Конспект урока русского языка класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Урок русского языка по УМК «Школа 2100»
Учитель начальных классов: Иванова Вера Павловна
Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова» 3 класс
Цель: Познакомить учащихся со сложными словами методом наблюдения над значением корней; сформировать умение понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | УУД |
I. Организационный момент. Основной целью данного этапа является выработка внутренней готовности выполнения учебной деятельности. ΙI. Актуализация знаний. Цель данного этапа является повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднения каждого учащегося. | Учитель организует детей, настраивает на урок. - Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка. - Проверьте своё рабочее мест, на столе должен лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь и пенал, сигнальные карточки. – Откройте тетрадь. – Запишите число, классная работа. Учитель обращает внимание детей на правописание названия месяца и слов «Классная работа» – Обратите внимание, что название месяца, и слова «Классная работа» являются словарными и требуют запоминания их написания. Учитель организует диалог с учащимися по выявлению названия орфограмм. 1. Повторение. Записываем в тетради словарные слова и вспоминем, какие орфограммы в них спрятались? Народ, праздник, масса, человек, птицелов. Подсказки на табличках висят на доске. Безударные согласные удвоенные непроизносимые – Вспомните полные названия этих орфограмм. 2. Работа в парах. – Приведите примеры слов с этими орфограммами. – Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. - Какое из данных слов не является словарным? Почему? | Дети приветствуют учителя около парты, демонстрируют умение организоваться, настроится на работу. Дети открывают тетради и записывают число и классная работа. Учащиеся воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия. Дети вспоминают, записывают, обозначают орфограмму и формулируют её. Задания активизирует мыслительные операции(сравнение, обобщение, классификация) и познавательные процессы (внимание и память). Работа в парах Обеспечена поддержка учеников, испытывающих затруднение. Дети работают в парах Ученики диктуют по два слова друг другу. - Слово Птицелов, так как в нём нет непроверяемых орфограмм. | Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. Целью этапа является организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения | Учитель подводит детей к проблемной ситуации, предлагая ребятам найти верный ответ. – Я увидела в тетрадях учеников следующее: птицелов птицелов – Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове птицелов?) –Кто объяснит значение данного слова? Запись на доске: птицелов – ловит птиц Мы с вами встречались с птицеловом во 2 классе на уроке литературного чтения. Кто вспомнит автора и название произведения? (Иван Франко «Сказка о глупости») – Какой корень в слове птица? Подберите однокоренные слова. – Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. – Есть ли корни птиц и лов в слове птицелов? – Так сколько корней в слове птицелов? (В этом слове два корня.) Учитель организует диалог с учащимися, подводящий их к формулированию темы урока: - Ребята, мы выяснили с вами, что в русском языке есть такие слова, которые состоят не из одного, а из двух корней. - Ребята, попробуйте дать название таким словам в русском языке. (Два корня сложили в одно слово) - Дети, сформулируйте тему урока, с какими словами мы сегодня будем с вами работать? Учитель просит ребят открыть учебник и найти упр.122 Работа по учебнику. а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. – Из каких слов сложилось это слово? – Сколько в нём корней? (Два.) – Выпишите это слово и выделите в нём корни. б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.) – Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.) в) Работа в парах. Ребятам предлагается в паре определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. - У кого возникли затруднения при выполнении задания?
Учитель просит детей напомнить тему урока. - Почему их назвали сложными ? Учитель просит ребят найти в учебнике упр.123 и выписать сложные слова, обозначая два корня. | Все учащиеся включены в создание проблемной ситуации. Ученики высказывают своё предположение, объясняют значение слова птицелов. Ребята строят свои речевые высказывания по заданному вопросу. Дети находят корни (птиц и лов) Ученики коллективно выполняют задания с мотивировкой выбора слова. Дети высказывают свои предположения. Дети формулируют тему урока: «Сложные слова» Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень - вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. Дети выполняют задания, которые позволяют отработать новые способы. Дети называют правила: 1).Работать должны оба; 2).Один говорит, другой слушает; 3).Своё несогласие высказывай вежливо; 4).Не понял, переспроси. Работают в парах, подбирая нужные варианты ответов. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д. Дети определяют свои затруднения. Тема: «Сложные слова» - Сложные слова сложены из двух корней. Дети выполняют упр.123 | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. Цель этапа: формирование умений применять новые знания. | Работа с определением (с. 106). Учитель задаёт вопросы по определению из учебника. – Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. - Найдите информацию в определении, которую вы не озвучивали в своём определении? Учитель просит привести свой пример сложного слова. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - Кому трудно назвать сложное слово, можно обратиться к учебнику упр.124, он вам поможет. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? Учитель проводит самостоятельную работу с целью организовать выполнение работы на новое знание; Учитель сообщает детям, что самостоятельная работа будет заключаться в том, что они должны применить полученные знания в распознавании слов. - С какими словами мы сегодня познакомились? - На доске записаны несколько слов, вам нужно найти только сложные слова. Солнцепёк, сладкоежка, подосиновик, добросердечный. - Взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы. Учитель обращает внимание на тех детей, у которых были затруднения при выполнении задания и просит сильных учеников помочь своим одноклассникам. (На доске убирается слово подосиновик) - Кто записал все слова правильно? - У кого были затруднения? - Почему слово подосиновик лишнее? - Из каких слов образовались записанные в вашей тетради слова? - Оцените свою работу по следующим критериям:
- А сейчас вам предстоит работа в группе: -Вам нужно будет собрать из двух слов одно сложное, которое соответствуют новой теме урока: «Сложные слова». Для того, чтобы выполнить данное задание успешно, нужно вспомнить:
( на столе лист с заданием и маркер) Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную. скоро + варить -...................................... - Проверим правильность выполнения задания, а экспертами будут ребята из других групп. Критерии оценки: 1.Слово должно иметь смысл. 2.В слове должно быть два корня и соединительная гласная о или е. - Учитель наблюдает, у какой группы возникло затруднение, принимает вопросы на понимание, выступает, если нужно в роли помощника ребятам, испытывающим большие затруднения. | Ребята отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, находят в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
Дети находят информацию, связанную с соединительными гласными о и е. Дети приводят свои примеры сложных слов. Дети, испытывающие затруднения сигнализируют учителю. Дети отвечают на вопросы. - Приводили примеры сложных слов. - Умение работать с информацией. Со сложными словами Дети должны выписать слова: Солнцепёк, сладкоежка, добросердечный Дети проверяют друг друга и считают количество правильно записанных слов. Дети, которые испытывают затруднения сигнализируют учителю красным кружочком. В этом слове один корень, а в сложных словах должно быть 2 корня. солнце печёт ест сладкое доброе сердце Дети оценивают свою работу Работа в группе Дети вспоминают правила работы, которые они узнали из урока «Мир деятельности», также ещё раз повторяют, как определить, что слово сложное. Работа по составлению сложных слов. Дети демонстрируют ответы, а эксперты оценивают их.(Экспертами являются ученики других групп) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель подводит итог урока в виде диалога. – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». – Кто из героев прав? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Просигнализируйте с помощью карточек как вы поняли новый материал. Зелёный кружок - я всё понял «Можно двигаться дальше» Жёлтый кружок – есть ещё вопросы «Нужна небольшая помощь» Красный кружок – ничего не понял «Стоп! Мне нужна помощь» Сегодня на уроке все ребята без исключения молодцы! Молодцы те ученики, которые успешно справились со всеми заданиями, молодцы и те, кто увидели свои затруднения и смогли преодолеть их, получить планируемый результат. | Ученики демонстрируют, как поняли тему урока. Дети отвечают на вопросы учителя. Дают оценку своей работы. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Домашнее задание. Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию. | 1. Упр. 85 («Дидактический материал»). 2. Дети, кто не испытывает затруднений и усвоил тему урока, попробуйте сочинить сказку про сложные слова. Это задание творческое и потребует определённых умений, нужно вспомнить уроки риторики, литературного чтения, особенности построения текста. Если у кого-то возникнут проблемы, то вспомните урок Мира деятельности «Что я не знаю, сам найду выход». Если вам будет совсем тяжело, то послушаете сказки других детей, а потом попробуете сочинить свою. | Домашнее задание учитывает разный уровень освоения. Дети записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно. | Регулятивные УУД 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...