Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель:  развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

 Планируемые результаты
Предметные:
- знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

- уметь определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

Личностные:
-
проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  урок рефлексия

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»

Цель:  развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.
 Планируемые результаты
Предметные: 
- знать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

- уметь определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

Личностные:
-
 проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  урок рефлексия

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

- Здравствуйте, дорогие  ребята.
Я улыбнусь вам,

Вы улыбнитесь мне,

Улыбнитесь друг другу,

И мы начнём урок.

- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя, своих одноклассников и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

7 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

-Открываем тетрадь, записываем число. Сегодня 23 апреля ,  классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.
- Дальше записываем словарную работу
к..логра…, б..тинки, жу…ать, ко…екция, а….уратный.
- Какое слово лишнее? Почему

-записываем слова через запятую, выделяем орфограммы.
-Подпишите части речи?
-Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

- Каким членом предложения являются?

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Как проверить написание  окончания  имён прилагательных?

-прописывают минутку чистописания

-записывают число



- прописывают словарные слова
- ботинки, нет удвоенных согласных

-сущ, сущ, гл, сущ, прилаг.

-ответы детей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

-Посмотрите на экран. Что она вам напоминает?
ая    яя          ий             ый           ой            ые        ие

 -  Спишите, распределив окончания имён прилагательных, в несколько групп по какому- либо признаку.

-Кто скажет какая будет тема урока?
-Какую цель мы поставим перед собой?

 Окончания имён прилагательных.

Вариант 1.

1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

 -ая, -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

 -ий, -ый, -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных во множественном числе. - ые, - ие

Вариант 2.

По звуковому составу.

1гр. Звуков больше, чем букв.

-ая, -яя, -ые, -ие

2 гр. Звуков столько же, сколько и букв.-ий, -ый, -ой

Вариант 3.

1гр. Окончания,  которые начинаются на гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.

-яя, -ий, -ие

2 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки на письме. -ая, -ый, -ые, -ой
- мы будем говорить о окончаниях имён прилагательных

- повторить окончания имён прилагательных

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

15 минут

- Какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?
- Давайте вспомним алгоритм.

1. Определяем ударное или безударное окончание.

2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

-На экране слова: облако, иней, природа, прозрачный

- Прочитайте слова.

Назовите орфограммы в именах существительных.

- Какое слово может быть лишним?

- Составьте и запишите словосочетания с прилагательным прозрачный, используя слова: облако и природа. 
-  Определите род и число прилагательных.

-Давайте проверим, что у вас получилось?

- Почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Ребята, почему природу, облака, иней мы называем прозрачными весной?
-Сейчас выполним самостоятельную работу .

Определи род и число, падеж  имён прилагательных, подбери верное окончание.

Чудесн…    весна пришла в наш маленьк…    городок. В голуб…   небе засветило ярк…   солнышко. На тёпл…   земле показалась зелён…   травка. Лёгк…  ветерок заиграл  ветками  высок…    деревьев.

- первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ – по вопросам. 

-называют орфограммы
- Слово облако лишнее, так как все согласные звуки в этом слове твёрдые.

-  Лишнее слово иней, так как в этом слове все согласные звуки мягкие.
-
 Лишнее слово прозрачный, так как это прилагательное, а остальные слова -  имена существительные.

-ответы детей

Прилагательное является признаком предмета, эта часть речи характеризует предмет, поэтому прилагательное и согласуется с существительным.
-выполняют самостоятельную работу

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Динамическая пауза

1 минута

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

-Сейчас я вам буду называть слова,  если это имя прилагательное то вы делаете хлопок, а если не имя прилагательное то топаете.

Красный, карандаш,  яблоко, груша, кислый, лимон, бревно, брат, Зелёная ,трава, прозрачное, стекло, друг,, яркое, солнце, круглый, стол, дорога, пушистый, снег, высокое, дерево, хлеб, глубокая, река, молоко.

- определяют имена прилагательные и существительные и выполняют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

  1. минуты

 - Вспомните, какого рода данные имена существительные. Подберите подходящие имена  прилагательные к именам существительным, запишите.

- Шампунь, кенгуру, кофе, какао, тюль, рояль
-
Подберите антонимы к каждому прилагательному и запишите их во множественном числе.

Зимний, чёрствый, здоровый, сытый, острый, трусливый, мягкий, зрячий, кривой, дневной, новый,

длинный

- душистый шампунь, огромный кенгуру, ароматный кофе, сладкое какао, белоснежный тюль, чёрный рояль



-ответ детей

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.

Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по русскому языку на тему "Проверка безударной гласной в словах. Закрепление."

Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов...