Конспект урока русского языка 3 класс Как проверить орфограммы в высказывании?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Cосницкая Надежда Николаевна

Особенностью урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: 

Постановка учебной задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?»

Орфограммы, связанные с обозначением фонем и не связанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Образовательная технология: проблемное (развивающее) обучение

Образовательная цель:

Формирование у обучающихся:

- понимания того, что орфограммы могут быть связаны с обозначением фонем и не связаны с обозначением фонем;

- умения определять виды орфограмм и фиксировать их на схеме.

Задачи:  

учить быть наблюдательными,

развивать познавательный интерес,

воспитывать культуру общения, умение работать совместно с другими обучающимися.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Различать два виды орфограмм: связанных с обозначением фонем и не связанных с обозначением фонем.

Различать виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Знать, что на каждом этапе обучения есть конкретная цель и уметь следовать к ней.

Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.

Грамотно выражать свои мысли.

Толерантно относиться к мнению одноклассников.

Формировать установку на получение результата.

Ценностное отношение обучающихся к себе (как ученику).

Ценностное отношение к результатам образовательного процесса (знаниям, способам их получения и применения в практических жизненных ситуациях).

Ценностное  отношение к взаимодействию с одноклассниками.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные -

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные –

             использовать знаково- символические средства построения модели и схемы при решении учебной задачи;

строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять анализ орфограмм.

Коммуникативные –

             учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 3 кл., авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова, Л. В. Чеботкова,  М.: ВИТА Пресс, 2013.

Ход урока

Этап  урока

Цель   этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

Организация

направленного

внимания на начало урока.

Всё ль готово,

Всё ль в порядке –

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно гладят!

Эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация

знаний.

Создание  «ситуации успеха»

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу удовлетворения детей своими знаниями и умениями и положительная оценка достижений учащихся.

Над чем мы работаем на уроках русского языка?

В окончаниях каких слов вы умеете проверять орфограммы?

В какой части слова ещё вы умеете проверять орфограммы слабых позиций?

Проверьте орфограммы в данных словах  и укажите в какой значимой части они находятся (слова записаны на доске).

загр(е,и,я)нять-

о доблест(и,е)-

к утренн(е,и)й-

мы реша(е,и)м-

Рефлексия способа проверки и обсуждение сделанного.

Расскажите, как проверяли орфограммы.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Поставьте себе на полях + за каждое правильное слово.

Мы работаем над проверкой орфограмм слабых позиций в окончаниях слов.

Мы умеем проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих предметы, признаки, действия.

Мы умеем проверять орфограммы в корне слова.

загрязнять (грязь)

о доблести (о ржи)

к утренней (к пустой)

мы решаем (решать, НУ основа,1 спр.)

объяснения обучающихся

Физминутка

Возникновение ситуации разрыва.

Создать «разрыв» между тем, что дети знают, и чего они ещё не знают.

Сегодня тема урока: «Как проверить орфограммы в высказывании?»

Вы хорошо проверили орфограммы в отдельных словах. Как вы думаете, сможете ли проверить орфограммы, если я продиктую вам высказывание.

Запишите такое высказывание и проверьте те орфограммы, которые сможете. Если проверить не можете, поставьте пропуск.

Шёл ёжик Филька за мамой  ежихой по тропинке.

(желающие пишут на доске)

Сверим написанные высказывания.

(Разные мнения зафиксировать на доске)

За каждое правильное слово (кроме «шёл»)поставьте на полях +.

Да.

Записывают высказывание, проверяя орфограммы.

Учащиеся объясняют  выбор обозначения обнаруженных орфограмм буквами, например:

В слове «шёл» нет орфограмм, потому что все позиции сильные.

Я написал «шол» потому,  что слышу звук О под ударением.

Я считаю, надо проверить по словарю.

Фиксация места «разрыва»

Выяснить границу своего незнания и зафиксировать это каким-либо знаком.

Как вы думаете, буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции, могут быть орфограммами?

А робот Сам Самыч считает, что в слове «шёл» целых две орфограммы. Что вы на это скажете?

Зафиксируем то, что у нас получилось.

Давайте разберёмся по порядку, что же такое орфограмма и  какие бывают орфограммы.

Да.

Ш-л  ? шёл ? шол?

орфограмма  -?  

не орфограмма -?

Формулировка учебной задачи и возможное её решение.

Вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках.

Итак, какова наша цель сейчас. Что мы будем выяснять?

Вы правы: все фонемы в слове «шёл» в сильной позиции.

А все ли фонемы в сильной позиции можно точно обозначить по слуху?

Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции в словах ШЁЛ и ШОРОХ.

Какая же буква в слове ШЁЛ является орфограммой?

Что имел в виду робот, когда говорил, что в высказывании в слове ШЁЛ две орфограммы?

Как вы думаете, почему он считает большую букву орфограммой?

Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана?

Прочитайте ещё раз высказывание, в котором мы проверяли орфограммы. Нет ли в нём ещё каких-либо орфограмм, не связанных с обозначением фонемы?

Какую же часть буквенной записи слова или высказывания следует считать орфограммой?

Какие два типа орфограмм встречаются в русском письме?

Какие виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем могут встретиться при записи высказывания?

(подсказки: Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания могут ли быть орфограммами?)

Мы будем выяснять, что такое орфограмма, и какие бывают орфограммы.

Нет, не все.

Фонема одна и та же, фонема О. А буквы разные: Ё и О.

Это буква Ё.

Он говорил о большой букве в начале высказывания.

Потому что её тоже нельзя писать на слух.

Орфограмма «Ё» связана с обозначением фонемы, потому что мы думаем какую же букву писать: О или Ё.

Орфограмма «большая буква» с обозначением фонемы не связана.

Большая буква в имени, пробел между словами.

Орфограмма - это такая часть слова или высказывания, которую нельзя писать на слух.

Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

Большая буква.

Точка в конце предложения.

Перенос слов.

Пробел между словами.

Конструирование схемы орфограмм.

В процессе создание схемы обобщить виды орфограмм и зафиксировать орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

Попробуйте составить схему, показывающую типы орфограмм. Обозначьте орфограммы, связанные с обозначением фонем, буквой А, а орфограммы, не связанные с обозначением фонем, буквой Б. Укажите на схеме виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем (обозначьте их буквами Б1, Б2, Б3, Б4).

Работайте группами.

Представьте схемы.

Обсуждение схем.

Нам необходимо одинаково обозначать орфограммы Б. Поэтому давайте будем обозначать их так, как предлагают авторы учебника. Они предлагают:

Б1 – пробел

Б2 – перенос

Б3 – знаки препинания

Б4 – большая буква.

Ребята конструируют схему.

Выполненные схемы прикрепляют на доску.

Рефлексия.

Над чем мы работали на уроке? Что мы выясняли?

Так что же такое орфограмма?

Какие бывают орфограммы?

Если у вас на полях стоит 9 плюсов, поставьте себе на полях отметку «5».

Если плюсов меньше 9, но больше 4, поставьте – «4».

Если плюсов только 4 – это отметка»3».

Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4, 3?

Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Орфограмма - это такая часть слова или высказывания, которую нельзя писать на слух.

Орфограммы, связанные с обозначением фонем и орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

Самооценивание выполненных заданий.

Домашнее задание.

Составьте высказывание, в котором будут все орфограммы, не связанные с обозначением фонем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Что проверяем в корне?"

Урок - путешествие, разработан по учебнику Виноградовой Н.В....

Конспект урока русского языка. Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения.

Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей. Цель урока:  Диагностика успешности ученика на уроке. Тема изучается ...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...