План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Шеварова Елена Борисовна

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. 
Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в начальной школе.
На уроке учащиеся демонстрировали такие навыки работы с мультимедийным оборудованием:

  1.   графическая работа с пером мультимедийной доски;
  2.   изменение цвета пера;
  3.   изменение функций пера;
  4.   "перетаскивание объектов", "стирание ластиком", "удаление объекта в корзину", "полная очистка страницы";
  5.   распознавание символов и их предназначений при работе с меню мультимедийной доски.

 

В процессе урока решались такие учебные задачи, как: 

  1. совершенствование навыка формулирования темы урока по предложенному для анализа материалу; 
  2. закрепление умения пользоваться правилом при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова;
  3. закрепление основных понятий по изучаемой теме;
  4. совершенствование навыка работы в парах;
  5. совершенствование навыков анализа, самоанализа, контроля и самоконтроля;  
  6. совершенствование навыка выбора рационального способ проверки безударных гласных в корне слова;
  7. совершенствование умения  ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ,
КОТОРЫЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ  УДАРЕНИЕМ,
И КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ  ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ»

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ)

ЦЕЛЬ:  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ВЫБОРА БУКВЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ СЛОВА НА  ПИСЬМЕ.

ЗАДАЧИ:  совершенствование навыка формулирования темы урока по предложенному для анализа материалу;  закрепление умения пользоваться правилом при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова; закрепление основных понятий по изучаемой теме; совершенствование навыка работы в парах; совершенствование навыков анализа, самоанализа, контроля и самоконтроля;  совершенствование навыка выбора рационального способ проверки безударных гласных в корне слова; совершенствование умения  ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при  сходстве признаков разных орфограмм

Хронометраж

ОРГАНИЗАЦИОН-НЫЙ ЭТАП

1.

Введение в урок.

Сегодня на уроке мы покажем гостям свои знания по русскому и, одновременно -  умение работать с мультимедийным оборудованием, а тему урока вам нужно будет сформулировать самостоятельно.
Проверим готовность к уроку: принадлежности на местах, посадка, положение рук и ног, наклон тетради.

1мин.

 

2.

Чистописание.

Запишем в тетради число, «классная работа».

Тему в тетрадь не пишем, почему объясню позже.

Начнём мы с чистописания.
1. Бордюр, включающий элементы букв ш, т, ц
2. Красна весна цветамиа осень плодами.

  1. Работа с бордюром  - на что обратить внимание?
  2. Работа с пословицей – прочти, как понимаешь? На что обратить внимание при списывании?

В работе с  бордюром и  предложе-нием отрабаты-вается написание элементов, называе-мых «туфельки балерины»

5 мин.

ЭТАП ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕМЫ УРОКА

3.

Формулирова-ние темы урока.

Работа с правилом (повторение)

Сейчас вы попробуете сами сформулировать тему сегодняшнего урока, а я дам вам две подсказки. Отгадайте загадки.

  1. С неба падают зимой

И кружатся над землёй.  (снежинки)

  1. Сто одёжек, да все без застёжек.  (капуста)

        сн…жинки
                                                          к…пуста

Что можете сказать о пропущенных буквах?

Они какие? – гласные, безударные.

Где конкретно находятся? В какой части слова?  – в корне, в слабой позиции, без ударения.

А значит, при выборе буквы нужно будет подумать.

Как выбрать букву в первом случае?

Чтобы проверить безударную гласную  в корне нужно так изменить слово, либо подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная стала ударной.

                                                         снежинки – снег

Попробуй то же самое сделать со словом «кАпуста».

Не удаётся подобрать проверочное слово? –нет.

 Как называют подобные слова? - «Словарные»  -  их написание нужно запомнить.

ИТАК: какая же тема нашего урока? – пытаются сформулировать тему урока.

«ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, КОТОРЫЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ  УДАРЕНИЕМ И КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ  ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ»

На экране – загадки.

Появляются две надписи – ответы на загадки.

Ученики пытаются самостоятель-но сфомулиро-вать тему урока, мысленно обобщив материал для анализа.

5 мин.

ЭТАП  ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА  

4.

Закрепление понятий «проверяемое слово (слабая позиция)»,  «проверочное слово(сильная позиция)».

Задание №1. Составь и запиши пары слов так, чтобы в первом столбике были слова, требующие проверки безударной гласной, а во втором столбике – проверочные.  Докажи своё мнение графически (корни, ударения, подчёркивания).

На экране «шапки» столбиков. По центру доски расположены слова для работы. Ученик должен определить, какие слова являются парами, и «перетащить» слова с помощью пера в нужные столбики, попутно объясняя свой выбор (правило, графические обозначения).

6мин.

Проверяемые

(слабая позиция)

Проверочные

(сильная позиция)

глазок

холодный

мосты

глаз

холод

мост

ЭТАП   ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ,

ЭТАП КОНТРОЛЯ   ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

5.

Отработка умения выбора буквы при  письме с помощью правила.

Задание №2. Распределительное письмо. Распредели и запиши слова в два столбика, в первом – слова с безударной гласной Е, во втором – с безударной гласной И.  Объясни свой выбор графически (корни, ударения, подчёркивания).

        Е        И

в.сёлый

св.стит

м.лыш

р.бина

 л.сной  

з.ма

л.сица

б.гун

На экране «шапки» столбиков. По центру доски расположены слова для работы. Ученик должен определить, какую букву нужно вставить, и «перетащить» слово с помощью пера в нужный столбик. Некоторые слова придётся поместить в «корзину для мусора», так как они не подойдут ни к одному столбику. Попутно ученик объясняет свой выбор (графические обозначения, правила)

6мин.

6.

Физминутка

Немного отдохнём.

Следите за действиями персонажа и повторяйте их («Весёлая мультзарядка»)

В мультзарядке использован мультфильм, рекомендован-ный для проведения физминуток в школе. Ученики повторяют действия и указания анимированного персонажа.

2мин.

ЭТАП САМОКОНТРОЛЯ  ЗНАНИЙ

 И  

  СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

7.

Отработка навыка работы в парах.

Задание №3.  Это задание для работы с соседом по парте. Пете задали записать 5 словарных слов, в корнях которых есть непроверяемая безударная гласная О. Верно ли он выполнил задание? Обсудите  это с товарищем, подготовьтесь ответить на вопрос.

Хоккей, морковь,  вокзал, домашний, ромашка.

Проверим: нужно исключить слово «домашний» – в корне «дом» есть безударная О, но она проверяется ударением – ДОМ.

Поэтому слово не является словарным.

На экране набор слов. Ученики должны прийти к совместному решению орфографической задачи.  Прослушиваем мнения детей, открываем следующий экран, на нём тот же набор слов, но слово «домашний» исключено. Ниже запись: домашний - до́м

3мин.

ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ,

ЭТАП КОНТРОЛЯ  И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

8.

Отработка навыка самоконтроля и самооценивания.

Задание № 4.  Спиши слова, самостоятельно вставляя пропущенные безударные гласные. Пять человек принесут мне работы на оценку.
Дожди,  ягода,  снегирь, облако, пятнистый, тигрёнок, краснеет, лимон.

На экране набор слов с пропущенными гласными. Некоторые из них можно проверить ударением, некоторые – нет. Когда все ученики заканчивают работу и у некоторых она проверена учителем, открывается следующий экран. На нём тот же набор слов, но буквы вставлены и выделены красным цветом. Самопроверка и самооценива-ние.

5мин.

3мин.

2мин.

Закончили работу. У некоторых проверила я. Остальные сейчас проверят работу самостоятельно и исправят ошибки сами.
На доске – те же слова с уже вставленными буквами.

Оцени 4 задание: если ошибок нет – нарисуй зелёный кружок. Если ошибки есть – нарисуй красный.

ЭТАП  РЕФЛЕКСИИ

9.

 Подведение итогов урока.

Подведём итоги урока:

1. какую тему урока вы угадали по подсказкам?

2. всегда ли безударную гласную в корне можно проверить ударением?

3. как быть со словами, в которых гласную в корне невозможно проверить ударением?

4. какие виды работ были на уроке?

На экране вопросы для подведения итогов урока.

Для рефлексии используется методика «Пиктограм-ма».

3мин.

1 мин.

Методика «Пиктограмма»

Пиктограмма – схематичное изображение чего-то, например – эмоций человека.

Если доволен своей работой на уроке – нарисуй зелёной ручкой под работой улыбку, если не очень доволен – нарисуй неулыбающийся ротик, чёрточку;  если совсем недоволен своей работой сегодня – нарисуй ротик уголками вниз.

ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

10.

Запись домашнего задания, получение рекомендаций по его выполнению.

Откройте дневник и запишите на пятницу, на русский язык: С.     №     .
Рекомендации по выполнению домашнего задания.

На доске – домашнее задание. Учитель даёт пояснения по его выполнению.

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).

- дальнейшее формирование  умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение  находить безударные гласные в корне, распознавать в словах  ...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели: формировать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова. Задачи:·...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением".

Урок русского языка организван с использованием информационно - коммунникационной технологии. В процессе урока использовались следующие приёмы:Приём предвосхищения через инсценировку стихотворения Ю.Т...

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку  русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...

Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"

Контрольный диктант по русскому языку  2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...