Урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Рекетчук Елена Михайловна

Роль глаголов в предложении. Правописание глаголов с частицей   не

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык,4 класс

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

Цели: знать происхождение слова «глагол»,развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, формировать умение осуществлять контроль и оценку процесса и результата своей деятельности. Я хочу начать урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок:

Этапы урока

Ход урока

  1. Словарная работа

-Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце умным будет.

На парте у вас лежат карточки.

Возьмите карточку, ручку. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму на месте пропусков.

Карточка №1

Мч_лись

Накл_нился

Пут_шествовать

П_работает

Св_рилось

Бл_стит

Изм_нилось

Прибл_жается

Изуч_ем

Вых_дим

Посм_трел

Уб_гает

Побл_днел

Б_леет

Наг_ворил

Что объединяет все эти слова? (все они относятся с части речи-глагол

2.Актуализация знаний

Можете ли вы определить тему урока? (глагол)

Что вы знаете о глаголе?

Открываем тетради, записываем дату и классная работа.

Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Запишите её в тетрадь.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

 Какая здесь есть орфограмма?(если глагол не употребляется без НЕ, то пишется слитно)

3.Формулирование проблемы

На партах у вас лежит конверт, откройте его и достаньте карточки. Карточки разложите на 2 столбика. Приготовьтесь ответить на вопрос: всё ли нам известно о глаголе?

(знаю, не знаю, часть речи, обозначает, вопросы, роль в предложении, роль в тексте, время, число, не с глаголами, значение частицы не для глаголов, происхождение  слова глагол)

Сформулируйте цели нашего урока:

:знать происхождение слова «глагол»

:знать роль глагола в тексте

:знать правило правописания НЕ с глаголами

:знать значение частицы Не для глаголов

4.Углубление изученного

Как вы понимаете, что такое глагол?

Что обозначает глагол в этом предложении: У Алексея Толстого мы читаем:»Мужики разглагольствовали»?

Открываем учебник на с.61 у.61. Прочитайте задание. На какой вопрос нужно ответить?

Итак, что обозначает слово глагол?(слово, речь. говорить; часть речи)

Что нужно сделать, чтобы найти глаголы в тексте?

С.62 у.231 по цепочке читаем текст, простым карандашом подчёркиваем глаголы.

Какую роль играют глаголы в тексте? Ключевые слова в тексте-глаголы. Это текст-описание или текст-повествование? (текст-повествование-читательское восприятие движется от действия к действию).

Прослушайте стихотворение. Как вы думаете, это описание или повествование?

Записываем упр.232 1 ряд-1ая строфа,2 ряд-2ая строфа,3 ряд-3ья строфа. В каждом предложении подчеркиваем грамматическую основу.

Какими членами предложения являются все глаголы?

Теперь поиграем. Игра называется «Ремонт».Условия игры такие :я читаю слова, обозначающие разные части речи. Как только вы слышите глагол, хлопаете в ладоши. Кто ошибается, тот выбывает из игры(садится на место).Встали. приготовились, слушаем.

Дядюшка при ремонте,вытирал,подметал,поливал,самосвал,носил,лепил,угодил,повредил,крокодил,выпил,вымпел,зажёг,флажок,дружок,обжёг.

Работа в парах. У вас на парте лежит карточка №2.

Вам нужно соединить стрелочками правую и левую часть –собрать пословицы.

Прочитайте пословицы.

 Орфограммы на какое правило встретилось в каждой пословице?

-всем известно, что русский язык очень богат и сложен.В нём есть слова, которые не употребляются без не. т.е. пишутся с не слитно.

Послушайте шуточное стихотворение. Подумайте какие слова употреблены неверно Это стихотворение у вас на столе-назовите эти слова.

Кто не может жить без не?

Побывал я однажды в стране,

 Где исчезла частица не.

 Посмотрел я вокруг с доуменьем:

 Что за лепое положенье.

 Но кругом было тихо-тихо,

 И во всем была разбериха,

 И на взрачной клумбе у будки

 Голубые росли забудки.

 И погода стояла настная,

 И гуляла собака счастная

 И, виляя хвостом уклюже ,

 Пробегала пролазные лужи

 Мне навстречу без всякого страха

 Шёл умытый, причёсанный ряха.

 А за ряхой по травке свежей .

Шли суразный дотёпа и вежа.

 А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки

И навстречу всем утром рано

 Улыбалась Царевна Смеяна

Это были имена существительные и прилагательные. А вот какие глаголы не употребляются без не? Как будем проверять?

-я диктую вам слова, вы их записываете в тетрадь, подчёркиваете глагол двумя чертами, если он пишется слитно с НЕ. Эти глаголы-исключения.

У доски+тетрадь(кто у доски-что мы знаем о глаголе)

Не говорю, не умею, недоумевать, не любит, неволить, не бояться, ненавидеть, негодовать, не знает, невзлюбить.

Какое значение частицы НЕ для глаголов?

Работа в парах. Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них. используя данные в скобках глаголы с частицей не. Работаем устно.

1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)

2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)

3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко) 4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)

5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

5. Итог урока

Давайте вспомним тему нашего урока.

Назовите цели, которые мы ставили в начале урока. На всё ли мы нашли ответ?

1.Почему часть речи получила такое название-глагол?

2.Какова роль глаголов в тексте?

3.Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей НЕ?

4.Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

5.Что вы узнали о глаголе нового?

6. Рефлексия

Перед вами оценочный лист, на котором отметьте ваше отношение к уроку.

1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Материал урока мне был…


6.Домашнее задание мне кажется…

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

7. дом. задание

Придумать 5 предложений с глаголами-исключениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...