Используемая литература:

1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе

2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004

3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

УМК «Школа России»  В.П. Канакина, Горецкий В.Г,   Цель  урока:   Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...

Русский язык 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Тип урока - комбинированный...