Конспект урока по русскому языку на тему "Проверка безударной гласной в словах. Закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarnaya_i_bezudarnaya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проверка безударной гласной в  словах. Закрепление.

Цели:

Образовательные. Закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать проверочные безударные гласные в корне слова, умение подбирать проверочные слова, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы.

Развивающие. Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

I . Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно,

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись. Улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

II. Физминутка. Гимнастика для  рук.(суджок)

III. Чистописание.

Запишите буквы и соединения: аоиеаеоиааааооооииииееееаоеииеоа

- Какие буквы записали?

- Что вы знаете о гласных буквах? ( поются, удар.ибезударн., образуют слог)

IV. Словарная работа. Актуализация знаний.

Стр.на, аптека,в.дро, з.ма, берег, билет, пл.чо, магазин, м.чи, фабрика.

Прочитайте слова. Разделите на 2 группы. Какие группы получились?

(слова с проверяемой и непроверяемой гласной, двусложные и трехсложные слова)

- Молодцы. Еще раз посмотрите на написанные слова, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Так как на доске записаны слова с пропущенной буквой, то тема урока «Проверка слов с безударной гласной».)

V I. Сообщение темы урока.

- Молодцы! Как проверить слова с безударной гласной в корне? (Ответ детей)

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты ее немедленно

Поставь под ударение

Запомните и запишите слова с непроверяемой безударной гласной. (словарные)

V I. Работа по теме урока.

1. Упражнения в правильном написании безударной гласной в корне слова.

«Доскажи и запиши словечко»

Вянет и желтеет травка на лугах

Только зеленее озимь на (полях)

Блеснул мороз и рады мы

Проказам матушки (зимы)

В полдень дождь перестал

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать (снежок)

Леса нашего краса

Рыжехвостая (лиса)

Возле ёлок в лесу

Петляют заячьи (следы)

-Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?

Вывод: гласные пишутся одинаково.

V II. Физминутка для глаз. (Следим глазами за снежинками наклеенными по углам доски в разном направлении)

V III.Закрепление материала.

1.Выполнение упражнения 13 стр.87

 2.Работа с карточками-буквами.( у детей в конвертах гласные буквы они поднимают пропущенные гласные и объясняют)

Вставь пропущенную безударную гласную:

Алгоритм

1.Читаю слово

2.Называю букву

3.Называю проверочное слово

снег – сн..жинка

земли – з..мля

совы – с…ва

корм – к..рмушка

IX. Физкультминутка «Зимняя зарядка»

(следить за положением туловища и рук)

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

1.О каком времени года говорится в физминутке? Вы любите зиму? Какие любите зимние игры? Есть много других забав)

Есть еще: горнолыжный спорт, санный спорт, фигурное катание, биатлон, бобслей.

2. Составление и запись предложений о зиме.

Пришла снежная зима. Девочки катаются на санках и лыжах. Мальчики строят снежную крепость. Все рады зиме.

3. На доске: (вставить букву)

Котёнок          Коса

Глазок             Цветы

Звонок            Мосты

****** Вставьте пропущенную букву                    (слайд)

- Работа с сигнальными карточками со словами:

Запевать в хоре – запивать лекарство

слезал с крыши – слизал сметану

бачок для мусора – лечь на бочок.

- Проведем взаимопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Х. Подведение итогов.

- Что было самым интересным для вас?

-Что вызвало затруднение?

- Какая цель была поставлена?

- Как вы считаете, она достигнута?

XI.Оценивание детей.

Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые)».

Задачи:

  • формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать внимание, мышление, речь учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Чистописание

– Как-то в прекрасную страну Грамматика прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал.

а о и е я   аоиея___________________________________________ 


@ и @ и            ___________________________________________

– Запишите красиво буквы в тетрадь. Повторите до конца строчки.
– Как вы думаете, почему в минутке чистописания буквы расположились на двух строчках?
– Чтобы расколдовать буквы нам придется потрудиться.

Отгадайте загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло – 

Спать летит в дупло. (Сова)

Учитель пишет слово сова на доске, а учащиеся пишут в тетрадь.

Следующая загадка:

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е». (Коза)

Учитель пишет слово коза на доске, а учащиеся пишут в тетради, например:

сова    коза

3. Повторение и постановка учебной задачи

– Сравните записанные слова по произношению и  написанию. Чем они похожи? (Ударение падает на 2-й слог, безударный гласный звук [а])  Чем отличаются?  (В первом слоге слышится звук а, а пишется буква о).

–  Какое правило нужно знать, чтобы правильно записать эти слова? (Повторение ранее изученного правила)
– Сегодня мы узнаем, ещё один способ проверки и будем учиться грамотно писать.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №4

–  Назовите вслух предметы, изображенные на картинках. (Учитель открывает заранее написанные слова)

шк .фы    ст . лы    м . чи    сл . ды    л . сты

– Обозначь ударение в словах под картинками. Назови безударные гласные звуки.
– Устно подбери слова и назови корень.  
– Назови те слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки.
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки буквами на письме?
– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.

Запись на доске открывается:

шкафы    столы    мячи    следы    листы

– Если мы научимся грамотно писать, то спасем наши буквы от злого волшебника.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.6 №6

–  Выпишите из слов, которые на доске, безударную гласную в схему. Устно подберите проверочные слова и укажите на схеме буквы, которыми эти звуки могут обозначаться на письме.

Рабочая тетрадь по русскому языку с.7-8 №7 (заполнение таблицы)

–  Как узнать орфограмму «Безударные гласные в корне слова»? Что мы слышим и видим, если в слове есть эта орфограмма?

–  Почему в таблице есть и Ушастик и Глазастик? (Потому что на слух можно услышать звук, а глазами увидеть букву для обозначения и её записать).–  Что должны понять?

4. Физкультминутка для глаз «Раскрашивание»

– Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

 5. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила)

– Нам придётся расколдовать гласные буквы и пройти испытания.

– Прочитайте слова вслух.

л.сок     в.терок     м.ряк    зв.нок   гр.бной

Слова написаны заранее на доске, но закрыты.

– Назовите безударные звуки в словах.

Учащиеся называют звуки, а учитель записывает их на доске:

[и]          [и],          [а],             [а],         [и]

–  Как вы думаете, будут ли одинаково обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов).

– Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.

Запись на доске открывается.

лесок     ветерок     моряк    звонок   грибной

– Какие безударные гласные звуки вы услышали? ([и], [а]).
– Какими буквами обозначается? Учитель записывает.

     [и]                                                                   [а]


е      и      я                                                      а           о

– А где в слове находится безударный гласный звук?

Учитель записывает. (В корне)

– Попытайтесь сами сформулировать правило о правописании безударных гласных в корне слова.

Учитель выслушивает ответы 2-3 учащихся.

6. Работа над формулировкой правила

А) – Прочитайте правило в учебнике на с.148. (Безударный гласный в корне проверяй ударным.Для этого измени слово или подбери однокоренное).
– Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», правило «Правописание безударных гласных в корне слова»).

Б) Работа по составлению алгоритма.

– Какой признак поможет обнаруживать её в словах на слух? (Безударные гласные звуки [и], [а]  или похожие на них).

– А что нужно знать ещё? (Безударные гласные звуки обозначаются буквами: а, о, е, и,  я)

– Верно. Это первый признак орфограммы. 

– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (Место в слове).
– Правильно. Это второй признак орфограммы.

По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске или открывает заранее подготовленную запись:

Признаки орфограммы

1.     http://festival.1september.ru/articles/598825/img1.gif

2. Место в слове – в корне

Если есть возможность, то можно посмотреть мультфильм «Безударные гласные в корне»

– Составим алгоритм работы по правилу «Правописание безударных гласных в корне слова».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и] или [а].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.


3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

7. Физкультминутка «Зимняя зарядка»

(следить за положением туловища и рук)

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

 8. Упражнения в применении правила

а). Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).

– Сейчас будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух. Послушайте слова. Если в них есть новая орфограмма, то вы делаете хлопок руками, а если нет, то топните один раз ногой.

Учитель читает слова: пила, вилка, молоко, пятнистый, полевой, ходить, окно, лесок.

б) А теперь задание сложнее. Я буду диктовать слова, а вы записывайте только те, в которых есть новая орфограмма.

Учитель диктует слова: полёт, цветок, ночник, ночь, весело, камнями.
После выполнения задания осуществляется проверка. Учащиеся читают вслух выписанные слова, объясняют их написание, опираясь на признаки орфограммы. Обоснование написания может звучать следующим образом: « В слово 
цветок есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», так как  безударный гласный стоит в корне слова. Проверочное слово цветик. Пишу букву е».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].

2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова: цветок – цвет, цветик, цветочки. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.

3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне цветок – цветик.

4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).

– Почему не выписали слова полёт(Первый признак орфограммы есть, а второй отсутствуют).
– Почему не выписали слово 
ночь(Нет первого признака).

в) Рабочая тетрадь по русскому языку с.10 №10 (работа в парах)

–  Объясни соседу, почему в отмеченных тобой словах нет орфограммы. ( пользуясь признаками орфограммы).

г) Работа по учебнику с. 149 №312

–  Прочитайте задание.

–  Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначь ударение. Выдели корень. (Обозначь новую орфограмму). Объясняй по алгоритму.

Зверь – зв.рьки, …

Обоснование написания может звучать следующим образом: «Слово зверьки с безударным гласным в корне слова».

1) Произношу слово и слышу безударный гласный звук [и].
2) Выясняю, находится ли этот звук в корне слова. Подбираю однокоренные слова. Безударный гласный звук [и] находится в корне слова.

3) Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне зверь – зверьки.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове (е).

Дополнительное задание для тех, кто справится раньше других – запиши предложение, которое ты составил устно в тетрадь и найдите в нём слова с новой орфограммой, обозначьте её.

9. Домашнее задание

Правило на с.148; упр. №313.

– Прочитайте задание к упражнению. С чего начнёте выполнение задания? Что сделаете потом?

10. Обобщение

– Мы с вами успешно прошли все испытания, расколдовали буквы и научились грамотно писать.
– С какой орфограммой познакомились на уроке?

– По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму?

11. Рефлексия

– У вас есть листочек, на котором нарисованы ступеньки. Оцените свою работу на уроке.

– На какую ступеньку вы себя поставите?

А или И    ______

                        ______
                                 ______

Литература:

1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
2. 
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. –  М.: Айрис-пресс, 2003.
3. 
Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа, 1999, №12. 
4. 
Савельева Л.В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе.

(Развивающее языковое образование в современной начальной школе.Под ред. Т. Г. Рамзаевой – СПб.: Специальная Литература, 2009) 

5. Савельева Л.В. Открываю секреты правописания. Звуки, буквы, части слова и орфограммы: Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.: Дрофа, 2007.
6. 
Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по гармонии"Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных".

Цель:     Развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.За...

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные гласные в корне слова"

Подробный конспект урока для первого класса по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов"

Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных....