конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Что проверяем в корне?"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Власенко Татьяна Анатольевна

Урок - путешествие, разработан по учебнику Виноградовой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus.yaz_.2kl._po_vinogradovoy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное образовательное учреждение

                   «Начальная школа - детский сад «Солнышко»

   

                 Урок - путешествие                                                                                                                                                                                                                                                      

                 по  русскому языку                                                                                                  

                            2 класс

   

 Тема урока: «Что проверяем в корне?»

Выполнила: учитель начальных классов

Муниципального образовательного

учреждения «Начальная школа –

детский сад «Солнышко»

Власенко Татьяна Анатольевна

                                               

                                             

                                              г. Рославль                                                

                                                    2009

Тема урока: «Что проверяем в корне?»                                                                           Цель: обобщение знаний о написании безударных гласных, парных согласных и   непроизносимых согласных в корне слова.

                                         

                                                         Ход урока:

Психологическая установка на урок:

Урок начинается со слов учителя: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

          - Я в школе на уроке,

          - Сейчас я начну учиться.

          - Я радуюсь этому. (Пауза).

          - Внимание моё растёт.

          - Я как разведчик всё замечу.

          - Память моя крепка.

          - Голова мыслит ясно. (Пауза).

          - Я хочу учиться.

          - Я очень хочу учиться.

          - Я готов к работе.

          - Работаю!

      На доске:             

                             ... Направо мы пойдём –

                             К словам с безударной

                                                       гласной придём.

                             Прямо мы пойдём –

                             В гости к парным согласным

                                                                      зайдём.

                             Налево пойдём -  

                             С непроизносимыми согласными  

                                                             урок проведём.

Учитель. Мы отправляемся в путешествие, для того, чтобы вспомнить, что надо проверять в корне слова.

                   Друзья, наша задача такова:

                   Узнать, как в этих городах живут слова.

     Учитель читает текст, написанный на доске.

     Дети могут выбрать любую дорогу, например правую.

Дети. В гости к безударным гласным мы пришли...

     На доске:         

 

                   Дуб зелёный над холмом,

                   А под дубом стоит дом.

                   В доме буковки живут,

                   Нас к себе они зовут.

Учитель. Найдите все безударные гласные, которые спрятались в этих словах.

Дети. В слове зелёный – безударный гласный -е-. Его можно проверить словом зелень.

Запись на доске и в тетрадях: е.

Дети. В слове холмом – безударный гласный -о-. Его можно проверить словами холм, холмик.

Запись на доске и в тетрадях: о.

Дети. А ещё безударный гласный в слове стоит. Проверочные слова стоя, стойка.

Учитель. Все безударные гласные мы отыскали?

Дети. Ещё безударные гласные есть в слове живут. Её можно проверить словами жизнь, житель.

Учитель. Видите, сколько проверочных слов вы подобрали. Молодцы! Запишем безударный гласный -и- к нам в тетрадь: и.

Дети. В слове зовут – безударный гласный -о-. Проверочное слово зов.

Учитель. Посмотрите: а все ли буквы вышли с нами на встречу?

Дети. Нет. Ещё надо написать -а-, т.к. он тоже может быть безударным.

Учитель. Докажите.

     Дети приводят примеры.

Учитель. Какие вы молодцы! Сколько слов вспомнили. Теперь запишем эту букву: а.

Учитель. Вот и все буковки у нас в тетрадке. Или ещё не всё в порядке?

Дети. Гласный я может быть безударным.

     Дети приводят примеры.

Учитель. Умнички! Вы назвали очень интересные слова. Запишем и эту букву.

Учитель. Всё теперь у нас в порядке. Наши буковки в тетрадке.

 Прочитайте, что же написано на доске.

      На доске:

                    В лесу родилась ёлочка.

                    Зелёная иголочка.

Учитель. Сейчас для вас ребята испытание. Выпишите из этих строк слова с безударным гласным в корне, а рядом запишите проверочное слово.

     Дети работают самостоятельно. Проверка.

Учитель. А что нам нужно помнить, когда определяем, какую букву написать?           

     Ответы детей.

Учитель. А кто помнит стихотворение на это правило?

     Один из заранее подготовленных учеников читает стихотворение наизусть.

                  Безударный гласный звук

                  Причиняет много мук.

                  Чтобы не было сомненья,

                  Ставим звук под ударенье.

Учитель. Я вами очень довольна. Вы всё рассказали про безударные гласные. Теперь встаньте.

     Физкультминутка.

Учитель.   Мы с вами вперёд пойдём (шагают).

                   В новый городок придём.

                   А в какой – вам решать,

                   Какую дорогу выбирать.

                   Как скажу я слово «пять»,

                   Надо вам тогда решать,

                   Если прямо, то руки вперёд,

                   Если налево, то руки в стороны.

                   Итак, раз, два, три, четыре, пять.

Учитель. Пора нам свои места занять.

                  Мы в городке у парных согласных.

     На доске:

          Сказка – ложь, да в ней намёк –

          Добрым молодцам урок.

Учитель. Как вы понимаете это выражение?

     Ответы детей.

Учитель. Ребята, как вы думаете: почему в этом городке написаны такие слова?

     Ответы детей (в этих строчках есть слова с парными согласными).

Учитель. Посмотрите внимательно и скажите, какие это слова.

     Ответы детей (слово сказка).

Учитель. Какие молодцы, вы даже несколько проверочных слов придумали. А какое существует правило на эту орфограмму?

     Ответы детей.

Учитель. Кто поможет назвать сонорные звуки?

     Ответы детей.

Учитель. Назовите теперь слова с парными согласными.

     Ответы детей (ложь, намёк, молодцам, урок).

Учитель. Назовите парные согласные.

     Ответы детей.

Учитель. А теперь для вас ещё одно испытание в этом городе.

     На доске:

          Избушка на курьих ножках.

Учитель. Как вы думаете: почему это выражение появилось в этом городе?

     Ответы детей.

Учитель. А как вы понимаете это выражение? Избушка на самом деле стоит на курьих ножках?

     Ответы детей.

Учитель. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба-Яга. Попробуйте составить предложение с этим выражением и запишите его к себе в тетрадь.

     Дети работают самостоятельно. Проверка.

Учитель. Очень интересные предложения вы записали. Мы были с вами в гостях у  безударных гласных и у парных согласных. Знаем, что нужно делать для того, чтобы их правильно писать. Но у нас осталась ещё одна дорога. Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте отдохнём.

     Физкультминутка.

Учитель. Я буду говорить слова. Если в слове парный согласный звук в корне, то вы поднимаете руки вверх, если безударный гласный звук, то руки вперёд. Готовы? Учитель говорит слова холмистый, гладкий, арбуз, вязать, часы, карапуз, звезда, сапожки.

Учитель. А теперь мы тихонечко сели и на доску посмотрели.

     На доске:

                     Ужастно интерестно всё то, что неизвестно!

Учитель. Где мы с вами оказались?

Дети. В городе непроизносимых согласных.

Учитель. Почему вы так решили?

     Ответы детей (здесь есть слова с непроизносимыми согласными).

Учитель. А в предложении допущены ошибки?

Дети. Да.

     Один из учеников у доски исправляет ошибки. Дети записывают исправленное  предложение в тетрадях.

Учитель. А что вам известно про непроизносимые согласные?

     Ответы детей.

Учитель. Молодцы! Вы всё рассказали. А теперь испытание. Непроизносимые согласные приготовили для вас задание. Сейчас я открою слова, написанные на доске. Вы их внимательно прочитаете и выучите наизусть.

     На доске:

                     Солнце, чувство, праздник,

                     Сердце и проказник,

                     Лестница и звёздный,

                     Здравствуйте и поздний.

Учитель. Я даю вам на это две минутки. После этого вы записываете слова в тетрадь. Кто больше слов запишет, тот и победит.

     Дети работают самостоятельно. Проверка: одни читают, другие дополняют.

Учитель. Следующее задание от непроизносимых согласных. Вы должны отгадать и записать буквы, которые загадали непроизносимые согласные.

Итак, парный согласный в слове лук; безударная гласная в корне слова столовая; сонорный звук в слове крот; безударный гласный в корне слова звездочёт; сонорный звук в слове зубной; буква, которая не имеет звука в слове камень.

     Дети записывают слово: корень.

Учитель. А почему именно это слово загадали непроизносимые согласные?

     Ответы детей (все орфограммы, к которым мы сегодня ходили в гости, находятся в корне слова).

Учитель. Умницы! Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?

     Ответы детей (что нужно сделать, прежде чем написать слово правильно).

Учитель. Вот и заканчивается наше путешествие. Прочитайте предложение на доске.

     На доске:                    

                        У хорошей сказки счастливая развязка.                                        

Учитель. Как вы понимаете это выражение?

     Ответы детей.

Учитель. Давайте запишем это предложение в тетради.

     Дети выполняют задание.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Так кто же помнит, какие орфограммы мы проверяем в корне?

     Ответы детей.

     Выставление оценок.

Учитель. Вот урокам конец,

                А кто работал – молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...