Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 10.04.2019 | ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна |
Школа: 4 | ФИ студента: Хохрякова Полина |
Класс: 3а | ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна |
Кабинет: 8 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;
- уметь подбирать синонимы и антонимы к глаголам.
- уметь отличать глагол-синоним от глагола-антонима;
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный – пословица, беседа Частично-поисковый – подбор синонимов. | 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочтет пословицу? Грамоте учиться - всегда пригодится. - Как вы её понимаете? - Верно, молодцы. Прочитайте ещё раз слово учиться. Можно ли его заменить какими-нибудь другими словами? Какими? Верно. - Это я у вас спросила неспроста, если хорошо поработаете на минутке чистописания, то обязательно узнаете. | - Приветствуют учителя. - Всё, что мы изучаем на уроках, когда-нибудь нам пригодится в жизни. - Можно. Учить, постигать, выучить, овладевать. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – минутка чистописания, выполнение упражнения, Работа с книгой – упражнение. | 8 мин | Минутка чистописания. - Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение. - Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради. - Откройте тетради и запишите число (девятое апреля), классная работа. - Откройте стр. 71 упр. 528. Словарно-орфографическая работа. - Кто прочитает задание? - Что нужно сделать? - Какую особенность заметили? - Из кольки слов должна состоять цепочка? - Сколько слов есть? Сколько осталось дописать? - Приступаем к работе. - Кто прочтет ответы? - Кто не согласен? - Молодцы. - Прочитайте слова: пробраться проникнуть пройти строить разрушать - Почему все эти слова в одной группе? Докажите. - Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? - Каково их значение? - Как по–другому их можно назвать? - Совершенно верно, слова – друзья. - Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать? - Как понять «противоположные»? - Верно, это слова - спорщики. - Как по-другому их можно назвать? | - Выполняют минутку чистописания. - Записывают число. - Открывают упражнение. - Один читает. - Написать цепочку из слов с безударными гласными в корне. - Новое слово начинается с букву, на которую заканчивается предыдущее слово. - Из 8. - 2. 6. - Придумывают слова. - Читают ответы. - Проверка. - Это глаголы. Дети рассказывают правило + пример. - Это глаголы близкие по смыслу. - Проникнуть во внутрь чего-либо. - Синонимы. - Эти глаголы противоположны по значению. - Наоборот. - Антонимы. | Р: саморегуляция. П: анализ с целью выявления существенных признаков. П: синтез – составление целого из частей. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | - Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. - Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока? - Чему мы будем учиться, то есть наша цель? - Для чего нам это нужно? | - Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. - научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи. - Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно. | Р: Целеполагание. Р: планирование. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –подбор синонимов и антонимов, Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический –морфологическое и орфографическое упражнение. | 14 мин | - Откройте учебники на странице 72 упр. 529. Кто прочтет? - Что нужно сделать? - Откуда нужно взять слова, которые нужно вставить? - Что нужно сделать потом? - Кому не понятно задание? - Сверьте с эталоном. У кого не так. - Кто какие записал предложения? - С какими глаголами мы работали в этом упражнени? - Посмотрите на упражнение 533 на стр. 73. Выполним его устно. Кто прочтет задание? - Читаем 1 пословицу. - Как вы её понимаете? - Какие глаголы есть в этой пословице? - Какие они? - Читаем 2 пословицу. - Как вы её понимаете? - Какие глаголы есть в этой пословице? - Какие они? - С какими глаголами мы поработали в этом упражнении? - Мы сделали 2 упражнения. Какой вывод мы можем сделать о глаголах – синонимах и глаголах – антонимах? - Прочтем наш вывод с выводом учебника на стр. 73. Кто прочтет? - Наш вывод совпал с выводом учебника? Динамическая пауза. | - Открывают упражнение. - Подобрать к словам глагол, близкий по смыслу. - Из слов для справок. - Выбрать глагол и составить предложение с ним. - Всем понятно. - Сверяют с эталоном. - Читают предложения. - Глаголами – синонимами. - Один читает. - Читают. - Когда царит мир, все процветает, все делается, между людьми хорошие отношения, а когда наступает война, то она разрушает и хорошие отношения и то, что создавали люди. - Строит – разрушает. - Противоположные по смыслу. - Читают. - Предположения детей. - Начинает – кончает. - Противоположные по смыслу. - Глаголами – антонимами. - Глаголы – синонимы – это глаголы близкие п смыслу, а глаголы – антонимы это глаголы противоположные по смыслу. - Читают правила. - Да. | П: выбор наиболее эффективных способ решения задач в зависимости от конкретных условий. Р: контроль и коррекция. П: смысловое чтение. П: выдвижение гипотез и их обоснование. П: анализ. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный –беседа; Практический –выполнение морфологического упражнения. | 4 мин | - Сейчас вы поработаете в парах. Каждой паре я раздам листочек, на котором будут записаны глаголы парами. Вам необходимо разделить их в 2 столбика. 1 столбик – глаголы-синонимы, а 2 столбик – глаголы - антонимы. - Кому не понятно задание? - Начинаем работать. говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, помочь-сотрудничать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться. - Сверьте с эталоном. - Поднимите руку те, у кого не так. | - Слушают задание. - Выполняют задание в парах. - Проверка по эталону. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: контроль |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – подбор синонимов и антонимов Практический –упражнение. | 4 мин | - Выполним самостоятельную работу. Посмотрите на слайд и выполните задание в рабочей тетради. Замените синонимами глаголы: солнце село - самолёт сел – река бежит – Подберите антонимы к словам: пропал – (?) сломал – (?) - Сверьте с эталоном ваши ответы. У кого нет ошибок? | - Выполняют задание. - зашло, закатилось - приземлился - течет, струится - нашёлся, появился. - сделал, наладил, починил. | П: структурирование знаний. Р: саморегуляция. |
VII. Включение в систему знаний Словесный –беседа; Наглядный – демонстрация слайда. Практический –упражнение. | 4 мин | - Сейчас мы с вами поиграем в игру. - Я называю вам действие предмета, а вы – противоположное ему по смыслу. спать - …(просыпаться), сидеть – … (стоять), прилететь – … (улететь), входить – ... (выходить). - А кто может подобрать синонимы? бороться – … (сражаться), болтать – … (разговаривать), бежать – … (мчаться, нестись), повелевать - … (распоряжаться. | - Подбирают антонимы. - Подбирают синонимы. | П: выдвижение гипотез. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 2 мин | - Молодцы, ребята, вы со всем справились. Запишите домашнее задание: найдите или придумаете сами загадку или пословицу, в которой есть глаголы - антонимы или глаголы - синонимы, и запишете её в тетрадь. - Какую цель ставили в начале урока? - Кто считает, что достиг этой цели и сможет применять новые знания без затруднений, поднимите руки. - Кто считает, что понял тему, но нужно ещё тренироваться, поднимите руки. - Кто не разобрался в теме и не сможет применять новые знания, поднимите руку. - Спасибо за урок. | - Записывают домашнее задание. - научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яя ля ял ля вя вл оя яг ая Вкусная ягода, тенистая аллея Яблоня, вишня – фруктовые деревья. пробраться проникнуть пройти строить разрушать
1 столбик – глаголы-синонимы, 2 столбик – глаголы - антонимы. Говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться.
Замените синонимами глаголы: Солнце село - самолёт сел – река бежит – Подберите антонимы к словам: Пропал – сломал –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме"Глаголы-синонимы и антонимы"
Урок по программе "Школа России" 3 класс....
Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии
Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель: создать условия для успешного формирования у уч...
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" (3 класс, УМК "Школа России")
....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....