Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Развитие речи. Изложение текста по цитатному плану
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._izlozhenie_teksta_po_tsitatnomu_planu.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17.04.19 | ФИО учителя: Максимова Н.А __________ |
Школа: 141 | ФИ студента: Шерстобитова Д. |
Класс: 4 «В» | ФИО методиста: Кондратьева И.И _________ |
Кабинет: |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений читать текст, составлять его цитатный план и письменно пересказывать текст с опорой на план.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать понятие «изложение»;
- уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему изложение.
Личностные:
Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России», презентация.
Челябинск, 2019 г.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | Здравствуйте, ребята! Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. | (приветствие учителя и учащихся) | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация (Словесный – Беседа) (Практический- выполнение словарной работы) | 5 минут | (проверка домашнего задания) Запишите под диктовку словосочетания. Подчеркните орфограммы. Родились весной, отняли у неё, маленького зайчонка, переложили к кошке, охотно кормила, очень подружились, научила драться, яростно царапает, летит клочьями, боятся кошки. | (проверяют домашнюю работу) (выполняют работу самостоятельно в тетрадях и у доски) (записывают пословицы) (высказывают мнение) | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л:целеполагание. |
III.Постановка учебной задачи (Словесный – Формулировка темы и цели урока) | 10 минут | У некоторых ребят на парте лежат карточки со словами (зелёного цвета). Предлагаю этим детям выйти к доске. Расположите слова так, чтобы получился вопрос. Что мы называем «Письменным пересказом текста?» Ребята, определите тему сегодняшнего урока. С какой целью мы проводим уроки – изложения? Абсолютно верно. Скажите, а каким должен быть результат вашей работы? Прочитайте еще раз словосочетания, которые вы записали в тетрадь. Догадайтесь, о ком будет текст изложения? Какие цели перед собой поставим? Желаю вам удачи в достижении ваших целей! | (выполняют задание в соответствии с указанием учителя) -Письменным пересказом текста называется изложение. -Тема нашего урока «Написание изложения» -Чтобы развивать свою письменную речь, тренировать память и уметь правильно излагать мысли на бумаге. -Результатом нашей работы будет готовое изложение текста. (высказывают предположения) (формулируют цели урока) | Л: формулировка проблемы; Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания (Словесный – беседа) (Практический – упражнение) | 10 минут | Прочитайте текст. Кошкин выкормыш У нашей кошки Мурки весной родились котята, но их у нее отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка. Мы взяли и подложили его кошке. У Мурки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка. Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились и даже спали вместе. Кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, Мурка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. Подтвердились ли ваши предположения? Определите тему текста. К какому виду он относится? Почему вы так думаете? Как можно озаглавить текст? Запишите в тетрадь заголовок. Вопросы к тексту. Когда у кошки родились котята? Что с ними произошло? Кого подложили кошке? Кого называют приёмышем? Как относилась кошка к зайчонку? Чему научила кошка своего приемыша? Как сама кошка вела себя с собаками? А зайка? Как реагировали на это собаки? Какую главную мысль можно выделить? Как вы понимаете выражение «шерсть клочьями летит?» Подберите синоним к слову «яростно». Сколько частей в тексте? Предлагаю поработать в паре. Посоветуйтесь. Составьте цитатный план к тексту. Как будут выглядеть пункты такого плана? Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто озвучит план, который составил? Пункты плана Проверьте себя, посмотрите, какой план записан на доске. Как вы думаете, удобен ли этот план и почему? Как можно его изменить? | (читают текст самостоятельно про себя) (высказывают мнение) -Тема текста – Животные. Это текст-повествование, потому что он отвечает на вопросы «Кто?, «С чего началось?», «Что было дальше?» и т.д (предлагают вариант заголовка, фиксируют в тетрадь) -Весной. Котят отняли у кошки. -Кошке подложили зайчонка. Приемыш – это ребенок, который не является родителям родным. -Мурка подружилась с зайчонком. -Мурка научила его драться с собаками. Она бросалась на собак и царапала их, а зайчонок бил их задними лапами. Собаки очень боялись этой парочки. -Главная мысль: Животные тоже могут быть друзьями. -Идет очень яростная борьба. - Сердито, бешено, раздражённо. -Три части в тексте. -Если план цитатный, то он будет содержать в себе предложения из текста, которые позволят передать основную мысль частей. (делятся мнениями) (высказывают мнение) | Р: саморегуляция |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | 1 минута | Давайте сделаем паузу и разомнемся. Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | (выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя) | Р.: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта) | 5 минут | Перечитайте текст. Предлагаю его пересказать, опираясь на план. Какие опорные слова мы можем записать для каждой части? (фиксирование слов на доске)
| К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Лог.: синтез | |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Практический – упражнение) (Имитативный – запоминание) | 20 минут | Выполните изложение текста, пользуясь планом и опорными словами. Несколько учащихся читают своё изложение вслух, при необходимости, исправляют ошибки. Перечитайте текст и оцените свою работу. Если ваши ожидания подтвердились и вы справились с работой, то покажите красную карточку, а если вы сомневаетесь в себе, то жёлтую, а если совсем ничего не было понятно, то покажите синюю. | (выполняют работу самостоятельно в тетрадях) (читают изложение, исправляют ошибки) | П: структурирование знаний; К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися; Л:синтез |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж)
| 2 минуты | Как вы думаете, чем бы мог закончиться рассказ? Допишите 2-3 предложения, продолжающие рассказ. | (высказывают мнение) (выполняют работу самостоятельно в тетради) | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 3 минуты | Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня? Чем вам был полезен этот урок? Закончите предложения: Я узнал(а)… Я повторил(а)… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: ? Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания! | -«Изложение текста» (высказывают мнение) (выполняют самооценку деятельности) (записывают домашнее задание) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |
В данном конспекте применяется проблемная технология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"
Данный урок проводится в 3 классе с целью продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Обучающее изложение по тексту «Щенок Джульбарс»" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения
Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...
Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...