Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 10.04.2019 | ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна |
Школа: 4 | ФИ студента: Хохрякова Полина |
Класс: 3а | ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна |
Кабинет: 8 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;
- уметь подбирать синонимы и антонимы к глаголам.
- уметь отличать глагол-синоним от глагола-антонима;
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный – пословица, беседа Частично-поисковый – подбор синонимов. | 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочтет пословицу? Грамоте учиться - всегда пригодится. - Как вы её понимаете? - Верно, молодцы. Прочитайте ещё раз слово учиться. Можно ли его заменить какими-нибудь другими словами? Какими? Верно. - Это я у вас спросила неспроста, если хорошо поработаете на минутке чистописания, то обязательно узнаете. | - Приветствуют учителя. - Всё, что мы изучаем на уроках, когда-нибудь нам пригодится в жизни. - Можно. Учить, постигать, выучить, овладевать. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – минутка чистописания, выполнение упражнения, Работа с книгой – упражнение. | 8 мин | Минутка чистописания. - Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение. - Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради. - Откройте тетради и запишите число (девятое апреля), классная работа. - Откройте стр. 71 упр. 528. Словарно-орфографическая работа. - Кто прочитает задание? - Что нужно сделать? - Какую особенность заметили? - Из кольки слов должна состоять цепочка? - Сколько слов есть? Сколько осталось дописать? - Приступаем к работе. - Кто прочтет ответы? - Кто не согласен? - Молодцы. - Прочитайте слова: пробраться проникнуть пройти строить разрушать - Почему все эти слова в одной группе? Докажите. - Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать? - Каково их значение? - Как по–другому их можно назвать? - Совершенно верно, слова – друзья. - Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать? - Как понять «противоположные»? - Верно, это слова - спорщики. - Как по-другому их можно назвать? | - Выполняют минутку чистописания. - Записывают число. - Открывают упражнение. - Один читает. - Написать цепочку из слов с безударными гласными в корне. - Новое слово начинается с букву, на которую заканчивается предыдущее слово. - Из 8. - 2. 6. - Придумывают слова. - Читают ответы. - Проверка. - Это глаголы. Дети рассказывают правило + пример. - Это глаголы близкие по смыслу. - Проникнуть во внутрь чего-либо. - Синонимы. - Эти глаголы противоположны по значению. - Наоборот. - Антонимы. | Р: саморегуляция. П: анализ с целью выявления существенных признаков. П: синтез – составление целого из частей. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | - Оказывается, у глаголов тоже могут быть антонимы и синонимы. - Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока? - Чему мы будем учиться, то есть наша цель? - Для чего нам это нужно? | - Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. - научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи. - Чтобы наша речь была более интересной, выразительной, чтобы любому собеседнику с нами было интересно. | Р: Целеполагание. Р: планирование. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –подбор синонимов и антонимов, Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический –морфологическое и орфографическое упражнение. | 14 мин | - Откройте учебники на странице 72 упр. 529. Кто прочтет? - Что нужно сделать? - Откуда нужно взять слова, которые нужно вставить? - Что нужно сделать потом? - Кому не понятно задание? - Сверьте с эталоном. У кого не так. - Кто какие записал предложения? - С какими глаголами мы работали в этом упражнени? - Посмотрите на упражнение 533 на стр. 73. Выполним его устно. Кто прочтет задание? - Читаем 1 пословицу. - Как вы её понимаете? - Какие глаголы есть в этой пословице? - Какие они? - Читаем 2 пословицу. - Как вы её понимаете? - Какие глаголы есть в этой пословице? - Какие они? - С какими глаголами мы поработали в этом упражнении? - Мы сделали 2 упражнения. Какой вывод мы можем сделать о глаголах – синонимах и глаголах – антонимах? - Прочтем наш вывод с выводом учебника на стр. 73. Кто прочтет? - Наш вывод совпал с выводом учебника? Динамическая пауза. | - Открывают упражнение. - Подобрать к словам глагол, близкий по смыслу. - Из слов для справок. - Выбрать глагол и составить предложение с ним. - Всем понятно. - Сверяют с эталоном. - Читают предложения. - Глаголами – синонимами. - Один читает. - Читают. - Когда царит мир, все процветает, все делается, между людьми хорошие отношения, а когда наступает война, то она разрушает и хорошие отношения и то, что создавали люди. - Строит – разрушает. - Противоположные по смыслу. - Читают. - Предположения детей. - Начинает – кончает. - Противоположные по смыслу. - Глаголами – антонимами. - Глаголы – синонимы – это глаголы близкие п смыслу, а глаголы – антонимы это глаголы противоположные по смыслу. - Читают правила. - Да. | П: выбор наиболее эффективных способ решения задач в зависимости от конкретных условий. Р: контроль и коррекция. П: смысловое чтение. П: выдвижение гипотез и их обоснование. П: анализ. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный –беседа; Практический –выполнение морфологического упражнения. | 4 мин | - Сейчас вы поработаете в парах. Каждой паре я раздам листочек, на котором будут записаны глаголы парами. Вам необходимо разделить их в 2 столбика. 1 столбик – глаголы-синонимы, а 2 столбик – глаголы - антонимы. - Кому не понятно задание? - Начинаем работать. говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, помочь-сотрудничать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться. - Сверьте с эталоном. - Поднимите руку те, у кого не так. | - Слушают задание. - Выполняют задание в парах. - Проверка по эталону. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: контроль |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – подбор синонимов и антонимов Практический –упражнение. | 4 мин | - Выполним самостоятельную работу. Посмотрите на слайд и выполните задание в рабочей тетради. Замените синонимами глаголы: солнце село - самолёт сел – река бежит – Подберите антонимы к словам: пропал – (?) сломал – (?) - Сверьте с эталоном ваши ответы. У кого нет ошибок? | - Выполняют задание. - зашло, закатилось - приземлился - течет, струится - нашёлся, появился. - сделал, наладил, починил. | П: структурирование знаний. Р: саморегуляция. |
VII. Включение в систему знаний Словесный –беседа; Наглядный – демонстрация слайда. Практический –упражнение. | 4 мин | - Сейчас мы с вами поиграем в игру. - Я называю вам действие предмета, а вы – противоположное ему по смыслу. спать - …(просыпаться), сидеть – … (стоять), прилететь – … (улететь), входить – ... (выходить). - А кто может подобрать синонимы? бороться – … (сражаться), болтать – … (разговаривать), бежать – … (мчаться, нестись), повелевать - … (распоряжаться. | - Подбирают антонимы. - Подбирают синонимы. | П: выдвижение гипотез. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 2 мин | - Молодцы, ребята, вы со всем справились. Запишите домашнее задание: найдите или придумаете сами загадку или пословицу, в которой есть глаголы - антонимы или глаголы - синонимы, и запишете её в тетрадь. - Какую цель ставили в начале урока? - Кто считает, что достиг этой цели и сможет применять новые знания без затруднений, поднимите руки. - Кто считает, что понял тему, но нужно ещё тренироваться, поднимите руки. - Кто не разобрался в теме и не сможет применять новые знания, поднимите руку. - Спасибо за урок. | - Записывают домашнее задание. - научиться подбирать синонимы и антонимы к глаголам, правильно использовать их в своей речи. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яя ля ял ля вя вл оя яг ая Вкусная ягода, тенистая аллея Яблоня, вишня – фруктовые деревья. пробраться проникнуть пройти строить разрушать
1 столбик – глаголы-синонимы, 2 столбик – глаголы - антонимы. Говорить-беседовать, смотреть- глядеть, строить-ломать, плясать-стоять, действовать-лентяйничать, убежать-прибежать, веселиться-радоваться.
Замените синонимами глаголы: Солнце село - самолёт сел – река бежит – Подберите антонимы к словам: Пропал – сломал –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме"Глаголы-синонимы и антонимы"
Урок по программе "Школа России" 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-741716-1453481333.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии
Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель: создать условия для успешного формирования у уч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" (3 класс, УМК "Школа России")
....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1108350-1558285114.jpg)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-1283520-1605291847.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....